Дело N11-326/19
(2.4-1744/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2019 года |
г. Ярославль |
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Доколиной А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Геворкян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Страхового акционерного общества «ВСК» на решение мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля от 26 июня 2019 года,
установил:
Решением мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля от 26 июня 2019 года по гражданскому делу по иску САО «ВСК» к Миронычеву А.С. о взыскании ущерба в порядке регресса истцу отказано в удовлетворении заявленных требований на основании следующего. 03.11.2016 года произошло ДТП с участием автомобиля ВАЗ, гос.рег.№, принадлежащего ответчику, и автомобиля Лада, гос.рег.№ принадлежащего ФИО Виновником ДТП признан водитель автомобиля ВАЗ, гос.рег.№ Миронычев А.С. Оформление ДТП происходило без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Гражданская ответственность виновника на момент ДТП была застрахована в САО «ВСК». Истец выплатил ФИО страховое возмещение в размере 15 100 рублей и обратился с иском к причинителю вреда на основании того, что ответчик, в нарушение ч.1, 2 ст.11.1 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), не направил страховщику в установленный пятидневный срок извещение о ДТП. Судом отказано в удовлетворении заявленного требования в связи с тем, что Федеральным законом от 01.05.2019 №88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт «ж» ч.1 ст.14 Закона об ОСАГО, предусматривающий право страховщика на регрессное требование к лицу, не выполнившему обязанность направления о ДТП в пятидневный срок, признан утратившим силу.
С указанным решением не согласен истец САО «ВСК», обратившийся в суд с апелляционной жалобой. Он полагает, что правовая природа исковых требований – это регресс в результате неисполнения возложенной на ответчика обязанности по направлению страховщику извещения о ДТП, действовавшей как на момент заключения договора ОСАГО, так и на момент ДТП, в связи с чем к данному страховому случаю должна быть применена действовавшая в тот период времени норма законодательства.
Учитывая изложенное, САО «ВСК» просит решение мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля от 26 июня 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме.
В судебное заседание стороны, надлежаще извещенные, не явились.
Исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 03.11.2016 года произошло ДТП с участием автомобиля ВАЗ, гос.рег.№ принадлежащего ответчику, и автомобиля Лада, гос.рег.№, принадлежащего ФИО Виновником ДТП признан водитель автомобиля ВАЗ, гос.рег.№ Миронычев А.С. Оформление ДТП происходило без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Гражданская ответственность виновника на момент ДТП была застрахована в САО «ВСК». Истцом произведена выплата страхового возмещения в размере 15 100 рублей, что подтверждается платежным поручением №75835 от 29.11.2016 года (л.д.27).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда.
В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы (пункт 4 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия и порядок осуществления обязательного страхования установлен положениями Закона об ОСАГО, а также Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19.09.2014 N 431) (далее - Правила ОСАГО).
В соответствии с пунктом 4 статьи 14.1 Закона об ОСАГО страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 названного Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона.
Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 названного Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков (пункт 5 статьи 14.1 Закона об ОСАГО).
Пунктом 7 статьи 14.1 Закона об ОСАГО установлено, что страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, и возместил в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 названного Федерального закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда.
Таким образом, сумма убытков, выплаченная САО «ВСК» в счет страхового возмещения подлежит взысканию с лица, причинившего вред, только в случаях, предусмотренных статьей 14 названного Федерального закона.
В рассматриваемом случае, заявление о взыскании убытков САО «ВСК» основывает на подпункте "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО - виновное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
Пунктом 1 статьи 11.1 Закона об ОСАГО установлено, что оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с названным Федеральным законом;
в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
Как следует из материалов дела, дорожно-транспортное происшествие было оформлено участниками аварии без вызова уполномоченных на то сотрудников полиции, в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО.
Согласно пункту 3.6 Правил ОСАГО при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланки извещения о дорожно-транспортном происшествии заполняются обоими водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств при этом обстоятельства причинения вреда, схема дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений удостоверяются подписями обоих водителей. При этом каждый водитель подписывает оба листа извещения о дорожно-транспортном происшествии с лицевой стороны. Оборотная сторона извещения о дорожно-транспортном происшествии оформляется каждым водителем самостоятельно.
В соответствии с пунктом 3.8 Правил ОСАГО заполненные водителями - участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленные в соответствии с пунктом 3.6 названных Правил, должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие.
Извещение о дорожно-транспортном происшествии водителя - причинителя вреда может быть передано по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе обязательного страхования адресу страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность или представителя страховщика.
Ответчиком не было направлено страховщику извещение о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с пунктом 3.6 названных выше Правил.
Однако несмотря на это нарушение, предоставленные САО «ВСК» для выплаты страхового возмещения документы, содержащие один экземпляр извещения о дорожно-транспортном происшествии (л.д.29), были признаны достаточными для принятия решения о выплате страхового возмещения. При этом требование о предоставлении автомобиля на осмотр ответчику не направлялось, у истца не возникло сомнений относительно обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, то обстоятельство, что виновником в дорожно-транспортном происшествии не был и представлен страховщику собственный экземпляр извещения, ни привело к наступлению каких-либо негативных последствий.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 №1059-О следует, что по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО о праве регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред, призван обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае требования истца не направлены на защиту какого-либо интереса, а являются формальным применением норм подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО без учета их целевой направленности, у суда отсутствуют основания для вывода о том, что неисполнение предусмотренной подпунктом "ж" обязанности привело к негативным последствиям для страховщика.
Более того, суд первой инстанции справедливо указывает на то, что абзацем третьим подпункта "а" пункта 10 статьи 2 Федерального законом от 01.05.2019 №88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО признан утратившим силу.
Пункт 2 статьи 7 Федерального законом от 01.05.2019 №88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при этом устанавливает, что пункт 8, абзац третий подпункта "а", подпункт "б" пункта 10, подпункт "б" пункта 11 статьи 2, статьи 4, 5 и 6 названного Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования.
Указанный Федеральный закон опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации 01.05.2019 года. Следовательно, на дату обращения в суд с рассматриваемым требованием о взыскании регресса подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО утратил силу.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 320, 328 - 330 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля от 26 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Страхового акционерного общества «ВСК» - без удовлетворения.
Судья |
А.А.Доколина |