Дело № 2-5655/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2016 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Ершовой А.Е.,
с участием представителя прокурора Лежневой И.В.,
истицы Мельчаковой С.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <Адрес> в интересах Мельчаковой С.Э. к Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
установил:
прокурор <Адрес> обратился в суд в интересах Мельчаковой С.Э. с иском к Правительству Пермского края о предоставлении в границах г.Перми благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м, ссылаясь на то, что Мельчакова С.Э. имеет статус лица из числа «детей-сирот», проживает в г. Перми, имеющееся на праве собственности у Мельчаковой С.Э. жилое помещение по адресу: <Адрес> менее учетной нормы на одного человека, состоит на жилищном учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. На основании п. 9 ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК Мельчаковой С.Э. должно быть предоставлено жилое помещение.
Истец, представитель прокурора в судебном заседании на иске настаивали.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия. В возражениях на иск (л.д. 29) считает требование истца о предоставлении жилого помещения в конкретном муниципальном образовании необоснованными, поскольку формирование специализированного жилищного фонда происходит на территории всего Пермского края. Приобретение жилых помещений планируется в декабре 2016 г.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, настаивала на доводах, изложенных в возражениях на иск (л.д. 32-33), согласно которым Мельчакова С.Э. включена в список детей–сирот 30.08.2013 г. Предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список. Удовлетворение требований истца приведет к нарушению прав детей-сирот, включенных в список раньше истца.
Представитель третьего лица ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, настаивал на доводах, изложенных в письменном отзыве на иск (л.д. 35-36), согласно которому предоставление жилого помещения в пределах муниципального образования г. Пермь необоснованно, поскольку действующим законодательством предусмотрено предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица из данной категории.
Третье лицо – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия представителя, поддерживает позицию Правительства Пермского края. (л.д. 38).
Третьи лица КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» в судебное заседание своих представителей не направили.
Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Мельчакова С.Э. обратилась к прокурору с просьбой оказать помощь в предоставлении жилья (л.д.8), в связи с чем, прокурор является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах истца.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) (далее по тексту – ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012 г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Частью 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Мельчакова С.Э. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.11,13), на дату обращения в суд с настоящим иском достигла 20-летнего возраста, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать Мельчакова Н.И. заочным решением Кировского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери (л.д. 14).
Постановлением комитета по образованию и науке органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № н/л Мельчакова С.Э. оставшаяся без попечения родителей, помещена в образовательное учреждение для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ Мельчакова С.Э. являлась воспитанницей № для детей-сирот г. Перми и находилась на полном государственном обеспечении с 01.07.2009 г. (л.д. 45).
Приказом ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней Мельчаковой С.Э. установлена опека, назначен опекун – К. определенно место жительства н/л Мельчаковой С.Э. по <Адрес>, разрешено раздельное проживание попечителя и н/л Мельчаковой С.Э. (л.д. 42-43).
Мельчаковой С.Э. на праве собственности принадлежит ? доли в жилом помещении общей площадью 12.3 кв.м по адресу: <Адрес> (л.д. 46), по указанному адресу последняя имеет регистрацию (л.д.19).
В настоящее время Мельчакова С.Э. проживает по адресу: <Адрес> (копия свидетельства о регистрации по месту жительства л.д. 19).
Заключением заместителя ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом н/л Мельчаковой С.Э. жилом помещении, площадь приходящаяся на одно лицо 7,9 кв.м, что менее учетной нормы на одного человека (л.д. 17).
Решением комиссии ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми Мельчакова С.Э. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 18).
Поскольку на дату разрешения спора истец не обеспечен жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, требования прокурора о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1.3. Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п (далее по тексту – Порядок), жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца и представителя прокуратуры на ответчика следует возложить обязанность предоставить Мельчаковой С.Э. на территории города Перми по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Довод Министерства социального развития Пермского края о нарушении прав детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом суд находит несостоятельным, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и законодательством Пермского края обстоятельств, в данном случае достижение Мельчаковой С.Э. возраста 18 лет. Однако Мельчакова С.Э. жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения до настоящего времени не обеспечен.
Возражения ответчика о том, что оснований для удовлетворения требований о предоставлении Мельчаковой С.Э. жилого помещения в конкретном муниципальном образовании, не имеется, поскольку федеральным законодательством предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, в рассматриваемом случае на территории Пермского края, суд находит несостоятельными, ввиду ошибочного толкования норм материального права.
На основании положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края.
В соответствии с положениями п.п. 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора <Адрес> в интересах Мельчаковой С.Э. к Правительству Пермского края удовлетворить:
обязать Правительство Пермского края предоставить Мельчаковой С.Э. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение в границах г. Перми общей площадью не менее 33 кв. метров.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: