ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33 – 20615 / 2017
27 сентября 2017 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламовой Э.Р.
судей Осетровой З.Х.
Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шаяпова Р. Г. на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 апреля 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Шаяпова Р. Г., Деркачевой Н. И. к Шаяпову Д. И., Шаяповой Н. И., Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об определении порядка пользования и перепланировки жилого помещения отказать.
Заслушав доклад судьи Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
установила:
Шаяпов Р.Г., Деркачева Н.И. обратились с иском к Шаяпову Д.И., Шаяповой Н.И., Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан об определении порядка пользования и перепланировки жилого помещения, ссылаясь на то, что Шаяпов Р.Г. является собственником 5/9 доли, Деркачева Н.И. - 4/27 доли, Шаяпов Д.И. - 4/27 доли, Шаяпова Н.И. - 4/27 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес. Истцами принято решение об объединении своих долей, в связи с чем полезная площадь вместе будет составлять 20,96 кв.м. Разделение между сторонами или выдел доли истцами в натуре невозможен, поскольку квартира состоит из двух смежных комнат, жилой площадью 29,8 кв.м (комната №... площадью 10,5 кв.м + комната №... площадью 19,3 кв.м), общей площадью 49,2 кв.м, кухни, туалета, ванной комнаты, коридора и кладовок (вспомогательных помещений). Устным соглашением между сторонами до решения Советского районного суда г. Уфы от дата, был установлен следующий порядок пользования спорным жилым помещением: ответчики вселились в жилую комнату №.... В то же время такой порядок порождает споры и конфликты. Истцы предлагают следующий порядок пользования жилым помещением: жилую комнату №... площадью 10,5 кв.м выделить истцам; жилую комнату №... площадью 8,83 кв.м - ответчикам; площадь 10,47 кв.м выделить истцам (16,55 кв.м - 10,5 кв.м площадь комнаты №... + 4,415 кв.м). Встроенные шкафы (кладовые) №... подсобная площадь 1,6 кв.м выделить истцам. Встроенные шкафы (кладовые) №... подсобная площадь 0,5 кв.м выделить ответчикам. Кладовую №... подсобная площадь 0,8 кв.м выделить истцам, а также долю коридора №... площадь 1,18 кв.м выделить истцам. 21 мая 2015 года истец обратился в МБУ «Центр городского дизайна ГО г. Уфа» с заявлением о разрешении перепланировки вышеназванной жилой квартиры. 27 мая 2015 года был получен ответ Администрации ГО г. Уфы Управления коммунального хозяйства и благоустройства №... с отказом в согласовании перепланировки. Основанием отказа является отсутствие согласия сособственников жилого помещения на перепланировку.
Истцы просили решить спор о производстве перепланировки в связи с отказом Администрации ГО г. Уфы Управления коммунального хозяйства и благоустройства; определить порядок пользования жилым помещением, указанный истцом, кухню, туалет, ванную комнату, инженерные коммуникации, коридор площадью 6,32 кв.м оставить в общем пользовании; обязать ответчиков не чинить препятствий истцам в пользовании жилым помещением; обязать ГУП БТИ г. Уфы РБ внести соответствующие изменения в техпаспорт жилого помещения.
Судом принято вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Шаяпов Р.Г. просит решение суда отменить и принять новое решение, обязав Администрацию г.Уфы дать согласие на перепланировку без согласия сособственников, ссылаясь на то, что истцы являются долевыми собственниками жилого помещения, а согласование с надзорными службами города обязаны проводить наниматели жилых помещений, т.к. помещения являются муниципальной собственностью, а для собственников жилых помещений надзорными органами являются Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Администрация ГО г.Уфа (в лице Управления коммунального хозяйства Администрации ГО г.Уфа), которая и отказала истцам в согласовании перепланировки спорного жилого помещения, т.е. суду следовало рассмотреть вопрос о замене ненадлежащего ответчика.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав Шаяпова Р.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Согласно п. 1 ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество предполагает необходимость согласования их воли по осуществлению правомочий в отношении его, что предусмотрено п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ.
В силу положений пункта 7 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по поводу переустройства и перепланировки жилых помещений регулируются жилищным законодательством.
Согласно статье 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
На основании пунктов 7, 9.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, а также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.
В соответствии со ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: 1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителе
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Согласно п.1 ч.1 статьи 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что Шаяпов Р.Г., Деркачева Н.И., Шаяпов Д.И., Шаяпова Н.И. являются долевыми собственниками квартиры, расположенной по адресу: адрес доли в праве собственности зарегистрированы следующим образом: за Шаяповым Р.Н. - 5/9; за Деркачевой Н.И., Шаяповым Д.И. и Шаяповой Н.И. по 4/27 за каждым (л.д.171-172).
Из технического паспорта жилого помещения адрес следует, что данная квартира состоит из 2-х жилых комнат площадью 19.3 кв.м и 10,5 кв.м, туалета, ванной комнаты, кухни, 2-х встроенных шкафов (кладовых) площадью 1,6 кв.м и 0,5 кв.м, кладовой площадью 0,8 кв.м, коридора, балкона. Общая площадь квартиры составляет 50 кв.м, общая площадь жилых помещений - 49,2 кв.м, жилая площадь - 29,8 кв.м (л.д.63-64).
Из сообщения МБУ «Управление пожарной охраны ГО г. Уфа РБ» №... от 04 февраля 2014 года следует, что в представленной документации (технический паспорт жилого помещения от дата, поэтажный план от дата), а также эскиз перепланировки квартиры № №... на 4-ом этаже жилого адрес предусмотрен монтаж перегородки в комнате №... площадью 19,3 кв.м. Вновь возводимая перегородка предусмотрена гипсокартонная по металлическому каркасу. Перепланировку считают возможной при условии выполнения следующих противопожарных мероприятий: в помещениях комнат предусмотреть автономные дымовые пожарные извещатели; внутриквартирные электрические сети оборудовать устройствами защитного отключения (УЗО); на сети хозяйственно-питьевого водопровода предусмотреть отдельный кран со шлангом, в целях возможного использования его в любой точке квартиры в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения на ранней стадии пожара (л.д.56).
Из ответа ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» №... от 06 июня 2014 года следует, что возведение перегородки с двумя дверными блоками в жилой комнате 19,3 кв.м при этом образуются две жилых комнаты 9,086 кв.м и 10,24 кв.м соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10. Естественное освещение вновь образованных жилых комнат обеспечивается через существующий оконно-дверной блок. Состав помещений квартиры до перепланировки: две жилые комнаты, кухня, ванная комната, туалет, коридор, три встроенных шкафа, балкон; после перепланировки: три жилые комнаты, кухня, ванная комната, туалет, коридор, три встроенных шкафа, балкон (л.д.55).
Из ответа Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа РБ №... от 27 мая 2015 года следует, что Шаяповым Р.Г., Деркачевой Н.И. не представлены документы: заявления от всех собственников жилой квартиры, их согласие на перепланировку жилого помещения, правоустанавливающие документы на оставшиеся 8/27 долей, собственниками которых являются Шаяпов Д.И., Шаяпова Н.И.; подготовленный и оформленный проект (эскиз) перепланировки жилого помещения, согласованный с надзорными службами города (управляющей компанией и Администрацией Советского района ГО г. Уфа). Указанное является основанием для отказа в согласовании перепланировки жилого помещения. В связи с вышеизложенным до устранения указанных замечаний документация по перепланировке жилого помещения не может быть вынесена на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий (л.д.65).
Решением мирового судьи судебного участка №... судебного района Советский район г. Уфы от дата в удовлетворении исковых требований Шаяпова Р.Г., Деркачевой Н.И. к Шаяпову Д.И., Шаяповой Н.И. об определении порядка пользования жилым помещением по адресу: адрес отказано (л.д.87-89).
В суде первой инстанции истец подтвердил, что иных обращений после 27 мая 2015 года в орган, осуществляющий согласование по перепланировке, с заявлением и необходимым пакетом документов, им не производилось.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что установленный законом порядок для проведения действий по перепланировке квартиры истцами не соблюден.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку из представленных материалов дела следует, что с заявлением о согласовании перепланировки обратился только один из сособственников квартиры, тогда как согласно ч.2 ст. 26 ЖК РФ с заявлением о перепланировке должны обратиться все собственники квартиры. Установив, что в данном случае перепланировка спорной квартиры повлечет изменение границ жилых комнат, в связи с чем, не может быть выполнена истцами без получения согласия всех собственников квартиры и соблюдения всех необходимых нормативных требований, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований о производстве перепланировки и внесении соотвествующих изменений в технический паспорт, что также обоснованно повлекло отказ в удовлетворении требований об определении порядка пользования жилым помещением, поскольку они заявлены с учетом предстоящей перепланировки, которая не может быть осуществлена в настоящее время.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаяпова Р.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий Нурисламова Э.Р.
Судьи Осетрова З.Х.
Фахретдинова Р.Ф.
Справка: судья Шапошникова И.А.