Дело № 5-148/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
9 июня 2020 года пос.Ува
Судья Увинского районного суда Удмуртской Республики Лобанов Е.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Увинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», ОГРН 1021800915333, ИНН 1821002514, адрес: Удмуртская Республика, Увинский район, п. Ува, ул. Чкалова, 20,
У С Т А Н О В И Л:
Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Увинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Больница) привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при следующих обстоятельствах.
При проведении эпидемиологического расследования по распоряжению №62 от 23.04.2020 года в отношении Больницы в связи с регистрацией 16.04.2020 года случая новой коронавирусной инфекции у КНМ, 23.04.2020 года поступила информация о положительном результате анализа на COVID 19; в рамках проведения эпидемиологического расследования 24.05.2020 года в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по УР в п.Ува поступила информация о положительном результате лабораторного исследования ПЦР на коронавирус из вирусологической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» у ЧИП; кроме того, 01.05.2020 года в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по УР в п.Ува поступила информация о положительном результате лабораторного исследования ПЦР на коронавирус из вирусологической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» на БАМ, водителя скорой медицинской помощи, который участвовал в перевозке больного новой коронавирусной инфекцией ЧИП без полного комплекта СИЗ.
13.05.2020 года в 10 часов в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по УР в п.Ува поступил акт санитарно-эпидемиологического обследования №64/6 от 13.05.2020 года, в соответствии с которым установлены нарушения требований статей 1, 29, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ), СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний», которые влекут угрозу жизни и здоровью людей:
1) В нарушение п. 8.8, п. 11.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в отделении скорой медицинской помощи Больницы, а именно в диспетчерской и в комнате отдыха персонала использовалась не медицинская мягкая мебель, выполненная из материалов, не устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств, полы в этих помещениях застелены ковровым покрытием, что не позволяет проводить качественную влажную уборку и обработку дезинфицирующими средствами, может привести к возникновению и распространению внутрибольничных инфекционных заболеваний. Фото №№1,2.
В соответствии с п. 8.8, п. 11.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Администрация МО организует предварительный и периодический (не реже одного раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки.
2) В нарушение п. 11.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 в отделении скорой медицинской помощи несвоевременно осуществляется маркировка емкостей с рабочими растворами дезинфекционных средств, так для обработки масок и очков используется «Ника-профи» 1% раствор, дата приготовления рабочего раствора 26.04.2020 года (при обследовании очага: отделение СМП 01.05.2020), на емкостях для отходов класса Б отсутствуют надписи с указанием даты изготовления рабочего раствора, отсутствуют емкости для обеззараживания уборочного инвентаря, данное нарушение ведет к некачественному проведению обработки дезинфекционными средствами, может способствовать сохранению условно-патогенных микроорганизмов
Выявленное нарушение может привести к возникновению и распространению внутрибольничных инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 11.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов:
- для дезинфекции, для предстерилизационной очистки и для стерилизации изделий медицинского назначения, а также для их предварительной очистки (при использовании средств, обладающих фиксирующими свойствами);
- для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования;
- для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания отходов классов Б и В (в случае отсутствия установок для обеззараживания).
Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.
3) В нарушение п. 1.5.2 гл. ?? СанПиН 2.1.3.2630-10 в отделении скорой медицинской помощи в ходе заключительной дезинфекции не проводилась дезинфекция спецодежды (куртки) заболевшего сотрудника скорой медицинской помощи БАМ, сотрудников отделения скорой медицинской помощи и водителей.
Выявленное нарушение способствует сохранению условно-патогенных микроорганизмов, может привести к возникновению и распространению внутрибольничных инфекционных заболеваний.
В соответствии с п.1.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» очаговая дезинфекция проводится при выявлении источника инфекции (больные, носители) в стационарах (отделениях), амбулаторно-поликлинических организациях любого профиля с учетом эпидемиологических особенностей инфекции и механизма передачи ее возбудителя.
Целью очаговой дезинфекции является предупреждение распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты, имевшие контакт с больными в стационаре (отделении) и за его пределами.
При очаговой дезинфекции обеззараживаются различные объекты, имеющие эпидемиологическое значение в передаче возбудителя; проводится гигиеническая обработка рук медицинского персонала, полная или частичная обработка кожных покровов больных и персонала; дезинсекция и дератизация.
Очаговая дезинфекция осуществляется в формах текущей и заключительной очаговой дезинфекции.
В соответствии с п. 1.5.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» заключительная очаговая дезинфекция проводится после выписки, смерти или перевода больного в другое отделение или стационар с целью обеззараживания объектов внутрибольничной среды, с которыми он контактировал в процессе пребывания в стационаре. В ходе заключительной очаговой дезинфекции: обеззараживаются поверхности помещений, в которых находился больной, и места общего пользования; поверхности оборудования и приборов; изделия медицинского назначения; предметы ухода за больным, медицинские отходы; обеззараживаются в дезинфекционных камерах постельные принадлежности, нательное белье и вещи больного, выдаваемые ему перед выпиской; обеззараживается санитарный транспорт, перевозивший больного; проводится полная или частичная санитарная обработка кожных покровов больных перед выпиской; проводятся дезинсекция и дератизация.
4) В нарушение п. 11.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 в отделении скорой медицинской помощи при работе с дезинфекционными средствами не соблюдались все меры предосторожности. Мероприятия проводились сотрудниками скорой медицинской помощи, при этом не все из них использовали средства индивидуальной защиты (медицинские маски, респираторы).
Выявленное нарушение может привести к возникновению и распространению внутрибольничных инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 11.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» при работе с дезинфекционными средствами необходимо соблюдать все меры предосторожности, включая применение средств индивидуальной защиты, указанные в инструкциях по применению.
5) В нарушение п. 11.11 СанПиН 2.1.3.2630-10 в отделении скорой медицинской помощи не упорядочено хранение уборочного инвентаря (уборочный инвентарь - лентяйки, ветошь, ведра- хранятся на стеллаже в коридоре). Фото №№ 3,4,5.
Выявленное нарушение способствует сохранению условно-патогенных микроорганизмов, может привести к возникновению и распространению внутрибольничных инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 11.11 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов.
6) В нарушение п. 11.10 СанПиН 2.1.3.2630-10 в отделении скорой медицинской помощи отсутствует раздельный уборочный инвентарь для пола и стен, для санузла. Выявленное нарушение способствует сохранению условно-патогенных микроорганизмов, может привести к возникновению и распространению внутрибольничных инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 11.10 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным, иметь четкую маркировку, применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов.
7) В нарушение п. 6.2 СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний», п.12.1. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» имеют место случаи передачи экстренных извещений при выявлении больных внебольничными пневмониями более чем через 12 часов (например, ГИН., дата установления диагноза 21.03.2020, экстренное извещение №471 от 31.03.2020, ЮАТ, дата установления диагноза – 28.03.2020, экстренное извещение №474 от 01.04.2020, СБАдата установления диагноза – 20.03.2020, экстренное извещение от № 449 от 24.03.2020г. и другие).
В соответствии п. 6.2 СП 3.1.2.3116-13 медицинская организация, выявившая больного ВП (в том числе при изменении диагноза), обязана направить экстренное извещение в установленном порядке в территориальные органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае необходимости (при подозрении на инфекцию, вызванную возбудителями, относящимися к I-II группам патогенности, или новыми (ранее неизвестными) возбудителями) принять меры по его изоляции.
При выявлении больных ВП в организованных коллективах первичные меры (изоляция больных, вызов врача, организация дезинфекции) до прибытия специалистов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводятся медицинскими работниками учреждения или его администрацией.
В соответствии с п.12.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней - о каждом случае инфекционной (паразитарной) болезни, носительства возбудителей инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь, а также в случае смерти от инфекционной (паразитарной) болезни медицинские работники медицинских, образовательных, оздоровительных и других организаций, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его нахождения).
8) В нарушение п. 4.6 СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний» не проводится полный комплекс мер по этиологической расшифровке случая внебольничной пневмонии, ПЦР и ИФА исследования для определения других возбудителей не проводятся, что подтверждается проведенным анализом ведения записей путем выборочной проверки медицинских карт стационарного больного. При этом установлено, что медицинским персоналом терапевтического отделения не проводится или проводится не в полном объеме сбор эпидемиологического анамнеза у заболевших (например, БАЕ, медицинская карта стационарного больного № 1525, ФДВ - медицинская карта стационарного больного № ***, ГСА - медицинская карта стационарного больного № ***).
Согласно рассмотренным медицинским картам стационарного больного *** – КЛГ, *** – БАЕ, *** – ДИН, *** – ФДВ, *** – ГСА, *** - ЛАС, *** – КЛА, *** – АТН, медицинским картам амбулаторного пациента *** – ЧАС, *** – ПКА, *** – КИА, лабораторная диагностика биологического материала от пациентов с внебольничными пневмониями с целью этиологической расшифровки не проводится, с 04.03.2020 проводятся только исследования на новую коронавирусную инфекцию методом ПЦР.
В судебном заседании представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Штыкова С.Н. настаивала на привлечении Больницы к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде приостановления деятельности отделения скорой медицинской помощи в помещениях диспетчерской и комнаты отдыха персонала сроком на 10 суток.
В судебном заседании представители Больницы ТЕН и БНА факты нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, за исключением нарушения, связанного с отсутствием специально оборудованной площадки со стоком и ямой, признали, пояснили, что выявленные нарушения, за исключением нарушений по использованию немедицинской мягкой мебели в диспетчерской и комнате отдыха персонала, устранены, не возражают против назначения наказания в виде приостановления деятельности в названных помещения на предложенный административным органом срок.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В силу требований статьи 11 Закона №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно статьи 24 Закона №52-ФЗ юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно части 1 статьи 29 Закона №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года №715 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 года №66) коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в указанный перечень.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 года №5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учётом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза её развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Во исполнение указанного постановления 18.03.2020 года Главой Удмуртской Республики издано Распоряжение №42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики», пунктом 1 которого на территории Удмуртской республики с 18 марта 2020 года впредь до особого распоряжения введен режим функционирования «Повышенная готовность».
Факт совершения правонарушения и наличие вины Общества в его совершении подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений у суда не вызывает.
Доказательствами совершения данного административного правонарушения являются: протокол об административном правонарушении от 22.05.2020 года; акт санитарно-эпидемиологического обследования №64/6 от 13.05.2020 года; акт эпидемиологического расследования №4 от 22.05.2020 года; экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы по установлению соответствия (несоответствия) техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам от 15.05.2020 года; фотографии.
Подлежит исключению из перечня вмененных Больнице нарушений нарушение, связанное с отсутствием на территории Больницы специально оборудованной площадки со стоком и ямой для транспорта, поскольку положение об обеззараживании транспорта медицинской организации на специальной оборудованной площадке содержится в Предварительных рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) в медицинских организациях (утв. письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25.01.2020 года №02/877-2020-27), которые не носят обязательный характер, следовательно, несоблюдение данных рекомендаций не является основанием для привлечения Больницы к административной ответственности.
В то же время Больница имела возможность для соблюдения требований санитарного законодательства Российской Федерации, однако Больницей не были приняты все зависящие от нее меры по его соблюдению. Доказательств невозможности соблюдения требований санитарного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно было предвидеть и предотвратить, Больницей не представило.
Нарушения санитарных правил совершены Больницей при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
При таких обстоятельствах действия Больницы подлежат квалификации по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При обстоятельствах, изложенных выше, только наказание в виде административного приостановления деятельности отделения скорой медицинской помощи в помещениях диспетчерской и комнаты отдыха персонала сроком предотвратит угрозу жизни и здоровью людей и предупредит совершение данным юридическим лицом новых правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с частью 2 статьи 3.12. КоАП РФ срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.12, 29.9 – 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Увинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности отделения скорой медицинской помощи в помещениях диспетчерской и комнаты отдыха персонала по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район, п.Ува, ул.Чкалова, 20, на срок 10 суток.
Незамедлительно направить постановление для исполнения в Увинский МРО СП УФССП России по Удмуртской Республике.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Лобанов