Решение по делу № 33а-7353/2019 от 28.11.2019

72RS0028-01-2019-001046-30

Дело № 33а-7353/2019

В первой инстанции № 2а-901/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

23 декабря 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Левиной Н.В.,

судей

Ревякина А.В., Глушко А.Р.,

при секретаре

Константиновой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-строительная компания Регион» на решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 09 октября 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-строительная компании «Регион» к Государственной инспекции труда по Тюменской области о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений и отмене Решения по возражению на Акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений - отказать в полном объёме».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., возражения представителя Государственной инспекции труда в Тюменской области Мадиевой Р.Р., полагавшей, что оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Общество с ограниченной ответственностью «Транспортно-строительная компании «Регион» (далее по тексту - ООО «ТСК Регион») обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Тюменской области о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений от 24.07.2019 г. № 72/12-6319-19-И, об отмене решения Государственной инспекции труда в Тюменской области от 23.08.2019 г. по возражению ООО «ТСК Регион» на акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений, а также о принятии нового акта, указывая, что Государственной инспекцией труда в Тюменской области по жалобе законного представителя несовершеннолетнего ФИО9 - Прудаевой Е.О. была проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ООО «ТСК «Регион». В ходе проверки установлено, что между ООО «ТСК Регион» и несовершеннолетним ФИО6 был заключен трудовой договор, согласно которому работник был принят на должность подсобного рабочего. По результатам проверки 24 июля 2019 года был составлен Акт, которым зафиксировано нарушение обществом трудового законодательства, состоящее в том, что несовершеннолетнему ФИО6 заработная плата была выплачена не в полном объеме. Как следует из трудового договора, он был заключен на срок с 04 июня 2019 года по 18 июня 2019 года, с пятидневной рабочей неделей с оплатой месячного должностного оклада в размере 12 000 рублей с учётом районного коэффициента. Согласно табелям учета рабочего времени ФИО6 в июне 2019 года отработал 8 дней (32 часа), при окладе 12 000 рублей и районном коэффициенте составляет 5849 рублей. Поскольку в трудовом договоре отсутствует условие об оплате труда пропорционально отработанному времени, Государственная инспекция труда в Тюменской области необоснованно посчитала, что оклад в размере 12 000 рублей начисляется за 4 часовой рабочий день, пятидневную рабочую неделю. Предписанием Государственной инспекцией труда в Тюменской области № 72/12-6319-19-И от 24 июля 2019 года на ООО «ТСК Регион» возложена обязанность по устранению выявленных недостатков в срок до 07 августа 2019 года. Не согласившись с актом проверки и предписанием ООО «ТСК Регион» направило возражения в Государственную инспекцию труда в Тюменской области, которая решением от 23.08.2019 г. акт проверки и предписание оставила без изменения.

Представитель ООО «ТСК «Регион» Бабшанова Е.А., в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Тюменской области, представитель заинтересованного лица ГАУ ТО «Центр занятости населения г. Ялуторовска и Ялуторовского района» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства были извещен надлежащим образом, направили отзывы на административное исковое заявление, в которых просили административный иск оставить без удовлетворения.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласно ООО «ТСК Регион», которое в апелляционной жалобе просит решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 09 октября 2019 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что представленные документы не были тщательно изучены, в частности локальный акт ООО «ТСК Регион», «Правила внутреннего трудового распорядка», ссылка на который имеется в трудовом договоре, в пункте 9.1.1 которых имеется условие об оплате труда пропорционально отработанному времени. Условие о пропорциональности оплаты труда содержится также в пункте 2.4 договора № 157 от 07 июня 2019 года, заключённого между ГАУ Тюменской области Центр занятости населения г. Ялуторовска и Ялуторовского района и ООО «ТСК Регион». Указывает, что ежемесячная заработная плата несовершеннолетних работников может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее по тексту также - МРОТ), поскольку для несовершеннолетних установлена сокращённая рабочая неделя.

представители ООО «ТСК Регион», ГАУ ТО «Центр занятости населения г. Ялуторовска и Ялуторовского района» в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования.

Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре указываются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Статьёй 271 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Труд работников в возрасте до восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы. Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Как правильно установлено судом первой инстанции, 07 мая 2019 года между ГАУ ТО «Центр занятости населения г. Ялуторовска и Ялуторовского района» и ООО «ТСК Регион» был заключен договор № 157 об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, согласно которому организовано временное трудоустройство несовершеннолетних граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Данным договором, в частности, предусмотрено, что выплата заработной платы несовершеннолетним гражданам осуществляется из расчёта 11 342 рублей не ниже минимального размера оплаты труда, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тюменской области, увеличенной на размер районного коэффициента за фактически отработанное время в порядке, установленном коллективным договором соглашением, локальными нормативными актами работодателя.

Четвёртого июня 2019 года между ООО «ТСК Регион» и несовершеннолетним ФИО6 был заключен срочный трудовой договор, из которого следует, что ФИО6 был принят на должность подсобного рабочего на срок с 04.06.2019 года по 18 июня 2019 года с должностным месячным окладом 12 000 рублей, с применением районного коэффициента в размере 15% (пункты 2.2, 3.1). Пунктами 4.1, 4.2 данного трудового договора предусмотрено, что работнику установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными - суббота, воскресенье. Время начала работы: 08:00 часов, время окончания работы: 12:00 часов.

Из табеля учета рабочего времени следует, что в период с 04 июня 2019 года по 18 июня 2019 года ФИО6 отработано 8 дней (32 часа), за что ему была начислена заработная плата в размере 2 543 рублей 05 копеек, которая перечислена платежным поручением № 1629 от 19.06.2019 г. на расчетный счет работника.

Двадцать четвертого июня 2019 года в Государственную инспекцию труда в Тюменской области поступила жалоба законного представителя несовершеннолетнего ФИО6 - Прудаевой Е.О. на нарушение трудового законодательства ООО «ТСК Регион», выразившееся в неполной выплате данным обществом заработной платы её несовершеннолетнему сыну ФИО6

Распоряжением Государственной инспекции труда в Тюменской области № 72/12-5884-19-И от 28 июня 2019 года в отношении ООО «ТСК Регион» назначено проведение внеплановой документарной проверки соблюдения трудового законодательства, по результатам которой Государственной инспекцией труда в Тюменской области 24 июля 2019 года был составлен акт проверки, из которого следует, что в ходе проверки в ООО «ТСК Регион» выявлено нарушение трудового законодательства, состоящее в том, что несовершеннолетнему ФИО6 заработная плата была начислена и выплачена не в полном объеме.

Вышеуказанный акт проверки от 24.07.2019 г. содержит указание на то, что в трудовом договоре, заключенном ООО «ТСК Регион» с ФИО6, отсутствует условие об оплате труда пропорционально отработанному времени, вследствие чего оклад в размере 12 000 руб. начисляется за 4 часовой рабочий день пятидневную рабочую неделю. В соответствии с производственным календарем, норма часов при 20 часовой рабочей неделе составляет 75,5 часов. В соответствии с табелем учета рабочего времени ФИО6 отработано 32 часа. Оплата за отработанные 32 часа при окладе 12 000 руб. составляет 5086,09 руб. без учета районного коэффициента. С учетом районного коэффициента - 5849 рублей, в то время, как ФИО6 выплачена заработная плата в размере 2 543 рублей 05 копеек

На основании данного акта проверки от 24 июля 2019 года Государственной инспекцией труда в Тюменской области было вынесено оспариваемое предписание № 72/12-6319-19-И от 24.07.2019 г., которым ООО «ТСК Регион» было предписано осуществить перерасчёт заработной платы ФИО6 с учётом установленного оклада в соответствии с трудовым договором (ст. 136 ТК РФ), без указания подлежащей выплате денежной суммы, а также предписано начислить и выплатить компенсацию за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ.

Кроме того 23.08.2019 г. Государственной инспекцией труда в Тюменской области было принято решение по возражениям ООО «ТСК Регион» на акт проверки от 24.07.2019 г. и предписание от 24.07.2019 г., которым вышеуказанные правоприменительные акты оставлены без изменения, а жалоба ООО «ТСК Регион» оставлена без удовлетворения. Данное решение ООО «ТСК Регион» также оспаривается.

Статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Из ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Статьёй 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (абзац 1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абзац 2). Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (абзац 5).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что государственные органы инспекции труда наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и применению по результатам рассмотрения обращений граждан определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных ООО «ТСК Регион» требований, исходил из того, что в трудовом договоре, заключенном 04.07.2019 г. между ООО «ТСК Регион» и ФИО6 определены условия оплаты труда и режим рабочего времени работника. В то время, как, условия оплаты труда работника не могут быть ухудшены положениями локального акта ООО «ТСК Регион» «Правила внутреннего распорядка», либо определены в договоре № 157 между ГАУ Тюменской области Центр занятости населения г. Ялуторовска и Ялуторовского района и ООО «ТСК Регион» от 07 июня 2019 года.

Судебная коллегия, полагая вышеуказанные выводы суда первой инстанции правильными, принимает во внимание также и то, что в соответствии с вышеприведёнными требованиями ст. 271 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе производить работникам в возрасте до восемнадцати доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

При таких обстоятельствах, поскольку предписание Государственной инспекцией труда в Тюменской области было вынесено оспариваемое предписание № 72/12-6319-19-И от 24.07.2019 г. и вышеуказанное решение от 23 августа 2019 года принято в соответствии с нормами трудового законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры, судебная коллегия оснований к отмене оспариваемого решения и к удовлетворению апелляционной жалобы не усматривает.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 09 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-строительная компании «Регион» оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

33а-7353/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Транспортно -строительная компания Регион" иное
Ответчики
Государственная инспекция труда по ТО
Другие
ГАУ ТО Центр занятости населения г. Ялуторовска и Ялуторовского района
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Глушко Андрей Ростиславович
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
03.12.2019Передача дела судье
05.12.2019Судебное заседание
10.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее