Решение по делу № 2-459/2019 от 06.12.2018

Дело № 2-459/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2019 года Кировский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

при секретаре Королько Л.И.,

с участием истца Нигматуллина Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нигматуллина Е.Н. к Истомину И.С. о признании права собственности на объект незавершенного строительства, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Нигматуллин Е.Н. обратился в суд с иском к Истомину И.С. о возложении обязанности заключить основной договор купли-продажи однокомнатной квартиры в доме по <адрес>; признании права собственности на указанную квартиру.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключил с Истоминым И.С. предварительный договор купли-продажи однокомнатной квартиры в доме по <адрес>. Согласно пункту 4.1.2 данного договора Истомин И.С. обязался заключить основной договор купли-продажи в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако свои обязательства не исполнил.

В порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец изменил исковые требования и просит признать за ним право собственности на объект незавершенного строительства – однокомнатную квартиру , общей площадью 27,5 кв.м., состоящую из следующих помещений: кухня – 6,71 кв.м., комната – 11,7 кв.м., санузел – 4,15 кв.м., расположенную на 2 этаже 1 подъезда многоквартирного жилого дома, находящегося по <адрес>, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

В обоснование уточненных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключил с Истоминым И.С. (продавец) предварительный договор купли- продажи квартиры, из условий которого следует, что продавцу Истомину И.С. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1150 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство многоквартирного жилого дома, находящийся по <адрес>. Продавец обязуется перед покупателем на указанном земельном участке, расположенном по <адрес> построить трехэтажный жилой дом и передать в собственность покупателю однокомнатную квартиру в данном жилом доме, а покупатель принять и оплатить квартиру, в соответствии с условиями договора. Пунктом 1.6 договора предусмотрено, что право собственности на квартиру возникает у покупателя с момента государственной регистрации основного договора купли-продажи квартиры и перехода права собственности. Срок заключения основного договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Цена договора в сумме ....... рублей уплачена им полностью. Обязательства продавца не исполнены до настоящего времени. Ответчик неоднократно переносил сроки завершения строительства многоквартирного дома и, зная о наличии претензий со стороны участником строительства, чьи денежные средства были им привлечены, не только не принимает мер по регистрации объекта незавершенного строительства, но и не выходит на контакт с участниками строительства. Признание права собственности на объект незавершенного строительства в виде квартиры является единственным способом защиты права в данной ситуации. Кроме того, с учетом применения к спорным правоотношениям Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» просил взыскать с ответчика компенсации морального вреда в размере 20000 рублей.

Истец Нигматуллин Е.Н. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнения исковых требований.

Ответчик Истомин И.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление в письменной форме о признании добровольно исковых требований в части признания за истцом Нигматуллиным Е.Н. права собственности на объект незавершенного строительства по указанным в иске основаниям. Также указал, что последствия признания иска, предусмотренные статьями 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ему известны и понятны.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы истца, пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Истоминым И.С. (продавец) и Нигматуллиным Е.Н. (покупатель) заключен предварительный договор купли-продажи квартиры (далее – Договор), из условий которого следует, что продавцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1150 кв.м., находящийся по <адрес> на землях населенных пунктов (пункт 1.1). По настоящему договору продавец обязуется перед покупателем на указанном в пункте 1.1 земельном участке построить трехэтажный жилой дом и передать в собственность квартиру, находящуюся в данном доме, а покупатель принять и оплатить квартиру в соответствии с условиями настоящего договора: квартира , расположенная по <адрес>. Характеристики объекта недвижимости указаны в Приложении 1 к договору (пункт 1.2). Общая площадь квартира является ориентировочной и подлежит уточнению по данным технического паспорта, составляемого органом инвентаризации (пункт 1.3).

Пунктом 1.6 Договора предусмотрено, что право собственности на квартиру возникает у покупателя с момента государственной регистрации основного договора купли-продажи квартиры и перехода права собственности на квартиру.

В соответствии с пунктом 2.1 договора, указанную квартиру продавец продает покупателю за согласованную сторонами цену в размере ....... рублей, которую покупатель выплачивает продавцу в следующем порядке: ....... рублей при подписании настоящего предварительного договора купли-продажи.

Пунктами 3.1, 3.2 Договора установлено, что квартира будет передаваться продавцом покупателю по передаточному акту в день подписания основного договора купли-продажи квартиры. Обязательства продавца будут считаться исполненными после государственной регистрации основного договора купли-продажи и перехода права собственности на квартиру.

Права и обязанности сторон установлены разделом 4 договора, а именно: продавец обязан построить жилой дом по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4.1.1); заключить основной договор купли-продажи квартиры с покупателем в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в срок до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4.1.2); передать покупателю в собственность квартиру, являющуюся предметом договора и указанную в пункте 1.2 договора по передаточному акту (пункт 4.1.3); продавец вправе изменить сроки, указанные в пунктах 4.1.1 и 4.1.2 договора, но не более чем на 3 месяца (пункт 4.2.1). Покупатель обязан оплатить квартиру в соответствии с условиями, установленными в разделе 2 договора (пункт 4.3.1); принять квартиру на условиях, предусмотренных договором, подписать передаточный акт (пункт 4.3.2).

В приложении 1 к предварительному договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ указаны характеристики объекта недвижимости – однокомнатная квартира, общей площадью 27,6 кв.м. (ориентировочная) на 2 этаже дома, иные характеристики. Квартира имеет строительную отделку. В наличии сантехнические приборы.

