РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2а-151/2018
20 сентября 2018 года город Томск
Томский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Старикова М.А.,
при секретаре судебного заседания Суняевой С.А.,
с участием представителя административных ответчиков – войсковой части 0000 и её командира – старшего лейтенанта юстиции Кумышева А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего, проходившего военную службу в войсковой части 0000, ефрейтора в отставке Залялеевой Или Рашидовны об оспаривании бездействия командира войсковой части 0000, связанного с невыплатой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Залялеева И.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие командира войсковой части 0000, связанное с невыплатой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения. Также истец просит возложить на командира войсковой части 0000 обязанность выплатить денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
В обоснование требований Залялеева в иске указала, что проходила военную службу по контракту в войсковой части 0000, после исключения из списков личного состава воинской части 15 декабря 2017 года обратилась с рапортом к командиру воинской части о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения участника накопительно-ипотечной системы военнослужащих, однако в трёхмесячный срок денежные средства ей не были выплачены.
Залялеева, командир войсковой части 0000, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не прибыли, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
С учётом положений части 6 статьи 226 КАС РФ, судом административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, явка которых обязательной не признавалась.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Кумышев просил отказать в удовлетворении требований истца, поскольку командиром воинской части совершены все необходимые действия для истребования ассигнований на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения Залялеевой.
Также Кумышев указал, что командир воинской части не издавал приказ о выплате денежных средств Залялеевой, поскольку в воинской части отсутствуют денежные средства для выплаты административному истцу.
Заслушав представителя административных ответчиков, исследовав и оценив представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Принимая во внимание, что Залялеева оспаривает бездействие воинского должностного лица, которое носит длящийся характер, учитывая состояние здоровья административного истца, которая до настоящего времени право на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, не утратила, суд приходит к выводу о соблюдении срока обращения в суд с административным исковым заявлением, установленного статьёй 219 КАС РФ.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Согласно пункту 15 статьи 15 указанного Федерального закона военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон) реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счёте участника, до расчётного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет (без учёта дохода от инвестирования).
Для реализации положений Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года № 686 утверждены Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - Правила).
Из пунктов 3 и 11 Правил усматривается, что выплата дополнительных средств производится по последнему месту военной службы участника накопительно-ипотечной системы. Порядок организации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей дополнительных средств определяется заинтересованными федеральными органами.
Указанный порядок организации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации содержится в приказе Росгвардии от 14 марта 2017 года № 79 «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Порядок).
Согласно пункту 65 Порядка командиры воинских частей по результатам проверки ответственным должностным лицом документов, предоставленных получателем дополнительных денежных средств, принимают решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств. О принятом решении получатель дополнительных денежных средств уведомляется в письменной форме. Указанное решение принимается в срок не более 10 дней со дня подачи рапорта (заявления). После принятия решения о выплате дополнительных денежных средств командирами воинских частей осуществляется установленным порядком истребование ассигнований на выплату дополнительных денежных средств.
На основании пункта 72 Порядка дополнительные денежные средства выплачиваются в срок, указанный в пункте 6 Правил выплаты, на основании приказа командира воинской части, в котором указываются дата и номер приказа об увольнении военнослужащего с военной службы (исключении из списков личного состава воинской части), получатель дополнительных денежных средств, а также размер дополнительных денежных средств.
На основании пункта 73 Порядка дополнительные денежные средства перечисляются в соответствии с требованиями пункта 12 Правил выплаты.
В силу пунктов 6 и 12 Правил, выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом в 3-месячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной системы путём перечисления заинтересованным федеральным органом в безналичном порядке для возврата задолженности перед уполномоченным федеральным органом, для погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу), полученному участником накопительно-ипотечной системы, либо на счёт участника или члена его семьи.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 25 января 2012 года №151-О-О, установленный нормативными положениями 3-месячный срок выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, с момента поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной системы, к которому прикладываются соответствующие документы, требуется, в частности, для выполнения необходимых административных процедур по перечислению денежных средств.
Анализ указанных положений законов позволяет суду прийти к выводу, что законодатель, установив право определённой категории военнослужащих получать денежные средства, дополняющие их накопления для жилищного обеспечения, определил срок, в течение которого указанная выплата должна быть произведена, и лицо, которое обязано принять соответствующее решение.
На основании приказа командира войсковой части 0000 от 14 декабря 2017 года № Залялеева уволена с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годной к военной службе.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 0000 от 14 декабря 2017 года № Залялеева с даты издания данного приказа исключена из списков личного состава воинской части.
Как усматривается из копии рапорта от 15 декабря 2017 года, Залялеева обратилась к командиру войсковой части 0000 с просьбой выплатить ей денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения военнослужащих.
В соответствии с решением командира войсковой части 0000 от 18 декабря 2017 года Залялеевой подлежат выплате денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения.
Из сопроводительного письма командира войсковой части 0000 от 20 декабря 2017 года № усматривается, что документы для выплаты Залялеевой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, направлены вышестоящему командованию.
В судебном заседании представитель административных ответчиков пояснил, что до настоящего времени выплата денежных средств Залялеевой не произведена, поскольку поступившие в 2018 году денежные средства выплачивались участникам НИС в порядке очерёдности.
Таким образом, военным судом установлено, что воинским должностным лицом в установленный срок Залялеевой, за которой признано право на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, и своевременно обратившейся для её выплаты к командиру воинской части, денежные средства не выплачены.
На основании изложенного военный суд приходит к выводу, что бездействие командира войсковой части 0000, связанное с невыплатой административному истцу денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, является незаконным.
Доводы представителя административных ответчиков Кумышева о том, что воинским должностным лицом соответствующие документы для производства выплаты Залялеевой были направлены вышестоящему командованию и у командира отсутствует возможность произвести выплату, по мнению суда, является несостоятельными, основанными на неправильном толковании указанных выше норм права, так как именно на командира воинской части возложена обязанность произвести требуемую выплату истцу в установленный законом срок.
Не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца и тот факт, что поступивших в 2018 году в воинскую часть денежных средств оказалось недостаточно для выплаты административному истцу.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в случае, если по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, то суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Для восстановления прав и законных интересов административного истца суд полагает необходимым возложить на командира войсковой части 0000 обязанность произвести Залялеевой соответствующую выплату, о чём в течение месяца сообщить административному истцу и в Томский гарнизонный военный суд.
В соответствии со статьёй 111 КАС РФ судебные расходы, состоящие из оплаты государственной пошлины, подлежат взысканию с войсковой части 0000 в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 0000, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 0000 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 0000 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░