Дело № 2-2953/2016 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 ноября 2016 года г.Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коцур Т.Н.,
при секретаре Сюремовой Н.Н.,
с участием прокурора Леушиной Е.М.,
представителя истца Баландиной А.Б. по доверенности,
представителя ответчиков Шестакова С.Л. по ордеру,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ к Кругловой ФИО15, Кругловой ФИО16 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения специализированного фонда без предоставления другого жилого помещения, встречный иск Кругловой ФИО17 к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании право собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны обратилось в суд с иском к ответчикам Кругловой С.В., Кругловой Ю.С. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения специализированного фонда без предоставления другого жилого помещения по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что по имеющимся сведениям в отделении (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в служебном жилом помещении специализированного жилищного фонда Минобороны России, расположенном по адресу: <адрес> проживают граждане Круглова ФИО19, Круглова ФИО18, на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, который был выдан ФИО5 в связи с прохождением военной службы по контракту в в/ч <адрес> края. В настоящее время ФИО5 числится снятым с регистрационного учета с вышеуказанного адреса, в связи с выездом на постоянное место жительства в <адрес>. Вследствие чего ФИО5 было дано разрешение на перевод лицевого счета квартиры на Круглову С.В. В соответствии с решением <адрес> исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении служебных квартир КЭЧ Пермского района», данная квартира была отнесена к специализированному жилищному фонду МО РФ. В связи с отсутствием сведений о работе (службе) Кругловой С.В., Кругловой Ю.С. в организациях и учреждениях МО РФ, Кругловой С.В. ДД.ММ.ГГГГ было выставлено уведомление о подтверждении законности проживания в жилом помещении. Ответ от Кругловой С.В. не поступил. ДД.ММ.ГГГГ Кругловой С.В. было направлено уведомление об освобождении занимаемого жилого помещения заказным письмом с уведомлением. ДД.ММ.ГГГГ письмо вернулось с отметкой «Истек срок хранения». На сегодняшний день информации в отделении (территориальное, <адрес>) о том, что ответчики освободили жилое помещение, не имеется. Предоставленная квартира является собственностью Российской Федерации и находится на балансовом учете у истца. В соответствии с приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» ФГКУ «Пермская КЭЧ района» реорганизована в ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ. Со ссылкой на ст. ст. 35, 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 209; 214; 215 Гражданского кодекса Российской Федерации полагают, что не выполнение ответчиками требований об освобождении служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, влечет за собой нарушение прав военнослужащих проходящих военную службу в в/ч №, в обеспечении жилым помещением (3-4).
Не согласившись с заявленными исковыми требованиями, ответчик Круглова С.В. обратилась в суд со встречным исковым заявлением. Во встречном иске просит признать за ней право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, с указанием в резолютивной части решения, что данное решение является основанием для прекращения прав прежнего собственника и основанием для регистрации права собственности на истца.
В обоснование заявленных требований указала, что она является нанимателем спорного жилого помещения по адресу: <адрес>. Кроме нее в спорном жилом помещении проживает и зарегистрирована ее дочь Круглова Ю.С. По её мнению, доводы ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны РФ о том, что занимаемая ими квартира относится к специализированному жилищному фонду и, соответственно, приватизации не подлежит, являются ошибочными. Ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на спорное жилое помещение, не является служебным, что подтверждается имеющимся в деле Талоном к ордеру. В Управлении Росреестра по <адрес> специализированный правовой режим использования спорного жилого помещения не зарегистрирован, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду социального использования и, соответственно, они занимают его на условиях договора социального найма. Позиция ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны РФ о том, что занимаемая ими квартира является служебной и отсутствие оформленного с истцами договора социального найма спорного жилого помещения является препятствием в заключении договора приватизации указанной квартиры. Ранее правом приватизации она не пользовалась, её дочь Круглова Ю.С. от приватизации спорного жилого помещения отказывается (л.д. 48-50).
В судебном заседании представитель истца Баяндина А.Б. на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме, подтвердила доводы, изложенные в иске, встречный иск не признала.
Ответчики Круглова С.В., Круглова Ю.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель ответчиков Шестаков С.Л. исковые требования не признал, на удовлетворении встречного иска настаивал.
Третьи лица ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», Пермское отделение ФГКУ «Центррегионжилье МО РФ» о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчиков, прокурора, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, встречный иск удовлетворению не подлежит.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Спорная квартира является собственностью Российской Федерации. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение с ДД.ММ.ГГГГ находилось в оперативном управлении Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Вторая Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть района».
Приказом Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» принято решение реорганизовать с 20.12.2010 г. федеральное государственное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской, указанных в приложении № 4 к настоящему приказу. В Перечне № 4 к приказу Министра обороны РФ 2010 № 1871 под № 4 значится Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Вторая Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть района».
Решением исполнительного комитета Пермского районного Совета народных депутатов № 357 от 22.12.1989 г. «Об утверждении служебных квартир КЭЧ Пермского района» на основании приказа МО СССР № 285 от 10.11.1975 г. квартира № в доме № в пос. <адрес> признана служебной (л.д.10).
Из талона к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ Савинского района Министерства обороны СССР усматривается, что капитану ФИО5, его жене Кругловой С.В., дочери Кругловой Ю.С. предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> (л.д.18).
Из справки ТСЖ «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в квартире по адресу: <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы: Круглова ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Круглова ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.9).
В соответствии с Распоряжением № 70 от 06.04.2007 г. «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за ГУ «Вторая Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть района», в собственность Пермского муниципального района» - прекращено право оперативного управления ГУ «Вторая Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть района» на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению. Согласно распоряжению имущество, указанное в приложении передано в собственность Пермского муниципального района Пермского края. Из приложения к распоряжению ТУ Росимущества по СО от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что квартира № в доме № <адрес> в собственность Пермского муниципального района Пермского края, не передавалась.
Постановлением главы Пермского муниципального района № от 25,07.2007 «Об утверждении в составе муниципальной собственности жилого фонда» - утвержден в составе муниципальной собственности жилой фонд, безвозмездно передаваемый ГУ «Вторая Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть района». Из перечня квартир, передаваемых в муниципальную собственность Пермского муниципального района видно, что квартира по адресу: <адрес> муниципальную собственность Пермского муниципального района, не передавалась.
Из перечня объектов (жилых помещений) муниципальной собственности Пермского муниципального района, передаваемых в собственность Савинского сельского поселения усматривается, что квартира по адресу: <адрес> собственность Савинского сельского поселения администрацией Пермского муниципального района не передавалась. Указанные документы свидетельствуют, что квартира по адресу: <адрес> всегда находилась в государственной собственности, в собственность муниципальных образований (Пермского муниципального района, администрации Савинского сельского поселения), никогда не передавалась. В настоящее время находится в оперативном управлении ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны РФ
Согласно ответам ГУП «ЦТИ» Пермского края, Росреестра Пермского края у Кругловой ФИО22, Кругловой ФИО23 отсутствуют сведения о правах на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества.
Разрешая исковые требования, суд считает необходимым первоначально провести анализ встречного иска.
Заявляя встречные исковые требования, истец Круглова С.В. исходит из того, что в Управлении Росреестра по Пермскому краю спорное жилое помещение как специализированное, имеющее соответствующий правовой режим не зарегистрировано. Полагает, что спорное жилое помещение фактически занимает по договору социального найма, которое подлежит приватизации. Ордер, выданный на спорное жилое помещение, не является служебным.
Суд, с такими доводами истца по встречному иску согласиться не может по следующим основаниям.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, в общую либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Как следует из документов гражданского дела, спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Разрешая спор, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещения является служебным. Доводы истца о том, что она занимает спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Кругловым, установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статьей 28-31,33,42,43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда – совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия утвержденного решением органа местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства установлено, что семья Кругловых не состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении семье Кругловых спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, уполномоченным органом не принималось.
Спорное жилое помещение предоставлено капитану Круглову С.Ю. Министерством обороны СССР - КЭЧ Савинского района как военнослужащему на основании ордера для временного проживания на период службы в вооруженных силах СССР.
В силу ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти жилые помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 г.) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение по адресу: <адрес> включено в число служебного жилищного фонда, решением исполнительного комитета Пермского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ. Квартире по вышеуказанному адресу присвоен статус служебной, вселение в квартиру семьи Кругловых произведено на основании ордера, выданного Савинской КЭЧ района ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделило полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту «м» пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В судебном заседании установлено, что решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось. Договор найма служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.
Доводы истца о том, что в Управлении Росреестра по Пермскому краю специализированный правовой режим использования спорного жилого помещения не зарегистрирован судом во внимание не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее – орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 (далее – Правила).
В соответствии с абзацем 3 пункта 14 Правил № 42 решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
В соответствии с приведенными положениями Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и п.2 ст. 92 ЖК РФ, направление решения о включении жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда в орган, регистрирующий права на недвижимое имущество и сделок с ним, равно как и заявителю в трехдневный срок, не является юридически значимым для целей придания или не придания жилому помещению статуса специализированного.
Учитывая, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, отнесение жилого помещения к специализированному фонду не порождает указанных юридических фактов, т.е. отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как отнесенного к специализированному фонду не может свидетельствовать о недействительности его нахождения в специализированном жилом фонде.
Таким образом, направление указанного решения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носит уведомительный характер.
С учетом изложенного суд считает, что отсутствие в ЕГРП сведений о регистрации жилого помещения в качестве служебного не свидетельствует о том, что такое жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, а семья истца занимает спорное жилое помещения на условиях договора социального найма. Кроме того, следует отметить, что на момент признания спорной квартиры в 1989 году служебной, указанные выше Правила № 42 не действовали.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что она занимает спорное жилое помещение фактически по договору социального найма, и имеет в связи с этим право на приватизацию квартиры, не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение ответчики занимают на условиях социального найма, в материалы дела не представлено. Встречный иск удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона РФ от 22 января 1993 года «О статусе военнослужащих», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей предоставляются при получении постоянной жилой площади.
Пунктом 10 указанной статьи предусмотрено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до введения в действие Жилищного кодекса РФ и на момент вселения ответчиков в спорное жилое помещение, выселение из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения военнослужащих и членов их семей не допускалось.
Граждане Российской Федерации приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Сроки военной службы устанавливаются Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2 Закона РФ «О статусе военнослужащих»).
В справке от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части № отражено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Круглов ФИО24 военную службу по контракту в войсковой части № не проходит, в списках личного состава не числится (л.д.8).
Из информации комиссара города Москва от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что капитан запаса ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата <адрес> Западного административного округа <адрес>. На основании приказа ГК ПВО № от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы в запас ВС РФ по статье 49 части 2 пункта «б» (за невыполнение условий контракта).
Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы и информационных ресурсов УФМС России по городу Москве от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Свидетельством о расторжении брака подтверждается, что брак между ФИО5, 1964 года рождения и Кругловой ФИО25, 1965 года рождения прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда Пермского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61). Указанное обстоятельство подтверждается решением Пермского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что наниматель служебного жилого помещения ФИО5 в спорном жилом помещении не проживает с 1998 года, выехал в <адрес>, с ответчиком Кругловой С.В. брак прекращен. В настоящее время ФИО5 не имеет статус военнослужащего, военную службы в Вооруженных Силах РФ не проходит. Ответчик Круглова С.В. членом семьи военнослужащего в настоящее время не является, в трудовых отношениях с истцом не состоит. Доказательств того, что сама ответчик ФИО5 имеет гарантии, предусмотренные Жилищным кодексом РСФСР (ст. 108 ЖК РСФСР) на выселение из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, суду не представлено. Следовательно, положения п.4 статьи 108 ЖК РСФСР к спорным отношениям применению не подлежат.
Как разъяснено в п.43 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 14 от 2 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с приведенным положением закона, невозможность выселения граждан без предоставления другого жилого помещения, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрена лишь при одновременном наличии двух условий: указанные граждане должны быть отнесены к перечню лиц, выселение которых не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР), а также такие граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма либо иметь право состоять на таком учете.
Разрешая спор, суд приходит к выводу, что ответчики к перечню лиц, выселение которых не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ, отнесены быть не могут, по основаниям указанным выше в решении. Кроме того, ответчики на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья в администрации Савинского сельского поселения не состоят.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилых помещений.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, ответчиками не представлено доказательств того, что они имеют право состоять на жилищном учете для предоставления им жилого помещения по договору социального найма.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что фактически договор найма служебного жилого помещения с ответчиками прекратил свое действие, ответчики утратили право пользования служебным жилым помещением и подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства ответчиком Кругловой С.В. по первоначальному иску заявлено ходатайство о применении пропуска срока исковой давности и о применении судом последствий истечения срока исковой давности. При этом ответчик исходит из того, что служебные отношения между ФИО5 и в/ч № в связи с которыми семье было предоставлено спорное жилое помещение, прекратились в 1998 году. Её трудовые отношения с в/ч №, в связи с которыми лицевой счет переведен на её имя, прекратились в ДД.ММ.ГГГГ году.
Суд с указанными доводами ответчика согласиться не может по следующим основаниям. Ответчики занимают спорную квартиру, находящуюся в федеральной собственности, без наличия на то законных оснований, что является препятствием для реализации прав истца на распоряжение данным имуществом.
Истцом заявлены требования об освобождении помещения, что охватывается сферой действия негаторного иска, поскольку предусмотренный статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты, в силу которого законный владелец имущества вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, подлежат применению в том случае, если собственник не утратил владения вещью. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах» по управлению федеральным имуществом» Министерству обороны РФ делегированы полномочия по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе, по осуществлению от имени и в интересах Российской Федерации юридических действий по защите имущественных или иных прав и законных интересов РФ при управлении имуществом Вооруженных Сил и подведомственным Министерству обороны РФ организаций. В соответствии с п. 19 Устава ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны РФ в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил. Основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля и сохранностью имущества Вооруженных Сил. Согласно п. 27 Устава ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества. Суд считает, срок исковой давности для предъявления заявленного истцом иска не истек, поскольку ответчики занимают спорное жилое помещение без законных оснований, его владельцем является Российская Федерация, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ осуществляет полномочия титульного владельца, который в любое время вправе поставить вопрос о его освобождении, соответственно, на заявленное требование собственника или иного владельца об устранении нарушений их прав, не связанных с лишением владения в силу абзаца 5 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ к Кругловой ФИО26, Кругловой ФИО27 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения специализированного фонда без предоставления другого жилого помещения - удовлетворить.
Признать Круглову ФИО28, Круглову ФИО29 утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Выселить Круглову ФИО30, Круглову ФИО31 из жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении встречного иска Кругловой ФИО32 к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное учреждение имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>, с указанием в резолютивной части решения, что решение является основанием для государственной регистрации права – отказать.
На решение может быть подано апелляционное представление, подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Т.Н. Коцур
СПРАВКА
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Т.Н. Коцур