Административное дело №а-39/2020
УИД 05RS0№-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 17 февраля 2020 года
Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Исламханова С.Ж.,
при секретаре – Абдулмуслимовой З.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора <адрес> РД к администрации МО «<адрес>» <адрес> РД о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в сфере обеспечения безопасного обращения с отходами,
у с т а н о в и л:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО «<адрес>» <адрес> РД о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в сфере обеспечения безопасного обращения с отходами.
Исковые требования прокурора мотивированы тем, что в ходе проведённой прокуратурой <адрес> РД во исполнение поручения прокуратуры РД проведена проверка требований законодательства об обеспечении безопасного обращения с отходами на территории <адрес>. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «<адрес>» расположено несанкционированное мессто размещения отходов, площадью 2850 кв.м., расположенной <адрес>, координаты: широта 42.6286 / долгота 46.9402.
Ссылаясь на данные обстоятельства, может привести к нарушению конституционных прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, прокурор <адрес> заявил требования о признании незаконным бездействия администрации МО «<адрес>» <адрес> РД выразившееся в непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки площадью 2850 кв.м., расположенной <адрес>, координаты: широта 42.6286 / долгота 46.9402.
Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> РД ликвидировать несанкционированную свалку расположенную в <адрес>, координаты: широта 42.6286 / долгота 46.9402 в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом представители административного истца, ответчика и заинтересованного лица в суд не явились, причину неявки суду административный ответчик и заинтересованное лицо не сообщили.
Административный истец просит суд рассмотреть дело без их представителя, с направлением копии решения в их адрес.
Исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Положениями статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ " Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1). Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2).
В соответствии спунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 458-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 503-ФЗ) определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 1 которой относит к вопросам местного значения муниципального района организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Положениями ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными встатье3.1настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (ч. 1). Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (ч. 2).
Срок, который прокурор просит установить администрации <адрес> для ликвидации несанкционированной свалки, суд считает разумным и достаточным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования, заявленные прокурором <адрес> РД к администрации МО «<адрес>» <адрес> РД, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>» <адрес> РД выразившееся в непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки площадью 2850 кв.м., расположенной <адрес>, координаты: широта 42.6286 / долгота 46.9402.
Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> РД ликвидировать несанкционированную свалку расположенную в <адрес>, координаты: широта 42.6286 / долгота 46.9402 в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении указанного решения администрации МО «<адрес>» <адрес> РД необходимо сообщить в Унцукульский районный суд и прокурору <адрес> РД в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Унцукульский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение составлено и отпечатано на компьютере в совещательной комнате.
Председательствующий судья С.Ж. Исламханов