Решение по делу № 3а-45/2020 от 28.02.2020

Дело № 3а-45/2020

                                                                                   УИД 19OS0000-01-2020-000031-08

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

    г. Абакан                         16 марта 2020 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петровой Т.Л.,

при секретаре Бедненко И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя Поповой Олеси Мамедовны – Попова Алексея Викторовича к Правительству Республики Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Попов А.В. в интересах Поповой О.М. обратился в суд к Правительству Республики Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование иска указал, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость, определённую в отчете оценщика, выполненном по заказу административного истца. Выражая несогласие с кадастровой стоимостью, просил установить стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.

Представитель административного истца Попов А.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Минимущества Республики Хакасия Стеценко О.Н., просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном отзыве указала, что право административного истца на установление рыночной стоимости объекта недвижимого имущества не оспаривает.

Представитель Правительства Республики Хакасия Князева Н.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном отзыве указав, что Правительство Республики Хакасия является ненадлежащим ответчиком.

Представитель Управления Росреестра по Республике Хакасия, представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП», администрации                        г. Саяногорска, ООО «Строй Вектор плюс»    в судебное заседание не явились.

Всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г.              № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Закона об оценочной деятельности).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из материалов дела видно, что с 18 декабря 2018 г. по 25 апреля    2019 г. Попова О.М. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером

Согласно акту ФГБУ «ФКП» от 25 апреля 2019 г. основанием определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб. является образование нового земельного участка.

Из указанного акта усматривается, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена с учетом значения площади вновь образуемого земельного участка. При этом использовано значение удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 14 ноября 2016 г. № 020-153-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Республики Хакасия».

Таким образом, органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.

Административный истец признается плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка (статьи 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации), и относящегося к местным налогам.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной и нарушает права плательщика налога, Попова О.М. 28 февраля 2020 г. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил отчет ООО «Независимая оценка» от           27 января 2020 г. № 020001.2, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером на 25 апреля 2019 г. составляет <данные изъяты> руб.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки    (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.

Суд полагает возможным принять отчет № 020001.2 в качестве относимого и допустимого доказательства по делу, поскольку он составлен оценщиком, имеющим специальное образование, квалификационный аттестат в области «Оценка недвижимости», являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков; отчет содержит подробное описание проведенного исследования, ссылки на использованные при проведении оценки материалы, отвечает требованиям научности, обоснованности, логичности; выводы оценщика понятны и соответствуют поставленному на его разрешение вопросу.

Возражений относительно достоверности определенной в отчете стоимости земельного участка и соответствия отчета требованиям законодательства лицами, участвующими в деле, не заявлено.

Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 25 апреля 2019 г. превышала его рыночную стоимость.

Датой начала применения кадастровой стоимости является 25 апреля      2019 г.- дата внесения сведений о земельном участке в ЕГРН в связи с его образованием после раздела другого земельного участка.

Часть 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года          № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

При таких обстоятельствах имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на 25 апреля 2019 г., с применением стоимости с 25 апреля 2019 г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление представителя Поповой Олеси Мамедовны – Попова Алексея Викторовича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поступившее в суд          28 февраля 2020 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на 25 апреля 2019 г., с применением стоимости с 25 апреля 2019 г.

В удовлетворении административных исковых требований к Правительству Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                          Т.Л. Петрова

3а-45/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Олеся Мамедовна
Ответчики
Правительство Республики Хакасия
Управление Росреестра по Республике Хакасия
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
Другие
Попов Алексей Викторович
ООО "Строй Вектор плюс"
Администрация МО г. Саяногорск
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра")
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Петрова Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
28.02.2020Регистрация административного искового заявления
28.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Подготовка дела (собеседование)
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
05.08.2020Дело оформлено
07.08.2020Дело передано в архив
16.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее