Дело №12-15/2020
76RS0008-01-2019-001954-12
РЕШЕНИЕ
г. Переславль-Залесский 13 января 2020 г.
Судья Переславского районного суда Ярославской области Быкова Н.Н., при секретаре Князевой Е.В., с участием зам. начальника Переславского районного отдела УФССП России по Ярославской области <Е> рассмотрев в открытом судебном заседании дело в отношении директора ООО «Моторгаз-Транстехгаз» Егорова Юрия Николаевича о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с жалобой Егорова Ю.Н. на постановление заместителя начальника отдела Переславского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области <Е> о признании Егорова Ю.Н. виновным в совершении указанного административного правонарушения и назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Переславского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области <Е> от 12.09.2019 г. генеральный директор ООО «Моторгаз-Транстехгаз» Егоров Ю.Н. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в связи с чем ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 руб.
Согласно указанному постановлению административное правонарушение выразилось в том, что в соответствии с решением Переславского районного суда Ярославской области от 30.01.2019 г. должник ООО «Моторгаз-Транстехгаз обязан был подать МУП «Теплосервис» теплоноситель надлежащего качества для нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения, а МУП «Теплосервис» принять данный теплоноситель и обеспечить фактически подключенных абонентов микрорайона Чкаловский г.Переславля-Залесского теплоснабжением и горячим водоснабжением, 31.01.2019 г. на основании денного решения суда судебным приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство <номер скрыт>-ИП, <дата скрыта> судебным приставом-исполнителем генеральному директору ООО «Моторгаз-Транстехгаз» Егорову Ю.Н. было вручено требование о явке на прием к и.о. начальника Переславского РОСП 06.08.2019 к 10.00, также при себе иметь документы, подтверждающие исполнение решения суда. Того же числа был предупрежден, что в случае неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленного судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора влечет административную ответственность по ст. 17.15 КоАП РФ. Дополнительно предупрежден, что в случае неявки в Переславский РОСП в отношении должника будет составлен и рассмотрен административный протокол в отсутствие должника Егорова Ю.Н. 06.08.2019 года в Переславский РОСП директор ООО «Моторгаз-Транстехгаз» Егоров Ю.Н. не явился, документов, подтверждающих факт исполнения решения суда не представил, тем самым нарушил требование судебного пристава-исполнителя.
Будучи несогласным с указанным постановлением, Егоров Ю.Н. обратился в Переславский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Доводы жалобы сводятся к тому, что не имеется объективной возможности исполнить решение суда, что не являются собственником земельного участка, на котором находится газовая котельная, что у Общества нет договорных отношений с абонентами микрорайона Чкаловский г.Переславля-Залесского. Следовательно, автор жалобы не считает себя надлежащим должником по решению суда.
В судебное заседание Егоров Ю.Н. не прибыл, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен судом надлежащим образом. Заявлений и ходатайств в суд не направил. Заместитель начальника Переславского районного отдела УФССП России по Ярославской области <Е> жалобе возражала, указав, что в настоящее время исполнительное производство <номер скрыт>-ИП прекращено, поскольку решение суда по делу №2-89/2019 отменено, прекращено исполнительное производство по взысканию исполнительного сбора, а также прекращено исполнительное производство по исполнению постановления от 12.09.2019г., которое Егоровым обжалуется. Представитель Переславского РОССП пояснила, что 02.08.2019г. Егорову Ю.Н. вручалось требование о явке в Переславский РОССП к 10.00, где он был предупрежден о том, что в случае неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленного судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора влечет административную ответственность по ст. 17.15 КоАП РФ. Дополнительно предупрежден, что в случае неявки в Переславский РОСП в отношении должника будет составлен и рассмотрен административный протокол в отсутствие должника Егорова Ю.Н. 06.08.2019 года в Переславский РОСП директор ООО «Моторгаз-Транстехгаз» Егоров Ю.Н. не явился, документов, подтверждающих факт исполнения решения суда не представил. Других данных об извещении Егорова Ю.Н. о времени и месте составления административного протокола не имеется. Представитель пояснила, что копия административного протокола Егорову была вручена 18.09.2019г.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, судья пришел к следующему.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Событие правонарушения и виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу, устанавливаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении Егорова Ю.Н. был составлен в его отсутствие, доказательств надлежащего извещения о времени и месте составления протокола не имеется.
Суд не может согласиться с позицией административного органа о том, что вручение Егорову Ю.Н. 02 августа 2019 года требования, в котором было указано о том, что ему необходимо явиться на прием к и.о. начальника Переславского РОСП 06.08.2019 к 10.00, при себе иметь документы, подтверждающие исполнения решения суда, что в случае невыполнения настоящего требования на него будет составлен административный протокол по ст. 17.15 КоАП РФ в его отсутствие, является надлежащим уведомлением о времени и месте составления административного протокола по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ. В указанном требовании не указано когда именно (время) и где именно (место) будет составлен в отношении Егорова Ю.Н. административный протокол. При этом суд обращает внимание должностного лица контролирующего органа о том, что административный протокол составлен 12.09.2019г., а не 06.08.2019г. как можно было бы предположить из полученного Егоровым требования.
В то же время как, по смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения юридических и физических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, о составлении протокола об административном правонарушении.
Неисполнение вышеуказанных требований закона свидетельствует о существенном нарушении процессуальных норм, регламентирующих производство по делу об административном правонарушении, так как должностным лицом не были созданы необходимые условия для реализации права Егорова Ю.Н. на защиту.
Копия протокола об административном правонарушении от 12 сентября 2019 года в адрес Егорова Ю.Н. направлена не было. Сведения об этом суду не представлены. Вручение Егорову Ю.Н. административного протокола 18.09.2019г. как следует из объяснений должностного лица административного органа не свидетельствует о надлежащем исполнении требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
Обязанность доказать соблюдение процедуры привлечения лица к административной ответственности лежит на должностном лице, принявшем постановление о назначении административного наказания. Однако, доказательства, опровергающие установленное судом обстоятельство, материалы дела не содержат.
Кроме этого, материалы дела не содержат сведений о надлежащем уведомлении Егорова Ю.Н. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 12 сентября 2019 года. Постановление о назначении административного наказания от 12 сентября 2019 года было вынесено в отсутствии Егорова Ю.Н.
По запросу суда административный орган дополнительных сведений об этом не представил.
Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из буквального толкования вышеприведенной нормы следует, что в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Данная норма призвана обеспечить право на защиту лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении лица к административной ответственности.
В силу ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо, рассматривающее данное дело, обязано в частности устанавливать факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выяснять, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Доказательств, подтверждающих направление Егорову Ю.Н. извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении по месту его жительства, материалы дела не содержат.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Егорова Ю.Н. должностным лицом, вынесшим постановление о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания, было проведено с нарушением требований статьи 25.15 КоАП РФ, а также требований статьи 29.7 КоАП РФ.
Указанные нарушения привели к нарушению прав Егорова Ю.Н., как лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, установленные в частности ст. 25.1 КоАП РФ.
Данное процессуальное нарушение является существенным, поскольку не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а так же повлекло нарушение прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности. Данное процессуальное нарушение делало невозможным рассмотрение дела об указанном административном правонарушении должностным лицом по существу. В связи с этим вынесенное в дальнейшем по результатам рассмотрения данного дела постановление должностного лица о признании Егорова Ю.Н. виновным в совершении административного правонарушения не отвечает принципу законности, не основан на имеющихся в деле материалах, их полном и всестороннем исследовании, чем нарушены требования ст.24.1 КоАП РФ, в связи с чем указанное постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным, постановление подлежит отмене.
По смыслу положений ст. 29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после его разрешения по существу, в связи с чем возможность устранения нарушения вышеуказанных процессуальных нарушений к настоящему времени утрачена.
Таким образом, допущенные по настоящему делу нарушения требовании КоАП РФ являются существенными и не могут быть устранены на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением закона и не мог быть использован при вынесении постановления по делу.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Протокол об административном правонарушении согласно ст. 26.2 КоАП РФ является основным доказательством по делу, так как в нем содержатся фактические данные, которые позволяют установить наличие события административного правонарушения.
Поэтому недопустимость протокола об административном правонарушении влечет прекращение производства по делу, так как такой протокол не имеет юридической силы, не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и быть взят в основу постановления о назначении административного наказания.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ, являясь существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность принятого по делу решения, которым эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. В cвязи c видoм пpинимaeмoгo peшeния нeoбxoдимocти в oцeнкe ocтaльныx дoвoдoв жaлoбы нe имeeтcя.
На основании изложенного, руководствуясьст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Переславского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области от 12 сентября 2019 года, принятое в отношении генерального директора ООО «Моторгаз-Транстехгаз» Егорова Юрия Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Переславский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: Н.Н. Быкова