Дело № 2а-1054/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2019 года г. Лобня
Московской области
Лобненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Озеровой Е.Ю.,
при секретаре Москвич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №13 по Московской области к Майорову Валерию Леонтьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №13 по Московской области обратилась в суд с административным иском к Майорову В.Л. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав в обоснование, что Майоров В.Л. осуществлял деятельность в качестве ИП, деятельность прекращена 22.06.2016 г. Налоговым органом выявлена недоимка по уплате пени за несвоевременную уплату единого налога со сроком уплаты до 01.01.2014 г. в размере 11 102,89 руб. На основании изложенного просит взыскать с административного ответчика задолженность в размере 11 102,89 руб., восстановить срок на обращение в суд с данным административным иском.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, о месте, времени слушания дела извещен, его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Административный ответчик Майоров В.Л. в судебное заседание не явился, судебное извещение, направленное по адресу регистрации: ................, возвращено за истечением срока хранения, сведений об ином месте жительства или пребывания административного ответчика не имеется, в связи с чем на основании ст.165.1 ГК РФ суд полагает обязанность по извещению ответчика исполненной надлежащим образом и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 23 НК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст. 346.12 НК РФ плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
Статьей 346.14 Кодекса установлено, что объектом обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по выбору налогоплательщика признаются доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п.1 ст. 44 НК РФ).
Материалами дела подтверждается, что в период с 11.11.2004 г. по 25.01.2018 г. Майоров В.Л. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
По состоянию на 30.08.2011 г. налоговым органом было сформировано требование №285097, согласно которому административному ответчику в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности указано на уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в общей сумме 40 195 руб., а также пени в связи с нарушением срока уплаты налога в размере 8 284,68 руб. в срок до 19.09.2011 г.
Как следует из административного иска, в результате проведения налоговой проверки был установлен факт неуплаты административным ответчиком пени, начисленных на сумму недоимки единого налога, по сроку уплаты до 01.01.2014 г. в размере 11 102,89 руб.
Федеральным законом от 28.12.2017 г. №436-ФЗ установлены правила «налоговой амнистии» 2018 года - признания безнадежными и списания недоимки по налогам и страховым взносам и соответствующей задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 12 указанного закона для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, списанию подлежит сумма налоговой задолженности по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015 г., а также соответствующая сумма пени, начисленная на указанную задолженность, и задолженность по штрафам.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений следует, что в отношении индивидуальных предпринимателей, в том числе утративших статус, подлежит списанию задолженность по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01.01.2015 г., либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона №436-ФЗ, то есть на 28.12.2017 г.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма пени, начисленных на недоимку по единому налогу, имела место по состоянию на 01.01.2015 г., то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Кроме того, налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с заявленным иском, установленный ст.48 НК РФ, настоящий иск подан по прошествии 6 месяцев с момента истечения срока на исполнение последнего требования, что в силу ст.180 КАС РФ является самостоятельным основание для отказа в удовлетворении иска.
Доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока для обращения в суд с указанными требованиями административным истцом не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №13 по Московской области к Майорову Валерию Леонтьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 10 октября 2019 года и обжаловать его в апелляционном порядке в Московский областной суд через Лобненский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Озерова