Дело № 2а-215/2020 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Иваново 13 января 2020 г.
Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., единолично, при ведении протокола секретарем Мокровой А.О.,
с участием представителя истца Паршиной Анастасии Андреевны,
административного ответчика – судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области Тараканова Виктора Александровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново материалы дела
по административному иску Департамента здравоохранения Ивановской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области Тараканову Виктору Александровичу, старшему судебному приставу Ленинского РОСП города Иваново УФССП России по Ивановской области Голубевой Людмиле Ивановне, УФССП России по Ивановской области об уменьшении исполнительского сбора,
установил:
административный истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 15.11.2019 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб. с Департамента здравоохранения Ивановской области, вынесенного в рамках исполнительного производства № №, возбужденного на основании исполнительного листа № № от 09.07.2018, выданного Кинешемским городским судом по делу № №, а также об освобождении Департамента здравоохранения Ивановской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области Лозяновой Лидии Сергеевны от 15.11.2019 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб. вынесенного в рамках исполнительного производства № №, возбужденного на основании исполнительного листа № № от 09.07.2018 (л.д. 4-9, 59-68 т.1).
В ходе судебного разбирательства истец изменил предмет иска, в связи с чем просит суд уменьшить размер взыскиваемого с административного истца исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от 15.11.2019 о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства № №, возбужденного на основании исполнительного листа № № от 09.07.2018, выданного Кинешемским городским судом по делу № №, на 12 500,00 рублей (двенадцать тысяч пятьсот рублей 00 копеек) (л.д. 246 - 253т.1).
Исковые требования обоснованы тем, что 18 ноября 2019г. в адрес Департамента здравоохранения Ивановской области поступило постановление судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области Лозяновой Л.С. от 15.11.2019 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства № №, возбужденного на основании исполнительного листа № № от 09.07.2018, выданного Кинешемским городским судом по делу № 2-63/2018 об обязании Департамента здравоохранения Ивановской области в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по приведению материально-бытового обеспечения стационарного отделения ОБУЗ ОКПБ «Богородское», расположенного в двухэтажном здании общей площадью 1597,8 кв.м., инв.№, лит А, по адресу:. <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» пунктами 3.6, 10.2.1, 8.1., 6.1., 6.11, 4.2, 4.3., 5.5. СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющими медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (ред. от 10.06.2016); дневного стационара и диспансерного отделения ОБУЗ ОКПБ «Богородское», расположенных в двухэтажном здании обще площадью 884,2 кв.м., кв.м., инв.№, лит А, по адресу: <адрес> — в соответствии с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» пунктами 4.2, 4.3 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющими медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (ред. от 10.06.2016г.).
Административный истец отмечает, что в соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 28.12.2012 № 578-п, Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам охраны здоровья граждан, а также функциональное регулирование в сфере охраны здоровья граждан на территории Ивановской области.
Пунктом 2.30. Положения Департамент осуществляет полномочия по осуществлению в случаях и порядке, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетных полномочий главного администратора доходов областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий.
Согласно ч. 2 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
При этом финансовый орган в установленном им порядке направляет финансовому органу публично-правового образования, бюджету которого предоставляются межбюджетные трансферты, уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации (ч. 2.1. названной статьи БК РФ).
В соответствии с положениями ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Согласно части 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по принятию и (или) исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств; обеспечению результативности, целевому характеру использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. Нарушение указанных норм права влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.
ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское» является бюджетным учреждением, средства областного бюджета могут быть выделены ему в виде субсидий на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию государственных услуг либо в виде целевых субсидий. Учреждению установлено государственное задание по оказанию психиатрической медицинской помощи в стационарных, амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, предоставляются субсидии на финансовое обеспечение государственного задания. Порядок их предоставления устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Ивановской области субсидий на иные цели, утвержденный Постановлением Правительства Ивановской области от 31.08.2011 № 299-п (далее - Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Ивановской области от 31.08.2011 № 299-п) устанавливает правила определения объема и условий предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Ивановской области субсидий на иные цели (п. 1 указанного Порядка).
В соответствии с требованиями Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 31.08.2011 № 299-п иными целями являются: расходы на капитальный ремонт недвижимого имущества, разработку проектной и сметной документации для его проведения, не включаемые в нормативы затрат на оказание государственных услуг Ивановской области; расходы на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации; расходы на мероприятия, проводимые в рамках государственных программ Ивановской области и не включаемые в субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания; гранты на реализацию социально значимых проектов; иные расходы, не относящиеся к публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, к бюджетным инвестициям и не включаемые в субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (п. 2 указанного Порядка).
В соответствии с п. 3, 4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 31.08.2011 № 299-п объем субсидии определяется исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, на основании финансово-экономического обоснования, составляемого учреждением (расчеты, подтверждающие объем субсидии и ее целевое назначение). Предварительные расчеты объема субсидии на очередной финансовый год, используемые при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, представляются учреждением учредителю в сроки, установленные учредителем с учетом сроков подготовки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
В 2018 и 2019 годах руководство ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» обращалось в Департамент с просьбой о выделении бюджетных средств в общей сумме 43 290 887,0 рублей на разработку проектно-сметной документации и проведение работ по капитальному ремонту во всех филиалах, в том числе в Кинешемском филиале учреждения.
Данные заявки были включены в общую потребность в бюджетных средствах на проведение капитального ремонта в подведомственных Департаменту учреждениях и при формировании проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, которая была направлена в Правительство Ивановской области письмом от 23.09.2018 № 10-14-11565 и в Департамент финансов Ивановской области письмом от 22.09.2018 № 10-14-11564 для рассмотрения на комиссии при Правительстве Ивановской области по бюджетным проектировкам на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в соответствии с Порядком составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от 26.05.2009 № 150-п. Однако денежные средства из областного бюджета выделены не были.
В соответствии с действующим законодательством Департамент, не являясь лицом уполномоченным на разработку и принятие бюджета Ивановской области, не располагает иными полномочиями по выделению бюджетных средств на целевые субсидии.
Так, в силу ст. 3 Закона Ивановской области от 23.06.2008 № 70-ОЗ «О бюджетном процессе в Ивановской области» составление проекта областного бюджета осуществляется Правительством Ивановской области. Ведомственная структура расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период утверждается законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по главным распорядителям средств областного бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Ивановской области и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов.
Департамент здравоохранения Ивановской области является главным распорядителем бюджетных средств в пределах установленных лимитов. Право внесения изменений в областной бюджет в соответствии со ст. 5 Закона Ивановской области от 23.06.2008 № 70-ОЗ «О бюджетном процессе в Ивановской области» Департаменту не принадлежит. Ст. 66 Устава Ивановской области не предоставляет права законодательной инициативы Департаменту здравоохранения. Следовательно, Департамент не вправе самостоятельно решать вопрос финансового обеспечения ОБУЗ «ОКПБ «Богородское», без соответствующих норм областного законодательства, иначе в нарушение норм бюджетного права будет иметь место нецелевое использование бюджетных средств.
В связи с тем, что денежные средства областного бюджета для финансирования указанных выше мероприятий в 2019 году выделены не были, ранее направленные заявки Учреждения на разработку проектно-сметной документации и проведение работ по капитальному ремонту во всех филиалах, в том числе в Кинешемском филиале, повторно включены Департаментом в общую потребность в бюджетных средствах на проведение капитального ремонта в подведомственных Департаменту учреждениях и при формировании проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которая направлена в Департамент финансов Ивановской области письмом № 10-14-10429 от 15.08.2019 для рассмотрения на комиссии при Правительстве Ивановской области по бюджетным проектировкам на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
Кроме того, в 2018г. соглашением о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели № 106 от 31.08.2018 до ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» была доведена субсидия в сумме 3 061 377,00 руб. на реализацию мероприятия «Капитальный ремонт областных учреждений здравоохранения». Указанные денежные средства ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» освоены в полном объеме, в том числе путем проведения работ по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу <адрес>
Таким образом, по мнению Департамента здравоохранения Ивановской области им осуществлены все возможные и необходимые мероприятия в соответствии с законодательством по организации обеспечении финансирования работ по приведению материально-бытового обеспечения стационарного отделения областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское», по исполнительному производству № №, возбужденному на основании исполнительного листа № № от 09.07.2018, выданного Кинешемским городским судом по делу № №.
