К делу № 2а-397/20
УИД23RS0011-01-2019-006001-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2020 года г. Геленджик Краснодарского края
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи - Садова Б.Н.,
при секретаре – Михайловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ковальчук С.В., Швец А.Ф., Титикаевой (Швец) О.И. к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности и возложении обязанности осуществить кадастровый учет и регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Ковальчук С.В., Швец А.Ф., Титикаева (Швец) О.И. в лице своего представителя по доверенностям Муратова А.Р., обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел о признании незаконным решение № от 04.06.2019г. о приостановлении государственной регистрации права общей долевой собственности и государственного кадастрового учета в отношении объекта: наименование: жилое помещение, расположенный по адресу: <адрес>, и возложении обязанности осуществить действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права объекта недвижимости.
Требования мотивированы тем, что определением Геленджикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, утверждено мировое соглашение, заключенное между М. с Ковальчук А.Ф., Ковальчук С.В., П., Швец А.Ф. и Швец О.И., о разделе домовладения <адрес>.
Так, Ковальчук А.Ф., Ковальчук С.В., П., Швец А.Ф. и Швец О.И. в общую долевую собственность выделены: комнаты в лит. «А1» № площадью 15,0 кв.м., № площадью 13,0 кв.м.. № площадью 12,8 кв.м., пристройка лит. «а2» размером 2,1х4,1м площадью 7,8 кв.м., пристройка лит «а3» размером 2,7х2,45х1,9х0,8м, земельный участок закрепляется по фактически сложившемуся пользованию, указанному на генплане технического паспорта по состоянию на момент подписания соглашения.
Актом № 92 комиссии по использованию жилищного фонда при администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о приеме самовольно выполненной перепланировки и (или) переустройства жилого помещения от 19.08.2017г. была завершена перепланировка жилого помещения – жилого дома литер А1, а2, а3 по адресу: <адрес>, общей площадью 59,5 кв.м., в т.ч. жилой – 40,8 кв.м.
С целью реализации судебного акта они (административные истцы) обратились к административному ответчику, однако 21.08.2018г. получено уведомление о приостановке государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права обратились не все участники долевой собственности, а также в связи с тем, что форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ.
Выполняя требования государственного регистратора, они вновь обратились к административному ответчику. Однако, 04.06.2019г. государственный регистратор вновь приостановил регистрацию права, в связи с тем, что форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ; кроме того, объект, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, также имеются противоречия между сведениями об объектах недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таких объектах недвижимости.
Полагают, что решение от 04.06.2019г. о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, является незаконным, в связи с чем, обратились в суд.
В судебном заседании представитель административных истцов доводы и требования административного искового заявления поддержал, ссылаясь на те же обстоятельства, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел – Бондарева А.А., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения требований административных истцов, в связи с отсутствием законных оснований. В обоснование своей позиции представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, и принимаются судом во внимание.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Производство по административным об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
Для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод административного истца.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регламентированы Федеральным законом N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости".
Учитывая положения части 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 1 статьи 21 названного Федерального закона предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 04 июня 2019 года административные истцы обратились в Геленджикский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности и по государственному кадастровому учету в отношении объекта: жилое помещение, по адресу: <адрес>.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, установлено, что нарушены требования Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
04 июня 2019 года государственная регистрация права общей долевой собственности на указанный жилой дом Управлением Росреестра по Краснодарскому краю приостановлена на основании ч. 13 ст. 24, ч. 7 ст. 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ), в связи с тем, что форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ; кроме того, объект, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, также имеются противоречия между сведениями об объектах недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таких объектах недвижимости.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, во взаимосвязи с положениями действующего законодательства РФ, суд приходит к выводу, что у регистрирующего органа имелись все правовые и фактические основания для приостановления в регистрации права общей долевой собственности и государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, заявленный административными истцами.
При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно, такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
Согласно п.1 ст. 41 Закона о регистрации, в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Пунктом 8 ст. 41 Закона регламентировано, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения
В целях устранения, послуживших основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, рекомендовано обратиться всем собственникам объектов недвижимости находящихся в долевой собственности, поскольку представленная доверенность не уполномочивает Гаврилова С.В. представлять интересы Ковальчук А.Ф. по проведению государственного кадастрового учета.
Кроме того, на государственную регистрацию представлен технический план, подготовленный 08.10.2018г. в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием объектов недвижимости (далее - Технический план).
В соответствии с пунктами 54 и 55 Требований № 953 схема предназначена для отображения местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства относительно границ: земельного участка (при наличии в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка в виде списка координат характерных точек), а также других объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка; кадастрового квартала (при отсутствии в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка в виде списка координат характерных точек); земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и используемых без предоставления земельных участков и установления сервитута.
На Схеме отображаются: границы земельного участка (земельных участков), его (их) частей; контур здания (части здания), сооружения (части сооружения), объекта незавершенного строительства, в отношении которого проводятся кадастровые работы; необходимые обозначения.
В представленном с заявлением техническом плане в качестве кадастрового номера здания, в котором расположено помещение, указан – №. По сведениям ЕГРН здание с кадастровым № является здание с назначением «жилое», расположенным на земельном участке с разрешенным использованием «для эксплуатации части индивидуального жилого дома».
В соответствии с ч. 7 ст. 41 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения в жилом доме или в жилом строении не допускается.
Кроме того, помещение, расположенное в жилом доме, не является объектом недвижимости, что не позволяет осуществить государственный кадастровый учет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что приостанавливая государственную регистрацию перехода прав и отказывая в ней, Управление Росреестра по Краснодарскому краю в обжалуемом уведомлении указало законные основания для отказа в осуществлении соответствующих действий, при наличии вышеуказанных нарушений.
Доказательств обратного со стороны административных истцов не представлено. При этом доводы административных истцов, указанные в качестве обоснования своих требований, основаны на не правильном толковании положений действующего законодательства РФ, в связи с чем, не принимаются во внимание.
Следует отметить, что административные истцы не лишены права на повторное обращение к административному ответчику после устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.
Учитывая положения ст.227 КАС РФ, из которой следует, что суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконным, в случае, если такое решение, действия (бездействие) соответствует нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах суд считает требования Ковальчук С.В., Швец А.Ф., Титикаева (Швец) О.И. не подлежащими удовлетворению.
Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 59 -61, 70, 84 КАС РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск Ковальчук С.В., Швец А.Ф., Титикаевой (Швец) О.И. к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности и возложении обязанности осуществить кадастровый учет и регистрацию права собственности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2020 года.
Судья: