Дело №2а-1344/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Смоленск 31 октября 2019 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Мартыненко В.М.,
при секретаре Гуркиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Смоленской области к Пастушенкову В.А. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Смоленской области (далее - МИФНС №1 по Смоленской области/истец) обратилась в суд с административным иском к Пастушенкову В.А. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу.
В обоснование административного иска указано, что Пастушенков В.А. (далее - налогоплательщик/должник/ответчик) состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика и в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее-НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 388 НК РФ Пастушенков В.А. является налогоплательщиком земельного налога, поскольку является владельцем земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, а именно земельного участка, расположенного по адресу <адрес> (кадастровый номер №).
Налоговый период по земельному налогу согласно п. 1 ст. 393 НК РФ установлен как календарный, статьей 390 НКРФ определена налоговая база по земельному налогу как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в силу ст. 394 НК РФ.
Согласно ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Порядок исчисления суммы налога: (налоговая база*налоговая ставка)12 месяцев*количество месяцев, за которое производится расчет).
Сумма исчисленного земельного налога за налоговый период - ДД.ММ.ГГГГ составляет 16 226,00 руб. с учетом уплаты суммы в размере 74 810,00 руб.
Согласно ст. 397 НК РФ срок уплаты земельного налога установлен не позднее октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (за налоговые периоды, истекшие до 01 января 2015 года), не позднее 01 декабря, следующего за истекшим налоговым периодом (за налоговые периоды, начиная с 01 января 2015 года).
В связи с тем, что административный ответчик в установленный налоговым законодательством срок земельный налог не уплатил, и на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени в соответствии с расчетом: (недоимка (руб.))*количество дней просрочки*1/300 ставки рефинансирования= пени (руб.) за период 2016-2018 года, в сумме 2 151,7 руб.
В соответствии со ст. 69, ст. 70 НК РФ налогоплательщику заказной корреспонденцией были направлены налоговые требования: №31 от 09.02.2017, №29648 от 18.12.2018.
В установленные требованиями сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджет размер задолженности.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ МИФНС №1 по Смоленской области обратилась к мировому судье судебного участка № в г. Смоленске с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Пастушенкова В.А. задолженности по уплате налогов и пени. Определением от 19.06.2019 мирового судьи вынесенный 18.03.2019 судебный приказ о взыскании с должника задолженности по уплате имущественных налогов, отменен в соответствии с поступившим заявлением Пастушенкова В.А. относительно исполнения судебного приказа.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 48 НК РФ МИФНС №1 по Смоленской области просит суд взыскать с административного ответчика Пастушенкова В.А., задолженность по земельному налогу в общей сумме 18 337,70 руб., в том числе недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских поселений в размере 16 226,00 руб., пени - в размере 2 151,7 руб. (л.д. 4-6).
Представитель административного истца МИФНС №1 по Смоленской области - Сапегин В.В. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48,49) административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Суду пояснил, что задолженность до настоящего времени не уплачена. Пени взыскиваются за период, в который образовалась задолженность, на дату обращения с иском.
Налог за 2017 год рассчитан с учетом кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере 2 062 000 руб.
По причине допущенной технической ошибки период образовавшейся задолженности указан в иске как 2015 год, о чем было сказано в предыдущем судебном заседании (15.10.2019) (л.д. 75-76).
Представитель Инспекции поддержал пояснения, данным им в ходе судебного заседания, состоявшегося 15.10.2019, в полном объеме.
Сапегин В.В. 15.10.2019 суду пояснил следующее.
На странице 2 административного искового заявления была допущена техническая ошибка в виде опечатки. Следует читать: «Порядок исчисления суммы налога: (налоговая база*налоговая ставка)/12 месяцев*количество месяцев, за которое производится расчет). Сумма исчисленного земельного налога за налоговый(е) период(ы) 2017 года составила 16226 рублей (с учетом: уменьшено налога по расчету - 74540 руб. и уплаты - 270 руб.)» (л.д. 11-12,50).
Подтвердил, что налоговый период, за который был начислен земельный налог - 2017 год, а не 2015 год.
Первоначально сумма земельного налога составляла 91 036 руб. Данный налог был начислен за 2015 -2017 года.
В 2017 году была произведена переоценка кадастровой стоимости земельного участка, владельцем которого является административный ответчик. Данные сведения поступили в налоговый орган в 2017 году, в этой связи был произведен перерасчет земельного налога, сумма налога была уменьшена на 74 540 руб. Кроме того, была произведена уплата налога в размере 270 руб. В связи с этим сумма налога, взыскиваемая за 2017 год, составила 16 226,00 руб., и должна была быть уплачена налогоплательщиком не позднее 01.12.2018.
Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости было произведено в 2017 году. В указанный период действовала определенная редакция ст. 391 НК РФ, в соответствии с которой перерасчет земельного налога должен производиться за тот налоговый период, когда было принято решение о проведении кадастровой переоценки (л.д. 75-76).
Административный ответчик Пастушенков В.А. в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на тот факт, что ему не произведен перерасчет по налогу за предшествующие периоды, при этом расчет задолженности за 2017 год не оспаривал.
Дополнений и ходатайств суду участниками процесса не представлено.
Заслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена пунктом 1 части 1 статьи 23 и статьей 45 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
На основании пунктов 1 и 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пунктов 1 и 3 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сборов, а также пеней и штрафа.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 6 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, более поздние по сравнению в установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом с учетом статей 390, 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" Положения статей 391, 393, 396 - 398 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении налоговых периодов, начиная с 2015 года.
Согласно ст. 397 НК РФ (в редакции, действующей на спорный налоговый период) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный ответчик, будучи налогоплательщиком в ДД.ММ.ГГГГ, как указано в уточненном административном исковом заявлении (л.д. 11-12) являлся владельцем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (л.д. 15,19,23,78-79).
По сроку уплаты не позднее 03.12.2018 Пастушенкову В.В. был начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 91 036,00 руб., что отражено в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, которое в соответствии со 52 НК РФ было направлено налогоплательщику (л.д.23).
Отправка настоящего уведомления ничем не подтверждается.
В нарушение статьи 23 НК РФ должник в установленный законодательством срок налог не уплатил.
Согласно статей 69 и 70 НК РФ Инспекцией налогоплательщику заказным письмом направлено требование № 31 (по состоянию на 09.02.2017) о необходимости в обязательном порядке уплатить предъявленную сумму земельного налога за 2017 год в размере 91 036,00 руб. и пени по земельному налогу в размере 2 093,83 руб. Справочно указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Пастушенковым В.А. числится общая задолженность в сумме <данные изъяты>., в том числе по налогам (сборам) <данные изъяты>., которая подлежит уплате в срок до 21.03.2017 (л.д. 24).
Отправка настоящего налогового требования подтверждается списком № заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).
Кроме того, в адрес налогоплательщика Пастушенкова В.А. направлено налоговое требование №296648 от 18.12.2018 с указанием о необходимости уплаты земельного налога за 2017 год в размере 16 497,00 руб., а также начисленных на недоимку пени в размере 57,87 руб., со сроком уплаты до 28.01.2019.
Справочно указано, что по состоянию на 18.12.2018 за Пастушенковым В.А. числится общая задолженность в сумме 23 569,16 руб. (л.д.21-22).
В соответствии с информационным письмом за ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес Пастушенкова В.А. установлено, что Межрайонной ИФНС №1 по Смоленской области произведен перерасчет земельного налога за 2017 год по объекту налогообложения, расположенного по адресу: <адрес> в связи с чем сумма налога, исчисленная за 2017 год по земельному налогу составляет 16 496,00 руб. и подлежит уплате в бюджет по сроку уплаты 03.12.2018 (л.д.57-58).
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС №1 по Смоленской области представлен корректирующий расчет земельного налога, начисленного за 2017 год на объект налогообложения: земельный участок, кадастровая стоимость которого составляет 2 062 044 руб., что является налоговой базой при перерасчете земельного налога за 2017 год исходя из кадастровой стоимости, сведения о которой были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 26.07.2017 (л.д. 78-79).
В этой связи, с учетом позиции представителя административного истца, который указал на уменьшение размера недоимки по земельному налогу 2017 года на 270,00 руб. (уплата должником), перерасчет размера земельного налога исходя из новой кадастровой стоимости объекта недвижимости (2 062 044 руб.), позиции административного ответчика, который не оспаривал расчет недоимки и пени по земельному налогу за 2017 год, в соответствии со ст. 48 НК РФ срок обращения МИФНС №1 по Смоленской области следует исчислять исходя из содержания требования №29648 от 18.12.2018, т.е. до 28.07.2019.
Как видно из материалов настоящего административного дела по заявлению МИФНС №1 по Смоленской области 18.03.2019 был вынесен судебный приказ, т.е. срок обращения с заявлением в мировой суд административным истцом не пропущен.
Определением мирового судьи судебного участка № в г. Смоленске от 19.06.2019 судебный приказ от 18.03.2019 по заявлению МИФНС №1 по Смоленской области для взыскания с Пастушенкова В.А. недоимки по налогам отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения (л.д.7).
В соответствии с главой 32 КАС РФ административный истец 06.09.2019 обратился в Заднепровский районный суд г. Смоленска с административным иском к тому же должнику и с тем же требованием, без пропуска установленных налоговым законодательствам сроков (л.д. 35,5-6).
Правильность исчисленного административным истцом к уплате земельногоналога за указанный период административный ответчик не оспаривал, в связи с чем, требование административногоистца о взыскании с Пастушенкова В.А. недоимки и пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 18 377 руб. 70 коп. подлежит удовлетворению в полном объеме.
При этом суд отклоняет доводы возражений административного ответчика о том, что ему должен был быть произведен перерасчет по налогу за предшествующие периоды, поскольку изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости было произведено в 2017 году. В соответствии с редакцией ст. 391 НК РФ, действовавшей в указанный период, перерасчет земельного налога должен был производиться только за тот налоговый период, когда было принято решение о проведении кадастровой переоценки.
Согласно частей 1 и 2 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика в доход федерального бюджета государственной пошлины, от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона, в размере 735 руб. 11 коп.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Смоленской области к Пастушенкову В.А. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу - удовлетворить.
Взыскать с Пастушенкова В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> задолженность по земельному налогу в сумме 18 377 (восемнадцать тысяч триста семьдесят семь) руб. 70 коп., в том числе: налог - 16 226 (шестнадцать тысяч двести двадцать шесть) руб. 00 коп., пени - 2 151 (две тысячи сто пятьдесят один) руб. 70 коп.
Взыскать с Пастушенкова В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> в доход федерального бюджета госпошлину в размере 735 (семьсот тридцать пять) руб. 11 коп.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд города Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.М. Мартыненко
Мотивированное решение составлено 08 ноября 2019 года.