Решение по делу № 33-3480/2017 от 16.06.2017

Докладчик БлиноваМ.А.

Апелляционное дело №33-3480/2017

Судья Кулагина З.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июля 2017 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,

судей Арслановой Е.А., Филимоновой И.В.,

при секретаре Михайловой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Павлова В.В. к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 04 апреля 2017 г.

Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения истца Павлова В.В., третьих лиц Павловой О.Н., Павлова А.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия

установила:

Павлов В.В. обратился в суд с иском к администрации города Чебоксары Чувашской Республики с учётом уточнения в порядке статьи 39 ГПК РФ о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

Исковые требования мотивировал тем, что он страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. №378. С 19 декабря 1990 года состоит в очереди на улучшении жилищных условий по спискам «Общий» и с 31 декабря 2004 года состоит в очереди по спискам «Инвалиды общего заболевания», является ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Истец проживает в квартире малосемейного типа совместно с супругой, семьей Павлова А.В., Никифоровым А.Е.. В указанных условиях проживать сложно, он нуждается в постоянном спокойствии, у него часто случаются приступы. Иным жилым помещениями он не обеспечен. Ссылаясь на положения ч.1 ст. 57, п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ просит уточненные исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании истец Павлов В.В. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Чебоксары, он же представитель третьего лица администрации Московского района г.Чебоксары Яковлев Г.М. в удовлетворении исковых требований просил отказать, указав, что отсутствует одно из условий для внеочередного предоставления жилья, в частности, проживание в квартире, занятой несколькими семьями.

Третьи лица Павлова О.Н., Павлов А.В. просили исковые требования удовлетворить, суду пояснили, что в квартире фактически проживают две семьи, Павлова О.Н. с мужем Павловым В.В. и семья ... Павлова А.В., который проживает в квартире в незарегистрированном браке с ФИО1. Также в квартире проживает их родственник - <данные изъяты> Никифоров Е.А. Павлов А.В. с ФИО1 не ведут общее хозяйство с истцом и Павловой О.Н., питаются отдельно, оплату за жилье и коммунальные услуги оплачивают по отдельному лицевому счёту. Племянник Никифоров А.Е. питается отдельно, деньги на оплату за жилье и коммунальные услуги передает Павловой О.Н.

Третье лицо Никифоров А.Е. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Третьи лица Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 04 апреля 2017 г. на администрацию г.Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Павлову В.В. благоустроенное жилое помещение в г.Чебоксары по договору социального найма.

Указанное решение суда обжаловано администрацией города Чебоксары по мотивам необоснованности.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Павлова В.В., третьих лиц Павловой О.Н., Павлова А.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что имеется необходимая совокупность обстоятельств для внеочередного предоставления жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 настоящего Кодекса перечне, по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку он подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениям статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 ( часть 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации при решении вопроса о предоставлении названной категории граждан жилых помещений во внеочередном порядке юридически значимым является наличие совокупности следующих обстоятельств: а) в квартире проживает несколько семей; б) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; в) проживание с этими больными в одной квартире невозможно; г) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

В силу указанной нормы отсутствие совокупности названных обстоятельств делает невозможным предоставление жилья во внеочередном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Павлов В.В. является инвалидом ... группы, имеющееся у него заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. №378 (код заболевания ...).

Также судом установлено, что Павлов В.В. состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Общий» с 19 декабря 1990 г. под , по списку «Инвалиды» с 31 декабря 2004 г. под .

Истец проживает в квартире <адрес>, общей площадью ... кв.м., принадлежащей на праве собственности Павловой О.Н. на основании договора передачи от 28 июля 2009г., в которой на регистрационном учете состоят: Павлова О.Н., истец Павлов В.В., ... Павлов А.В., а также с 17.12.2016 года по 17.12.2017 года временно зарегистрирован Никифоров Е.А.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что у истца имеется другое жилое помещение для проживания.

Установив, что плата за жилье и коммунальные услуги по спорной квартире начисляется отдельно, открыты отдельные лицевые счета на Павлову О.Н. с Павловым В.В. и отдельно на Павлова А.В., истец и его супруга Павлова О.Н. ведут раздельное хозяйство от Павлова А.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Павлов В.В., страдающий тяжелой формой хронического заболевания, проживает в жилом помещении общей площадью ... кв.м, занятом несколькими семьями, в котором совместное проживание с ним невозможно.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истец проживает в квартире, занятой нескольким семьями. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца и третьих лиц.

Принимая во внимание, что органом местного самоуправления Павлов В.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Общий» и «Инвалиды» еще до 1 января 2005г., проживает в жилом помещении, занятой несколькими семьями, иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не имеет, правомерно руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые Павлова В.В. и возложил на администрацию города Чебоксары обязанность предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма.

Изложенный в апелляционной жалобе ответчика довод о том, что у суда не имелось правовых оснований для предоставления Павлову В.В. жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, ввиду того, что в ходе рассмотрения дела не установлен факт наделения муниципального образования - город Чебоксары государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями социального найма с одновременным предоставлением субвенций за счет средств соответствующего бюджета, на правильность постановленного решения не влияет в связи со следующим.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении от 17 декабря 2009 г. №1563-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации г. Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. Для выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав.

В отношении, граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и приятых органами местного самоуправления на учет до 1 января 2005г., жилищное законодательство не предъявляет требования о признании их малоимущими.

Таким образом, порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем Павлов В.В. не может быть лишен права быть обеспеченным жилым помещением в том порядке, который гарантирован федеральным законодателем, то есть на предоставление ей жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Поэтому утверждение ответчика в апелляционной жалобе о том, что предоставление Павлову В.В. жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, не может быть принято во внимание ввиду неправильного толкования норм материального права.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДИЛА:

Апелляционную жалобу ответчика администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 04 апреля 2017 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи: Е.А. Арсланова

И.В Филимонова

33-3480/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлов В.В.
Ответчики
Администрация г.Чебоксары
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Блинова М.А.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
16.06.2017Передача дела судье
17.07.2017Судебное заседание
27.07.2017Передано в экспедицию
27.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее