Мотивированное решение Дело № 2–16/2020
Изготовлено10.06.2020г. ИД 76RS0011-01-2019-001022-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2020 г. г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Трусовой Н.В.,
при секретаре Седовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Угличского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних к МДОУ детский сад «Дубок», Администрации Угличского муниципального района о выполнении мероприятий, связанных с антитеррористической безопасностью,
УСТАНОВИЛ:
Угличский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних с исковым заявлением к МДОУ детский сад «Дубок» о выполнении мероприятий, связанных с антитеррористической безопасностью. В заявлении указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, безопасности жизни и здоровья граждан в МДОУ детский сад «Дубок». В ходе проверки установлено, что МДОУ детский сад «Дубок» согласно паспорту безопасности относится к объектам второй категории опасности. По результатам проверки установлено, что в нарушение требований законодательства, а именно Постановления Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", МДОУ детский сад «Дубок» не оборудовано охранной сигнализацией, автономной системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Невыполнение МДОУ детский сад «Дубок» законодательства о противодействии терроризму создает угрозу безопасности жизни и здоровью обучающихся и работников учреждения в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В связи с чем, Угличский межрайонный прокурор просит обязать МДОУ детский сад «Дубок» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать здание детского сада охранной сигнализацией, автономной системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации . (л.д.2-5)
В процессе рассмотрения дела, с 17.08.2019 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", согласно требованиям которого, изменилась категория опасности учреждения и соответственно требования к антитеррористической защищенности. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1235 утратило силу 18.11.2019 г. В связи с указанными обстоятельствами, был утвержден новый паспорт безопасности МДОУ детский сад «Дубок», которому присвоена четвертая категория опасности, поэтому прокурор, уточняя неоднократно исковые требования, в последнем варианте искового заявления от 30.01.2020 г. (л.д. 132-138), просит обязать Администрацию УМР в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предусмотреть в бюджете на 2020г., плановый период 2021 и 2022 г.г. осуществить финансирование затрат МДОУ детский сад «Дубок», связанных с оборудованием учреждения системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснащенной речевыми оповещателями и источниками бесперебойного электропитания; осуществлением подготовки и переподготовки должностных лиц МДОУ детский сад «Дубок» по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта; обеспечением санкционированного допуска на объект посетителей и автотранспортных средств.
Просит обязать МДОУ детский сад «Дубок» в течение двух месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать здание детского сада системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснащенной речевыми оповещателями и источниками бесперебойного электропитания; осуществить подготовку и переподготовки должностных лиц МДОУ детский сад «Дубок» по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта; а также организовать санкционированный допуска на объект посетителей и автотранспортных средств.
В судебном заседании помощник Угличского межрайонного прокурора Сидорова А.С. от исковых требований к Администрации УМР и МДОУ Детский сад «Дубок в части требования об организации санкционированного допуска на объект посетителей и автотранспортных средств, а также финансирования данного мероприятия отказалась ввиду устранения ответчиками данного нарушения в добровольном порядке. В данной части производство по делу прекращено, вынесено соответствующее определение.
В остальной части уточненные исковые требования поддержала по заявленным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрации УМР Стефанович А.В.в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании заявленные требования не признал. Пояснил, что в настоящее время доступ на территорию детского сада организован, определены лица, ответственные за контроль допуска на территорию учреждения, ведутся соответствующие журналы. У заведующей детского сада Хабовой Е.А. имеется удостоверение о прохождении обучения по гражданской обороне, кроме того, в настоящее время еще один сотрудник детского сада- Ваульчикова Н.А. проходит обучения по курсу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Полагает, что дополнительной системы оповещения об угрозе чрезвычайной ситуации, оснащенной речевым оповещателем, не требуется, поскольку имеется звуковое и световое оповещение о ЧС в здании детского сада.
Представитель ответчика МДОУ детский сад «Дубок» Ваульчикова Н.А.исковые требования прокурора признала.
Представитель третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области» по доверенности Смирнов А.В. в судебном заседании выразил согласие с исковыми требованиями прокурора. Пояснил, что здание детского сада оборудовано системой оповещения людей о возникновении чрезвычайной ситуации с помощью звукового и светового сигналов. Речевого оповещателя, с помощью которого возможно управление эвакуацией людей, в детском саду не имеется. Речевое оповещение о ЧС возможно сделать, модернизировав существующую систему оповещения.
