Дело № 2-78/20 УИД 76RS0022-01-2019-002298-81 м.р. 13.03.2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2020 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Вороновой А.Н.,
при секретаре Одинцовой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч., Р., И., Я., Д. к ЖСК «Ключ», Ф. о признании недействительными решения общего собрания членов ЖСК и решения правления ЖСК,
У С Т А Н О В И Л:
Черемовский А.С. обратился в суд с иском /том 1 л.д.110/ к ЖСК «Ключ», Федотову В.Ю. о признании недействительными решения общего собрания членов ЖСК «Ключ», оформленного протоколом от 30.06.2019, решения правления ЖСК «Ключ», оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указал, что общее собрание членов ЖСК ДД.ММ.ГГГГ по вопросу избрания нового состава правления ЖСК, в число которого вошел Ф., не проводилось, кворум отсутствовал, на момент проведения собрания актуальный реестр членов ЖСК отсутствовал. В связи с недействительностью решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ Ф. не мог быть избран ДД.ММ.ГГГГ председателем правления ЖСК.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соистцов, на основании ст.40 ГПК РФ и п.117 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», привлечены Р., И., Я., Д. /том 2 л.д.72/.
В судебном заседании представитель Ч и Р. по доверенности М.-в требования поддержал, дал пояснения в пределах заявленного. Представитель И. и Я. по доверенности И. /том 2 л.д.141/, Д. просили дело рассмотреть без их участия /том 2 л.д.125,144/.
Представитель Ф. по доверенности П-в поддержал доводы письменных возражений, указал, что Ч не имеет субъективного права на оспаривание решения правления ЖСК, поскольку не являлся членом правления, решения общего собрания членов ЖСК от ДД.ММ.ГГГГ подтверждены решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, доказательства не проведения собрания, отсутствия кворума истцами не представлены, собрание ДД.ММ.ГГГГ было проведено в установленном порядке с соблюдением кворума, доводы Ч об отсутствии у членов ЖСК права принимать участие в голосовании при наличии задолженности по уплате взносов противоречат закону.
Третьи лица М. и В. с иском не согласны, указали, что нарушений при проведении общего собрания ДД.ММ.ГГГГ не допущено, члены ЖСК были извещены о дате и месте проведении собрания путем размещения информации на стенде по месту строительства жилого дома, Ч извещение было направлено почтой, истцом не представлены доказательства оплаты взносов членами кооператива, оснований для признания решений недействительными не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, свидетелей Г., С., Ж., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ЖСК «Ключ» действует на основании Устава, утвержденного решением общего собрания учредителей ЖСК «Ключ» от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ЕГРЮЛ.
Из протокола очередного (ежегодного) общего собрания членов ЖСК «Ключ» от ДД.ММ.ГГГГ /том 1 л.д.199-200/ следует, что собрание проведено в очно-заочной форме, явка составила более 50% от общего количества членов ЖСК, кворум имеется, присутствовало и направило бюллетени 15 человек. Рассмотрев поступившие заявления о приеме в члены ЖСК, единогласным решением членов кооператива утверждено решение правления ЖСК и приняты в кооператив В. и В. Также единогласно принято решение о прекращении полномочий членов правления ЖСК «Ключ» М., П., Ч с ДД.ММ.ГГГГ, избран новый состав правления ЖСК в лице В., М., П., Ф., Ф. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением правления ЖСК «Ключ», оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, досрочно прекращены полномочия председателя правления ЖСК «Ключ» Ч, председателем правления ЖСК «Ключ» избран Ф. На заседании правления присутствовали члены правления - В., М., П., Ф., Ф., решения приняты единогласно /том 2 л.д.68/.
На основании решения заседания правления ЖСК «Ключ» в составе Ч, К. ДД.ММ.ГГГГ избран председателем правления кооператива Ч Решением Заволжского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ данное решение правления ЖСК признано незаконным, решение в законную силу не вступило /том 1 л.д.161/.
Согласно выписке из протокола заседания внеочередного общего собрания членов ЖСК «Ключ», проведенного ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено ранее принятое решение общего собрания членов ЖСК от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении полномочий членов правления ЖСК М., П., Ч и избрании нового состава правления кооператива в лице В., М., П., Ф., Ф. /том 1 л.д.141/.
Согласно п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В силу ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
В соответствии с п. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
В силу ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В пункте 108 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, принятое с нарушением порядка его принятия и подтвержденное впоследствии новым решением собрания, не может быть признано недействительным, за исключением случаев, когда нарушение порядка принятия выразилось в действиях, влекущих ничтожность решения, в частности решение принято при отсутствии необходимого кворума (пункт 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что решением общего собрания членов ЖСК от ДД.ММ.ГГГГ решение собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, решение от ДД.ММ.ГГГГ недействительным не признано, следовательно, проверке подлежат доводы Ч о нарушениях порядка принятии решения, влекущих ничтожность решения, в частности доводы об отсутствии необходимого кворума.
Согласно п.1 ст.113 ЖК РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
В соответствии со ст. 116 ЖК РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст.121 ЖК РФ гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива.
Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).
Согласно п.4.5, п.4.6, п.4.7 Устава ЖСК «Ключ» /том 1 л.д.9/ гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом ЖСК после его регистрации в качестве юридического лица, подают в Правление ЖСК заявление о приеме в члены ЖСК в письменном виде по установленной в ЖСК форме с приложением предусмотренных в ней документов.
Заявление о приеме в члены ЖСК должно быть рассмотрено Правлением ЖСК в течение 30 дней со дня его подачи и утверждено решением общего собрания членов ЖСК. Гражданин или юридическое лицо признается членом ЖСК с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены ЖСК общим собранием членов ЖСК.
ЖСК ведет реестр членов ЖСК по установленной Правлением ЖСК форме, члену ЖСК предоставляется выписка из реестра членов ЖСК в его отношении.
В силу п.6.10 Устава ЖСК члены ЖСК, имеющие задолженность по внесению (оплате) взносов не имеют право голосовать по вопросам повестки дня на общем собрании членов ЖСК.
Согласно п.8.1.2 Устава к исключительной компетенции общего собрания членов ЖСК относится утверждение решения Правления ЖСК о приеме в члены ЖСК, принятие решения об исключении из членов ЖСК.
В силу п. 8.1.14 Устава общее собрание членов ЖСК является правомочным, если на нем присутствует более 50 процентов членов ЖСК. Каждый член ЖСК имеет на общем собрании членов ЖСК один голос.
Таким образом, в соответствии со ст.121 ЖК РФ и Уставом ЖСК для того, чтобы стать членом кооператива необходимо утверждение решения правления ЖСК о приеме в члены кооператива общим собранием членов ЖСК, прием в члены кооператива и исключение из него членов, относится к компетенции общего собрания членов кооператива.
В материалы дела представлена выписка из реестра членов ЖСК «Ключ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием 23 человек /том 1 л.д.21/, реестр пайщиков на ДД.ММ.ГГГГ с указанием 11 человек /том 2 л.д.172/, выписка из реестра пайщиков, не имеющих задолженности по уплате паевых взносов и имеющих право голосовать на общем собрании членов ЖСК, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием 11 человек /том 1 л.д.80/.
К реестру пайщиков на дату проведения собрания ДД.ММ.ГГГГ с указанием 11 человек суд относится критически, поскольку данный реестр не подтверждает фактическое количество членов ЖСК.
Данный реестр пайщиков и членство в кооперативе участвовавших в общем собрании ДД.ММ.ГГГГ лиц не подтверждены надлежащими доказательствами, а именно не представлены заявления о принятии в члены ЖСК, решения правления по заявлениям, решения общих собраний членов кооператива о принятии в члены. Протокол общего собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений об основаниях возникновения членства присутствующих лиц.
Свидетели Г., С., Ж. показали суду, что считают себя членами ЖСК, в конце ДД.ММ.ГГГГ подписывали заявление о принятии в члены кооператива, оплачивали вступительные взносы, бланки заявлений и квитанции к приходно-кассовым ордерам передавали им М. и В. /том 2 л.д.153-158/, в правление ЖСК они лично не обращались, о рассмотрении их заявлений и проведении общих собраний о принятии их в члены ЖСК им ничего неизвестно.
Учитывая изложенное и в связи с отсутствием актуального списка членов ЖСК на дату проведения собрания, суд приходит к выводу об отсутствии кворума на собрании ДД.ММ.ГГГГ. Материалы дела не содержат надлежащих и допустимых доказательств, подтверждающих численный состав и само членство в ЖСК на дату оспариваемого собрания.
Поскольку суд пришел к выводу о недействительности общего собрания членов ЖСК от ДД.ММ.ГГГГ, которым в том числе избран новый состав правления ЖСК, решения правления от ДД.ММ.ГГГГ, принятые новым составом правления кооператива, являются недействительными.
Доводы представителя Ф. о том, что Р., И., Я., Д. пропущен срок оспаривания решения собрания, суд считает необоснованными. Данные лица указали, что о собрании ДД.ММ.ГГГГ и принятом решении узнали из уведомления Ч об обращении в суд, сообщения о проведении собрания и уведомления о принятых решениях не получали, материалы дела доказательств обратного не содержат.
Заявление представителя Ч о подложности доказательств /том 2 л.д.76/, представленных М., а именно справок о полной выплате взносов в отношении Ф., Ф., К., С1, С2, надлежащим образом не подтверждено. Допустимые и достаточные доказательства подложности соответствующих документов в деле отсутствуют. При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения указанного заявления.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение общего собрания членов ЖСК «Ключ», оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, решение правления ЖСК «Ключ», оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, недействительными.
Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н. Воронова