Обязательство по выплате денежных средств по договору в счет оплаты квартиры истцом выполнены, что подтверждено представленными документами, не оспаривается ответчиком.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Истоминым И.С. и Нигматуллиным Е.Н. подписан промежуточный акт приема-передачи квартиры в доме по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» составлен технический паспорт на квартиру в незавершенном строительством доме по <адрес>, согласно которому площадь квартиры составляет 26,8 кв.м. и состоит из следующих помещений: жилая – 11,3 кв.м., санузел – 3,9 кв.м.. прихожая – 5,3 кв.м., кухня – 6,3 кв.м., с балконом, расположена на 2 этаже 1 подъезда многоквартирного жилого дома, находящегося по <адрес>.

В техническом паспорте отмечено, что объект не сдан в эксплуатацию.

Исковые требования Нигматуллина Е.Н. о признании права собственности на объект незавершенного строительства основаны на том, что срок завершения строительства и передачи ему квартиры истек, строительство не окончено, обязательства перед ним не выполнены.

Ответчик Истомин И.С. в этой части иск признал.

В силу части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, положение части 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит правило о контроле суда за распорядительными действиями сторон, который состоит в том, что суд не санкционирует соответствующее процессуальное действие, если оно: противоречит закону; нарушает права и законные интересы других лиц. Такой контроль необходим в целях соблюдения законности в гражданском судопроизводстве.

Рассмотрев ходатайство ответчика о признании иска, принимая во внимание характер заявленных требований, доводы истца, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из анализа договора с учетом положений статей 421, 429, 431, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставление истцу квартиры поставлено в зависимость от регистрации права собственности на жилой дом ответчиком и от наличия акта приемки законченного строительством объекта (многоквартирного дома). Этим подтверждается, что ответчик использовал полученные по договору денежные средства на оплату строительства многоквартирного дома, взяв на себя обязательство передать оконченную строительством квартиру истцу. Ответчик не имел цели приобретения квартир в строящемся доме по <адрес> свою собственность, а имел целью привлечь денежные средства граждан, в том числе, истца, для строительства многоквартирного дома. Ответчик Истомин И.С. привлекал денежные средства для целей строительства многоквартирного дома, не имея на это права в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, с учетом позиции, изложенной в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 декабря 2013 года, сферу регулирования договорных отношений истца и ответчика составляет привлечение денежных средств истца для долевого строительства многоквартирного дома и в последующем возникновения у истца права собственности на квартиру. Таким образом, между сторонами фактически был заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома и на данные правоотношения распространяются нормы Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Поскольку истец Нигматуллин Е.Н. вступил в правоотношения с ответчиком Истоминым И.С. с целью приобретения в собственность индивидуально-определенного объекта – конкретной квартиры в многоквартирном доме, строительство которого осуществляет ответчик, исполнение истцом финансовых обязательств по оплате строительства указанного жилого помещения подтверждено материалами дела, однако, на момент обращения в суд и рассмотрения дела многоквартирный дом по <адрес> в эксплуатацию не введен, но исходя из степени завершенности строительства спорная квартира фактически передана истцу, при этом квартира имеет индивидуально-определенные характеристики в качестве самостоятельного объекта незавершенного строительства, то в силу статей 12, 128, 130, 218, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации истец Нигматуллин Е.Н. вправе требовать защиты своих прав, в том числе и путем предъявления требования о признании права на объект незавершенного строительства.

При таких обстоятельствах суд считает, что признание ответчиком иска в части признания за Нигматуллиным Е.Н. права собственности на объект незавершенного строительства – однокомнатную квартиру многоквартирного жилого дома, находящегося по <адрес> не противоречит закону; права и законные интересы других лиц при этом не нарушаются.

Суд принимает признание иска ответчиком Истоминым И.С., что является достаточным основанием для удовлетворения соответствующего требования истца в силу части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом требование истца о признании права собственности на объект незавершенного строительства подлежит удовлетворению с учетом характеристик объекта незавершенного строительства – квартиры, указанных в техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика Истомина И.С. компенсации морального вреда в размере 20000 рублей на основании статьи 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2013 года, к отношениям по участию в долевом строительстве жилья, возникшим в случаях привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов (иных объектов недвижимости) лицом, не имеющим на это права в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и (или) осуществления такого привлечения денежных средств иными, помимо названных в названном Федеральном законе способами, если такие отношения вытекают из договора, заключенного гражданином исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной названным Федеральным законом.

В таких случаях гражданин имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя. Судом также разрешается вопрос о взыскании с лица, осуществившего привлечение денежных средств гражданина для строительства, штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В силу статьи 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

При решении вопроса о компенсации морального вреда суд исходит из того, что достаточным условием для удовлетворения данного требования является установленный факт нарушения прав Нигматуллина Е.Н. как потребителя. С учетом всех обстоятельств дела, считая вину ответчика в нарушении прав истца установленной, принимая во внимание степень вины нарушителя, характер нарушения, характер и объем страданий истца, с учетом индивидуальных особенностей, продолжительность периода нарушения прав истца, учитывая требования разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку материалы дела не содержат сведений об обращении истца к ответчику в досудебном порядке, то оснований для взыскания штрафа, предусмотренного указанной нормой закона, не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нигматуллина Е.Н. удовлетворить.

Признать за Нигматуллиным Е.Н. право собственности на объект незавершенного строительства – однокомнатную квартиру , площадью 26,8 кв.м., состоящую из следующих помещений: жилая – 11,3 кв.м., санузел – 3,9 кв.м.. прихожая – 5,3 кв.м., кухня – 6,3 кв.м., с балконом, расположенную на 2 этаже 1 подъезда многоквартирного жилого дома, находящегося по <адрес>.

Взыскать с Истомина И.С. в пользу Нигматуллина Е.Н. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Д.О. Хузяхралов

2-459/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
kirov.perm.sudrf.ru
19.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее