Мотивированное решение в окончательной форме составлено 5 марта 2020 г.
Дело №2а-291/2020
УИД 33RS0006-01-2019-002754-54
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 февраля 2020 г. г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Глазковой Д.А.,
при секретаре Крайновой Н.С.,
прокуроров ФИО12, ФИО13,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ФИО1 <адрес> ФИО10 <адрес> об обязании организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих,
установил:
Вязниковский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с учетом уточнения с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования ФИО1 <адрес> (далее администрация или администрация муниципального образования) об обязании администрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать диспансеризацию муниципальных служащих ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 межрайонной прокуратурой в администрации МО ФИО1 <адрес> ФИО10 <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе, в ходе которой установлено, утвержден порядок прохождения диспансеризации муниципальных служащих. Вместе с тем, указанный порядок не соответствует требованиям федерального законодательства, так как противоречит Порядку прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, Перечню заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также форме заключения медицинского учреждения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, и принят за пределами компетенции. Кроме того, установлено, что диспансеризация муниципальных служащих администрации М ФИО1 в 2018, истекшем периоде 2019 года не проводилась. В соответствии с пунктами 1, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к основным принципам муниципальной службы относит приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и компетентность муниципальных служащих. Соблюдение обозначенных принципов является невозможным, если физическое или психическое здоровье муниципального служащего не соответствует обязательным требованиям законодательства. То есть, непрохождение гражданином, замещающим должность муниципальной службы, диспансеризации не дает возможности утверждать о его соответствии стандартным медицинским требованиям, которые предъявляются к данной категории работников. Указанное обстоятельство может в перспективе создавать угрозу качеству предоставляемых муниципальных услуг со стороны администрации муниципального образования, а также негативным образом влиять на принимаемые решения по вопросам местного значения. Так как деятельность органов местного самоуправления направлена на решение вопросов местного значения, то решения, принимаемые муниципальными служащими, напрямую оказывают влияние на права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, который представляет население МО ФИО1.
В судебном заседании старшие помощники ФИО1 межрайонного прокурора ФИО12, ФИО13 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования ФИО1 <адрес> ФИО10 <адрес> ФИО6. против удовлетворения административных исковых требований не возражала, пояснил, что сотрудники два раза посещали медицинское учреждение и в случае неправильного составления документов данного учреждения не администрация должна нести ответственность, а медицинское учреждение. Что касается оплаты для прохождения диспансеризации в медицинском учреждении, то она была произведена в соответствии с заключенным договором в полном объеме.
Заинтересованное лицо ФИО6 в судебном заседании не возражала против требований, пояснила, что проходила диспансеризацию в конце 2019 года вместе с другими сотрудниками.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ ВО Вязниковская РБ главный врач ФИО14 оставила разрешение спора на усмотрение суда. Пояснила, что с муниципальным образованием ФИО1 был заключен договор ДД.ММ.ГГГГ № о проведении периодического медицинского осмотра муниципальных служащих в соответствии с приказом МЗСР РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, данный договор был исполнен не в полном объеме. В частности, не выполнены некоторые лабораторные исследования по причине отсутствия реактивов на момент проведения диспансеризации, о чем администрация была уведомлена.
Заинтересованные лица – ФИО9, ФИО8, ФИО4, ФИО2, ФИО7, ФИО3, ФИО5, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав доводы административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими (далее - Порядок №н), перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (далее - Перечень) и учетная форма №-ГС/у «Заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка №н диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика».
Согласно пункту 4 приведенного выше Порядка №н диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно. Указанным пунктом установлен перечень врачей - специалистов, которые проводят диспансеризацию и наименования лабораторных и функциональных исследований, проводимых при диспансеризации.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что муниципальными служащими администрации муниципального образования ФИО1 <адрес> ФИО10 <адрес> являются ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО17, ФИО4, ФИО5
В соответствии с пунктами 5, 6 данного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком.
Согласно пункту 7 Порядка для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.
В силу пункта 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы (учетная форма №-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением №, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.
В силу выше приведенных положений законодательства, организация диспансеризации муниципальных служащих является обязанностью администрации МО ФИО1.
В соответствии с пунктами 1, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к основным принципам муниципальной службы относится приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и компетентность муниципальных служащих.
Соблюдение обозначенных принципов является невозможным, если физическое или психическое здоровье муниципального служащего не соответствует обязательным требованиям законодательства. То есть, непрохождение гражданином, замещающим должность муниципальной службы, диспансеризации не дает возможности утверждать о его соответствии стандартным медицинским требованиям, которые предъявляются к данной категории работников. Указанное обстоятельство может в перспективе создавать угрозу качеству предоставляемых муниципальных услуг со стороны администрации муниципального образования, а также негативным образом влиять на принимаемые решения по вопросам местного значения.
В нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» диспансеризация муниципальных служащих муниципального образования ФИО1 <адрес> в 2018 году и в истекшем периоде 2019 года не проводилась.
Вместе с тем, в силу положений указанного Федерального закона организация диспансеризации муниципальных служащих является обязанностью администрации муниципального образования.
Доводы административного ответчика о том, что фактически диспансеризация муниципальных служащих в соответствии с приказом №н проводилась, являются несостоятельными.
Так, в материалы дела представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ № между администрацией муниципального образования ФИО1 и ГБУЗ <адрес> больница, предметом которого является проведение периодических осмотров работников в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ №н, стоимость договора составляет 35 260 руб.
Согласно ответу ФИО1 <адрес>ной больницы в адрес ФИО1 прокуратуры не все лабораторные исследования в рамках диспансеризации муниципальных служащих были проведены, в частности, не проведены исследования уровня альфа-амилазы в сыворотке крови, исследование липопротеидов низкой плотности, исследование уровня триглицеридов в сыворотке крови, определение уровня концентрации опухолевого маркера СА-125 методом ИФА, количественное определение общего простатспецифического антигена (ПСА) методом ИФА.
Из имеющегося в материалах дела акта об оказании услуг к договору от ДД.ММ.ГГГГ следует, что осмотр врачей гинеколога и терапевта не вошел в список оказанных услуг.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель главного врача ФИО15 следует, что оформлением документов и организацией диспансеризации работников администрации муниципального образования ФИО1 занималась она. Муниципальным служащим оказаны все услуги в рамках договора, осмотр гинеколога и терапевта не вошел в перечень оказанных услуг, поскольку данная услуга была оказана по линии ОМС (плановая диспансеризация). Некоторые лабораторные исследования не были проведены по причине отсутствия реактивов.
Таким образом, суд полагает, что административным ответчиком не представлено доказательств прохождения диспансеризации в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» в полном объеме, поскольку не все исследования и осмотры были проведены, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу пунктов 1,3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» основными принципами муниципальной службы являются приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и компетентность муниципальных служащих.
Соблюдение этих принципов является невозможным, если физическое или психическое здоровье муниципального служащего не соответствует обязательным требованиям законодательства. Это означает, что не прохождение гражданином, замещающим должность муниципального служащего, диспансеризации не дает возможности утверждать о его соответствии стандартным медицинским требованиям, которые предъявляются к данной категории работников. Данное обстоятельство может создавать угрозу качеству предоставляемых муниципальных услуг со стороны администрации муниципального образования, а также негативным образом влиять на принимаемые решения по вопросам местного значения.
Так как деятельность органов местного самоуправления направлена на решение вопросов местного значения, то решения, принимаемые муниципальными служащими, напрямую оказывают влияние на права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание, что мероприятия, связанные с проведением диспансеризации муниципальных служащих требуют финансирования и времени для оформления документации, суд полагает возможным определить срок исполнения обязательств ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ФИО1 <адрес> ФИО10 <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию МО ФИО1 <адрес> ФИО10 <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать диспансеризацию муниципальных служащих ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».
Решение может быть обжаловано во ФИО10 областной суд через Вязниковский городской суд ФИО10 <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Глазкова