Административный истец настаивает, что принял все меры для обеспечения финансирования, но не имел возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный решением Кинешемского городского суда и судебным приставом-исполнителем срок в силу непредотвратимых обстоятельств.
На поступившее 14.11.2019 в адрес Департамента требование от 14.11.2019 о предоставлении в Ленинский РОСП г. Иваново документов, подтверждающих факт исполнения решения суда в обеспечении финансирования работ по приведению материально-бытового обеспечения стационарного отделения областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское», расположенного по адресу г. Кинешма, пос. Красноволжец, д. 38, по исполнительному производству № №, возбужденному на основании исполнительного листа № № от 09.07.2018, выданного Кинешемским городским судом по делу № №, Департаментом, в установленный 5-ти дневный срок судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области Лозяновой Л.С. направлено письмо о предпринятых мерах по исполнению решения суда.
Однако, несмотря на изложенные обстоятельства, судебным приставом-исполнителем 15.11.2019 года вынесено постановление о взыскании с Департамента исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Кроме того, в соответствии с ответом ОБУЗ ОКПБ «Богородское» № 18 от 09.01.2020 на запрос Департамента от 30.12.2019 № 05-06-16216, в целях исполнения решения Кинешемского городского суда по делу № №, Учреждением частично проведено материально-бытовое обеспечение стационаров по адресам: г<адрес>, финансирование которого осуществлялось: за счет средств областного бюджета, выделенных в качестве субсидии на иные цели (капитальный ремонт); за счет средств полученных от предпринимательской и иной деятельности, за счет средств, выделенных на обеспечение государственного задания по оказанию государственных услуг (текущий ремонт).
Департаментом, информация о частичном исполнении судебного акта представлена судебному приставу-исполнителю путем направления ответа на требование от 14.11.2019 с приложением следующих документов:
- письма Департамента здравоохранения Ивановской области в Департамент финансов Ивановской области № 10-14-10429 от 15.08.2019 с приложением несогласованных вопросов по доведенным ассигнованиям на 2020-2022 годы;
- письма Департамента здравоохранения Ивановской области в Департамент финансов Ивановской области № 10-14-11564 от 22.09.2019 и в Правительство Ивановской области от 23.09.2018 № 10-14-11565 с приложением несогласованных вопросов по доведенным ассигнованиям на 2019-2021 годы;
- соглашения о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели № 106 от 31.08.2018;
- локального сметного расчета № 1 на работы по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу г<адрес>
- акта о приемке выполненных работ по локальному сметному расчету № 1 на работы по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу <адрес>
- локального сметного расчета № 4 на дополнительные работы в счет отпадающих по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу <адрес>
- акта о приемке выполненных работ по локальному сметному расчету № 4 на дополнительные работы в счет отпадающих по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу <адрес>
- локального сметного расчета № 3 на непредвиденные работы по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу <адрес>
- акта о приемке выполненных работ по локальному сметному расчету № 3 на непредвиденные работы по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу <адрес>
- справки о стоимости выполненных работ и затрат на капитальный ремонт приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу г<адрес>
- отчета по расходованию субсидии на иные цели по укреплению материально-технической базы по состоянию на 01.01.2019 за январь – декабрь 2018 года.
В силу ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом
В силу части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Однако в соответствии с частью 7 указанного закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, законодателем установлена обязанность судебного пристава – исполнителя по вынесению, при наличии соответствующих условий, постановления о взыскании исполнительского сбора. При этом взыскание сбора является санкцией за неисполнение указаний судебного пристава-исполнителя.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство).
При этом, в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Так же, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В силу ч. 6 и 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», также указанно на то, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Представитель административного истца по доверенности Паршина А.А. измененные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ивановской области, уведомленного о времени и месте судебного заседании в установленном законом порядке, в суд не явился, в материалах дела имеется отзыв на иск, существо которого сводится к тому, что постановление судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным (л.д. 96-98 т.1).
Административный ответчик - старший судебный пристав Ленинского РОСП города Иваново УФССП России по Ивановской области Голубева Л.И., уведомленная о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в суд не явилась, ранее вопрос об уменьшения исполнительского сбора оставляла на усмотрение суда.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области Тараканов В.А. полагал постановление о взыскании исполнительского сбора законным, вместе с тем, не возражал против уменьшения исполнительского сбора.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу норм ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п.3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (п.6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (п. 7).
Как отмечено в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)» исполнительский сбор, установленный ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что, в силу ст. 34 (ч.1), ст. 35 (чч.1 – 3) и ст. 55 (ч.3) Конституции Российской Федерации, недопустимо.
Это означает, что взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств (п. 47)
Судом установлено, что решением Кинешемского городского суда по делу № 2-63/2018 Департамент здравоохранения Ивановской области обязан в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по приведению материально-бытового обеспечения стационарного отделения ОБУЗ ОКПБ «Богородское», расположенного в двухэтажном здании общей площадью 1597,8 кв.м., инв.№, лит А, по адресу:. <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» пунктами 3.6, 10.2.1, 8.1., 6.1., 6.11, 4.2, 4.3., 5.5. СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющими медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (ред. от 10.06.2016); дневного стационара и диспансерного отделения ОБУЗ ОКПБ «Богородское», расположенных в двухэтажном здании обще площадью 884,2 кв.м., кв.м., инв.№, лит А, по адресу: <адрес> — в соответствии с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» пунктами 4.2, 4.3 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющими медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (ред. от 10.06.2016) (далее — Постановление судебного пристава-исполнителя) и освобождении Департамента от взыскания исполнительского сбора по указанному постановлению судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области.
9 августа 2018 г. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП УФССП России по Ивановской области возбуждено исполнительное производство (л.д. 105 - 106 т.1).
22 августа 2018 г. постановление судебного пристава-исполнителя поступило в адрес Департамента здравоохранения Ивановской области (л.д. 107-108 т.1), в связи с чем Департаментом в адрес УФССП России по Ивановской области было направлено сообщение о том, что решение будет исполняться по мере поступления Департаменту денежных средств.
14 ноября 2019 г. представителю должника судебным приставом-исполнителем вручено предупреждение об уголовной ответственности и требование о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда (л.д. 114 – 116 т.1).
15 ноября 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 117-118 т.1).
Анализ материалов исполнительного производства приводит суд к выводу о том, что оснований для признания незаконным вышеуказанного постановления не имеется.
Установлено, что в установленном порядке об отсрочке либо рассрочке исполнения судебного решения, на основании которого выдан исполнительный лист, Департамент здравоохранения Ивановской области не обращался.
Вместе с тем, судом установлены обстоятельства, позволяющие согласиться с заявленными административным истцом требованиями об уменьшении исполнительского сбора.
Как видно из представленных в суд доказательств, Департаментом принимались все возможные предусмотренные действующим законодательством меры для исполнения решения суда.
Законом Ивановской области от 13.12.2018 № 76-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на капитальный ремонт учреждений здравоохранения Ивановской области, участвующих в реализации Государственных программ и Региональных проектов в сфере здравоохранения.
В соответствии с положениями ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно части 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по принятию и (или) исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств; обеспечению результативности, целевому характеру использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. Нарушение указанных норм права влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, расходование ОБУЗ ОКПБ «Богородское» средств областного бюджета на цели, не предусмотренные Законом Ивановской области от 13.12.2018 № 76-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» не возможно.
Вместе с тем, установлено, что в 2018 и 2019 годах руководство ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» обращалось в Департамент с просьбой о выделении бюджетных средств в общей сумме 43 290 887,0 рублей на разработку проектно-сметной документации и проведение работ по капитальному ремонту во всех филиалах, в том числе в Кинешемском филиале учреждения.
Департаментом данные заявки были включены в общую потребность в бюджетных средствах на проведение капитального ремонта в подведомственных Департаменту учреждениях и при формировании проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Департаментом направлены в Правительство Ивановской области письма от 23.09.2018 № 10-14-11565 и в Департамент финансов Ивановской области от 22.09.2018 № 10-14-11564 для рассмотрения на комиссии при Правительстве Ивановской области по бюджетным проектировкам на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в соответствии с Порядком составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от 26.05.2009 № 150-п.
Однако денежные средства из областного бюджета на капитальный ремонт в целях приведения материально — бытового обеспечения стационарного отделения ОБУЗ ОКПБ «Богородское», расположенного в двухэтажном здании общей площадью 1597,8 кв.м., инв.№, лит А, по адресу:. <адрес> и дневного стационара и диспансерного отделения ОБУЗ ОКПБ «Богородское», расположенных в двухэтажном здании обще площадью 884,2 кв.м., кв.м., инв.№, лит А, по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями СанПин выделены не были.
Законом Ивановской области от 13.12.2018 № 76-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на капитальный ремонт учреждений здравоохранения Ивановской области, участвующих в реализации Государственных программ и Региональных проектов в сфере здравоохранения.
В 2018г. соглашением о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели № 106 от 31.08.2018 до ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» была доведена субсидия в сумме 3 061 377,00 руб. на реализацию мероприятия «Капитальный ремонт областных учреждений здравоохранения».
Указанные денежные средства ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» освоены в полном объеме, в том числе путем проведения работ по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу <адрес>
Кроме того, в соответствии с ответом ОБУЗ ОКПБ «Богородское» № 18 от 09.01.2020 на запрос Департамента от 30.12.2019 № 05-06-16216, в целях исполнения решения Кинешемского городского суда по делу № 2-63/2018, Учреждением частично проведено материально-бытовое обеспечение стационаров по адресам: <адрес> финансирование которого осуществлялось: за счет средств областного бюджета выделенных в качестве субсидии на иные цели (капитальный ремонт); за счет средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности, за счет средств выделенных на обеспечение государственного задания по оказанию государственных услуг (текущий ремонт).
Установлено также, что информация о частичном исполнении судебного акта представлена судебному приставу-исполнителю путем направления ответа на требование от 14.11.2019 с приложением следующих документов:
- письма Департамента здравоохранения Ивановской области в Департамент финансов Ивановской области № 10-14-10429 от 15.08.2019 с приложением несогласованных вопросов по доведенным ассигнованиям на 2020-2022 годы;
- письма Департамента здравоохранения Ивановской области в Департамент финансов Ивановской области № 10-14-11564 от 22.09.2019 и в Правительство Ивановской области от 23.09.2018 № 10-14-11565 с приложением несогласованных вопросов по доведенным ассигнованиям на 2019-2021 годы;
- соглашения о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели № 106 от 31.08.2018;
- локального сметного расчета № 1 на работы по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу г<адрес>
- акта о приемке выполненных работ по локальному сметному расчету № 1 на работы по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу <адрес>;
- локального сметного расчета № 4 на дополнительные работы в счет отпадающих по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу <адрес>;
- акта о приемке выполненных работ по локальному сметному расчету № 4 на дополнительные работы в счет отпадающих по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу <адрес>
- локального сметного расчета № 3 на непредвиденные работы по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу <адрес>
- акта о приемке выполненных работ по локальному сметному расчету № 3 на непредвиденные работы по капитальному ремонту приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу <адрес>
- справки о стоимости выполненных работ и затрат на капитальный ремонт приемного отделения Кинешемского филиала ОБУЗ «ОКПБ «Богородское» по адресу г. Кинешма, пос. Красноволжец, д. 38;
- отчета по расходованию субсидии на иные цели по укреплению материально-технической базы по состоянию на 01.01.2019 за январь - декабрь 2018 год.
При указанных обстоятельствах, имеются основания для уменьшения исполнительского сбора до испрашиваемого административным истцом размера.
Вместе с тем, по основаниям норм вышеуказанного закона решение подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175 – 180 КАС Российской Федерации,
Решил :
административный иск Департамента здравоохранения Ивановской области удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП города Иваново УФССП России по Ивановской области от 15 ноября 2019 г., вынесенного в рамках исполнительного производства № №, возбужденного на основании исполнительного листа № № от 9 июля 2018 г., выданного Кинешемским городским судом по делу № № до 12 500 (двенадцати тысяч пятисот рублей).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Уенкова О. Г.
В окончательной форме решение изготовлено 24 января 2020 г.