Представители третьих лиц - Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Угличскому, Мышкинскому и Большесельскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Ярославской области, Управления образования Администрации УМР, Управления муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений Администрации УМР, Управления финансов Администрации УМР, в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора, представителя ответчика МДОУ детский сад «Дубок», представителя третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области», свидетеля Круглова С.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ МДОУ Детский сад «Дубок», расположенное по адресу: <адрес> учреждено Управлением образования Администрации УМР. Имущество, закрепленное в установленном порядке за данным детским учреждением, находится в его оперативном управлении и является муниципальной собственностью.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что финансирование мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности муниципального учреждения законом, нормативными документами, Уставом муниципального образования, возложено на собственника имущества – Администрацию Угличского муниципального района, как орган, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции в системе органов местного самоуправления. Соответственно в независимости от того, что главным распорядителем бюджетных средств для муниципальных образовательных учреждений является МУ Управление образования администрации Угличского МР, Администрация Угличского муниципального района вправе направить денежные средства непосредственно тому общеобразовательному учреждению, которому они предназначены.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.
С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения пунктом 13 упомянутых Требований установлены категории опасности объектов (территорий), в соответствии с подпунктом "г" которого МДОУ детский сад «Дубок» относится к четвертой категории опасности.
На основании акта обследования и категорирования МДОУ детский сад «Дубок» от 29.10.2019г., утвержден паспорт безопасности указанного учреждения, который согласован с соответствующими надзорными органами и утвержден директором учреждения.
В данном паспорте в разделе VIII даны рекомендации по тем мероприятиям, которые необходимо провести, в том числе те, которые просит выполнить прокурор (п. 12,13,15 паспорта).
Подпункт "д" п. 24 новых Требований обязывает в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществлять оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 31 указанных Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Исходя из системного толкования указанных выше пунктов Требований, суд полагает требования прокурора об оснащении детского сада системой оповещения с речевым оповещателем, оборудованного источниками бесперебойного электропитания является законным и обоснованным, поскольку управление эвакуацией возможно только с помощью речи. Такой системы оповещения в МДОУ Детский сад «Дубок» не имеется.
В соответствии с п.22 п.п. «г» Требований обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий), достигается посредством подготовки и переподготовки должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории).
Судом установлено, что такая подготовка должностных лиц на момент рассмотрения дела не осуществлена. Согласно представленной справки, выданной ООО «Инфоурок», на курсе дополнительного профессионального образования: курс повышения квалификации «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обучается Ваульчикова Н.А., являющаяся воспитателем МДОУ Детский сад «Дубок». Согласно учебного плана данного курса, он содержит в себе модуль 2, предусматривающий обучение по вопросам организации работы со служебной информацией ограниченного распространения.
Таким образом, суд соглашается с требованиями прокурора в данной части и считает их подлежащими удовлетворению, поскольку доказательств наличия осуществления подготовки и переподготовки должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории), ответчиком на момент вынесения решения суда не представлено.
Подпунктом «е» п. 11 Требований комиссия при утверждении паспорта безопасности определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Соответственно, указанный прокурором срок исполнения заявленных требований до 2022 г. включительно суд признает разумным и соответствующим действующему законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Угличского муниципального района Ярославской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предусмотреть в бюджете на 2020г., плановый периоды 2021 и 2022 г.г. финансирование затрат МДОУ детский сад «Дубок», связанных с:
- оборудованием учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснащенными речевыми оповещателями и источниками бесперебойного электропитания;
- подготовкой и переподготовкой должностных лиц МДОУ детский сад «Дубок» по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта.
Обязать МДОУ детский сад «Дубок» в течение двух месяцев с момента поступления денежных средств:
- оборудовать здание МДОУ детский сад «Дубок» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснащенными речевыми оповещателями и источниками бесперебойного электропитания;
- осуществить подготовку и переподготовку должностных лиц МДОУ детский сад «Дубок» по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Трусова