дело № 3а-37/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Голикова А.А.
при секретаре Мельниковой А.В.
с участием прокурора Юдина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 12 апреля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Павличенко В.И. о признании недействующим пункта 141 приложения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Республики Коми от 31 декабря 2014 года № 466 «Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,
установил:
Криштопова Т.В. в интересах Павличенко В.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству экономики Республики Коми о признании недействующим пункта 141 приложения, утвержденного приказом от 31 декабря 2014 года № 466 «Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
В обоснование требований в административном иске и в судебных заседаниях Павличенко В.И. и его представителем Криштоповой Т.В. указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое торговое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., расположенное на 4 этаже в блоке «Б» многофункционального комплекса по адресу: <Адрес обезличен>. По мнению административного истца, оснований для включения принадлежащего ему на праве собственности помещения в указанный Перечень не имелось, поскольку оспариваемый приказ издан во исполнение положений Закона Республики Коми от 24.11.2003 № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми», и в Перечень могло включаться лишь имущество организаций. Положения части 2 статьи 4 (1) Закона Республики Коми от 24.11.2003 № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми», которыми установлена ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества 2%, на него распространены быть не могут, поскольку он владеет нежилым помещением как физическое лицо. В оспариваемый Перечень включены не все нежилые помещения, расположенные в здании. Установленная в отношении него повышенная ставка налога на имущество по сравнению с другими собственниками и налогоплательщиками нежилых помещений, расположенных по <Адрес обезличен>, Блок «Б», 4 этаж, которые также как и он являются физическими лицами и уплачивают налог на имущество исходя из ставки 0,5%, нарушает принцип возложения на субъектов налогообложения равного налогового бремени.
Представитель административного ответчика Министерства экономики Республики Коми Коровинский М.Е. против удовлетворения административных исковых требований возражал, указав, что здание и нежилые помещения в нем отвечают требованиям, указанным в пункте 4.1 статьи 378 Налогового кодекса РФ.
Выслушав объяснения Павличенко В.И. и его представителя Криштоповой Т.В., представителя административного ответчика Министерства экономики Республики Коми Коровинского М.Е., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего, что административное исковое заявление Павличенко В.И. не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами установлен главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Из положений статей 4, 208, 209 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта исключительно законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные положения закона содержатся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В пункте 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ закреплено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Законом Республики Коми от 27.10.2014 № 123-РЗ «О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2015 года.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1).
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1).
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 382.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.
Советом муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 25.11.2014 № 29/2014-406 принято решение «О введении на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» налога на имущество физических лиц».
Согласно пунктам 2.2., 2.2.1., 2.2.2. указанного решения на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» установлен и введен в действие с 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц в размере 2,0 процентов в отношении: объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ; объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Распоряжением Правительства Республики Коми от 26.11.2014 № 398-р «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Коми по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство экономического развития Республики Коми определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
К полномочиям Министерства экономического развития Республики Коми в силу пункта 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, распоряжения Правительства Республики Коми от 26.11.2014 № 398-р «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Коми по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» также отнесены функции по направлению перечня в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещение указанного перечня на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приказом Министерства экономического развития Республики Коми от 31.12.2014 № 466 определен на 2015 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, который опубликован 31.12.2014 на официальном сайте министерства www.econom.rkomi.ru.
Указом Главы Республики Коми от 03.11.2015 № 115 «Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство экономического развития Республики Коми переименовано в Министерство экономики Республики Коми.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что приказ Министерства экономического развития Республики Коми от 31.12.2014 № 466 принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликован в установленном законом порядке.
В пункт 141 оспариваемого Перечня включено нежилое торговое помещение № 7 с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., расположенное на 4 этаже в блоке «Б» многофункционального комплекса, адрес (местонахождение) объекта: <Адрес обезличен>.
Указанное нежилое торговое помещение принадлежит Павличенко В.И. на праве собственности (л.д. ...).
Оспариваемые положения нормативного правового акта затрагивают законные интересы административного истца, поскольку влияют на размер подлежащих уплате налоговых платежей.
Как следует из представленного административным ответчиком отзыва на административный иск и объяснений представителя Министерства экономики Республики Коми, основанием для включения объекта недвижимости – помещения, принадлежащего Павличенко В.И. на праве собственности, в Перечень явились данные Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии с кадастровыми паспортами и (или) документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества. Указанные данные были предоставлены в адрес Министерства в 2014 году в электронном виде.
Обследование объекта недвижимости административного истца и нежилого здания в целом с целью установления вида фактического использования не проводилось.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30.12.2013 <Номер обезличен> в общую долевую собственность на платной основе предоставлен земельный участок площадью ... кв.м. под кадастровым номером <Номер обезличен> в составе земель населенных пунктов для обслуживания многофункционального комплекса по адресу: <Адрес обезличен>, в том числе Павличенко В.И. ... доли (... кв.м.) земельного участка для обслуживания торгового помещения <Номер обезличен> в блоке «Б» площадью ... кв.м., 4 этаж.
Из представленного постановления администрации МО «Город Сыктывкар» от 27.09.2005 <Номер обезличен> и акта приемки законченного строительством объекта заказчика ООО «Проспект» от 26.09.2005 следует, что многофункциональный комплекс по адресу: <Адрес обезличен>, вводился как единое здание, состоящее из четырех блоков.
Из технического плана здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, подготовленного инженером ГУП РК «Республиканское бюро технической инвентаризации» 14.07.2016, документов технической инвентаризации (технических паспортов многофункционального комплекса блок «А», блок «Б», блок «В», блок «Г»), выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, предоставленных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми от 07.04.2017 и 11.04.2017 следует, что в государственном кадастре недвижимости с 13.11.2011 до 26.07.2016 содержались сведения о четырех блоках многофункционального комплекса, как ранее учтенных на основании технических паспортов, изготовленных до 01.01.2013 на каждый блок в отдельности «Многофункциональный комплекс блок «А» с кадастровым номером <Номер обезличен>, «Многофункциональный комплекс блок «Б» с кадастровым номером <Номер обезличен>, «Многофункциональный комплекс блок «В» с кадастровым номером <Номер обезличен>, «Многофункциональный комплекс блок «Г» с кадастровым номером <Номер обезличен>. 26.07.2016 все четыре объекта недвижимости «Многофункциональный комплекс блок «А», «Многофункциональный комплекс блок «Б», «Многофункциональный комплекс блок «В», «Многофункциональный комплекс блок «Г» сняты с кадастрового учета. 26.07.2016 на кадастровый учет поставлено нежилое здание многофункционального комплекса по адресу: <Адрес обезличен>, строение 62, как единое здание, состоящее из четырех блоков с присвоением зданию кадастрового номера <Номер обезличен>.
Согласно данным технических паспортов многофункционального комплекса блок «А», блок «Б», блок «В», блок «Г» и выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, предоставленных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми от 07.04.2017 и 11.04.2017 следует, что общая площадь единого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> составляет ... кв.м., при этом ... кв.м. занимают помещения, которые предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, ... кв.м. занимают помещения, которые предусматривают размещение торговых объектов, ... кв.м. занимают помещения, которые предусматривают размещение объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из технического паспорта многофункционального комплекса блок «Б» следует, что общая площадь стоявшего на кадастровом учете с 13.11.2011 по 26.07.2016 многофункционального комплекса блок «Б» с кадастровым номером <Номер обезличен> составляла ... кв.м., при этом ... кв.м. в нем занимают помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, ... кв.м. занимают помещения, которые предусматривают размещение торговых объектов, ... кв.м. занимают помещения, которые предусматривают размещение объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Анализ представленных доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что здание многофункционального центра с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное по адресу: Российская Федерация, <Адрес обезличен>, отвечает признакам одновременно как административно-делового центра, так и торгового центра (комплекса) в целях статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку назначение помещений общей площадью более 20 процентов общей площади этого отдельно стоящего здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Стоявшее на кадастровом учете с 13.11.2011 по 26.07.2016 как нежилое здание многофункционального комплекса блок «Б» с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное по адресу: Российская Федерация, <Адрес обезличен>, также отвечало признакам одновременно как административно-делового центра, так и торгового центра (комплекса) в целях статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку назначение помещений общей площадью более 20 процентов его общей площади предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Принадлежащее административному истцу нежилое торговое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., расположено на 4 этаже в блоке «Б» многофункционального комплекса по адресу: <Адрес обезличен>, отвечающего признакам одновременно торгового центра (комплекса) и административно-делового центра, соответствует признакам объектов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Буквальное толкование подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ во взаимной связи с положениями пункта 4.1 статьи 378.2, Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что если принадлежащие собственнику нежилые помещения, расположены в здании отвечающем признакам одновременно торгового центра (комплекса) и административно-делового центра, то налог на имущество физических лиц уплачивается таким собственником исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилых помещений.
Доводы административного истца Павличенко В.И. и его представителя Криштоповой Т.В. о том, что в оспариваемый Перечень не подлежало включению имущество физических лиц, поскольку приказ издан во исполнение положений Закона Республики Коми от 24.11.2003 № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми», судом отклоняются, как несостоятельные.
Приказ Министерства экономического развития Республики Коми от 31.12.2014 № 466 принят в целях реализации статьи 378.2 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Коми от 26 сентября 2014 г. № 97-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми», распоряжения Правительства Республики Коми от 26 ноября 2014 года № 398-р.
Министерство экономического развития Республики Коми, утверждая оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, применило единый подход, как в отношении имущества организаций, так и в отношении имущества физических лиц в соответствии с положениями действующего налогового законодательства.
Доводы административного истца о не включении в оспариваемый Перечень других нежилых помещений, находящихся в том же здании и принадлежащих иным физическим лицам, не влекут признание нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Положения пункта 141 приложения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Республики Коми от 31 декабря 2014 года № 466 «Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», не противоречат положениям Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Коми от 27 октября 2014 г. № 123-РЗ «О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Закона Республики Коми от 24.11.2003 № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Павличенко В.И. о признании недействующим пункта 141 приложения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Республики Коми от 31 декабря 2014 года № 466 «Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», не подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о распределении понесенных участниками дела судебных расходов в виде уплаченной административным истцом государственной пошлины при подаче административного искового заявления, прихожу к следующему.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При установленных обстоятельствах уплаченная Павличенко В.И. при подаче административного иска государственная пошлина в размере ... рублей относится на административного истца.
Руководствуясь 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Павличенко В.И. о признании недействующим пункта 141 приложения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Республики Коми от 31 декабря 2014 года № 466 «Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 17.04.2017
Судья - Голиков А.А.