По делу 2а-119/2020
УИД 52RS0054-01-2020-000084-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2020 года г. Чкаловск
Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Удаловой Н.П., при секретаре Ларионовой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Панфилова Андрея Валерьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконным решения, о возложении обязанности изменить вид объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Панфилов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы кадастра и картографии по Нижегородской области, в котором просит признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Межмуниципальный отдел по Балахнинскому и Чкаловскому районам от 17 декабря 2019 года № не законным и обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Межмуниципальный отдел по Балахнинскому и Чкаловскому районам изменить вид объекта недвижимости, гаража с « помещения» на « здание» расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №).
В обоснование административного искового заявления указано, что ему на праве собственности принадлежит гараж, назначение: нежилое помещение, площадь <данные изъяты> кв.метров, этаж 1, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности № от 18.03.2015 года, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 марта 2015 года сделана запись регистрации №. Он обратился в администрацию г.о.г. Чкаловск с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного под гаражом( выкуп). Им был подготовлен межевой план на земельный участок и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Данная схема была предоставлена в администрацию г.о.г. Чкаловск на утверждение. Постановлением от 20.12.2018 года № 1789 администрация г.о.г. Чкаловск постановила утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 52:13:0060113, (арх. № 2018-43), подготовленную обществом с ограниченной ответственностью «Бюро землеустроительных работ», площадью <данные изъяты> кв.метров, (категория - земли населенных пунктов), расположенного в территориальной зоне П-5 - зона предприятий 4 класса вредности, местоположение: <адрес> с видом разрешенного использования - объекты гаражного назначения. После формирования земельного участка вновь сформированный участок, поставлен на кадастровый учет с кадастровым №. 30.01.2019 года решением администрации г.о.г. Чкаловск ему было отказано в связи с тем, что в приложенной им выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым №) от 22.01.2019 №, отсутствуют сведения на объект недвижимости: гараж, принадлежащий ему на праве собственности, подтверждающие расположение его на земельном участке. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (нежилое помещение с кадастровым №) от 28.01.2019года №, в запрашиваемой администрацией г.о.г. Чкаловск отсутствуют сведения подтверждающие расположения объекта (гаража) на испрашиваемом земельном участке с кадастровым №, в выписке в части наименования объекта обозначено, как нежилое помещение. 09.12.2019 года он обратился в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) г. Чкаловск с заявлением об изменении назначения вышеуказанного объекта недвижимости (с изменением вида объекта недвижимости с « помещения» на «здание»). Согласно данных Единого государственного реестра недвижимости гараж с кадастровым № поставлен на государственный кадастровый учёт, как «ранее учтенный» объект недвижимости 25.06.2014 года, имеет назначение «нежилое», вид объекта «Помещение». Вместе с заявлением им был представлен технический паспорт на нежилое здание. 17.12.2019 года было получено Уведомление № о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости до 17 марта 2020 года. Согласно данного Уведомлению изменение вида объекта капитального строительства не предусмотрено действующим законодательством. Здание и помещение являются самостоятельными объектами, внесение изменений в сведения ЕГРН на основании технического паспорта, в части вида объекта недвижимости, не предусмотрено действующим законодательством. При таких обстоятельствах, приостановление государственного кадастрового учета было по единственному основанию: изменение вида объекта капитального строительства не предусмотрено действующим законодательством. С вынесенным Уведомлением он не согласен в полном объёме, считает его вынесенным на не законном основании. Отказ регистрирующего органа в изменении наименования объекта недвижимости, ранее поставленного на учет, по мотиву отсутствия законодательно установленного порядка внесения таких изменений, является противоречащим принципу достоверности сведений ЕГРН и публичному интересу (л.д. 7-10).
Определением суда в качестве заинтересованного лица по делу привлечена государственный регистратор Проскурина Е.В.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен должным образом, что подтверждается телефонограммой в материалах дела. От административного истца в суд не поступало ходатайств об отложении судебного разбирательства, доказательств уважительности неявки не представлено, представитель административным истцом не направлялся.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области своего представителя в судебное заседание не направил, просит рассмотреть дело без участия представителя Управления, о времени и месте судебного заседания извещен должным образом. Ранее в суд поступил письменный отзыв на исковое заявление за подписью представителя по доверенности Е.Н.Патенковой, согласно которого по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее -ЕГРН) 09.12.2019 Панфилов А.В. обратился в орган регистрации прав с заявлением № о государственном кадастровом учете изменений сведений ЕГРН относительно назначения объекта недвижимости с кадастровым №. расположенного по адресу: <адрес>, представив с данным заявлением технический паспорт на нежилое здание (строение), выполненный 03.04.2019 Чкаловским отделением КП НО «Нижтехинвентаризация», а также свидетельство о государственной регистрации права от 18.03.2015 серия №. 17.12.2019 осуществление кадастрового учета изменений по данному заявлению было приостановлено государственным регистратором на срок до 17.03.2020 по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ). В рамках правовой экспертизы, проводимой согласно части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ, было установлено следующее. Представлено заявление о внесении в ЕГРН изменений в части назначения объекта недвижимости с кадастровым № (с изменением вида объекта с «помещение» на «здание»). При этом по сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым № был внесен в ЕГРН 25.06.2014 в качестве ранее учтенного с видом объекта «помещение». Право собственности Панфилова Андрея Валерьевича на данный объект недвижимости именно как на помещение зарегистрировано с 18.03.2015. В соответствии с положениями части 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом № 218-ФЗ сведений. Обращают внимание, что сведения ЕГРН о помещении с кадастровым № до настоящего времени административным истцом не оспаривались и недействительными не признавались. Также необходимо отметить, что представленный с заявлением технический паспорт, выполненный по состоянию на 03.04.2019, не свидетельствует об ошибочности или недействительности сведений ЕГРН об объекте с кадастровым № на дату их внесения в ЕГРН. Также сообщают, что изменение вида объекта недвижимости нормами Закона № 218-ФЗ не предусмотрено. В силу положений пункта 1 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ, здание и помещение являются самостоятельными объектами недвижимости. Более того, с учетом положений пункта 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет изменений сведений ЕГРН на основании технических паспортов не осуществляется. На основании вышеизложенного, решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости от 17.12.2019 № является законным, обоснованным и полностью соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем просят суд в заявленных административным истцом требованиях отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо государственный регистратор Проскурина Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена должным образом.
Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" установлен обязательный порядок урегулирования административного спора в части обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Указанное следует из положений части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", которой предусмотрено, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, принятое в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном указанным Федеральным законом порядке, с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что частью 1 статьи 26.1 вышеуказанного Закона закреплено как право на обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в апелляционную комиссию, так и императивно установленное условие о возможности обжалования указанного решения в судебном порядке после апелляционного обжалования.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемое по настоящему административному делу решение от 17 декабря 2019 года о приостановлении государственного кадастрового в указанную комиссию не обжаловано.
Соответственно, установленный федеральным законом для данной категории административных дел обязательный досудебный порядок их разрешения административным истцом соблюден не был.
Кроме того, ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона "О кадастровой деятельности" установлен срок в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении для подачи заявления об обжаловании решения о приостановлении в апелляционную комиссию. Заявление, представленное с нарушением данных требований, не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией (ч. 3 указанной статьи).
Поскольку в настоящее время срок подачи заявления в административную комиссию истек, разрешение спора во внесудебном порядке невозможно, в связи с чем суд рассматривает данный спор по существу.
Административный истец в качестве основания признания решения Управления незаконным указывает, что приостановление государственного кадастрового учета имело место по единственному основанию: изменение вида объекта капитального строительства не предусмотрено действующим законодательством.
Однако, данный довод административного истца не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения заявленных административным истцом исковых требований.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит гараж <адрес>, с кадастровым №, статус записи об объекте недвижимости «актуальные, ранее учтенные» (л.д.12).
9.12.2019г. Панфилов А.В. обратился с заявлением в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в котором просит осуществить в отношении указанного объекта недвижимости государственный кадастровый учет в части изменения назначения (с изменением вида объекта с «помещение» на «здание», приложив к заявлению свидетельство о государственной регистрации от 18.03.2015г., технический паспорт на гараж.
17.12.2019г. государственный регистратор Проскурина Е.В. вынесла решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с п.5 ч.1 ст.26 ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Изменение вида объекта капитального строительства не предусмотрено действующим законодательством. Здание и помещение являются самостоятельными объектами, вынесение изменений в сведения ЕГРН на основании представленных документов в части вида объекта недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно ст.1 ФЗ РФ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2); под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с п.1 ч.2 ст.7 и ч.1 ст.8 Закона №218-ФЗ кадастр недвижимости является частью ЕГРН, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости в соответствии с ч.2 названной статьи относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу части 3 ст.8 Закона №218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид) относится к основным сведениям об объекте недвижимости, как и сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование (п. 7 ч. 4 ст. 8).
Указанные сведения, как следует из ст. 24 названного закона, содержатся в техническом плане. Последний состоит из графической и текстовой частей и представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса на земельном участке.
При этом п.3.2 Порядка предусмотрено, что при описании объекта недвижимости здания указываются сведения в объеме, установленном приказом Министерства экономического развития РФ № 943 от 16.12.2015г. "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки".
Таким образом, для осуществления кадастрового учета здания государственному регистратору необходимо внести в ЕГРН основные и дополнительные сведения о таком объекте недвижимости, которые в упорядоченном виде представляются в орган регистрации прав в виде технического плана.
Представленный административным истцом государственному регистратору технический паспорт на нежилое здание (строение) не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением N 1 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Кроме того, в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости административный ответчик указывает на то, что изменение вида объекта капитального строительства не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон N 218-ФЗ) в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ).
Административный истец не обращался к административному ответчику с требованиями о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении государственной регистрации прав на исходный объект недвижимости.
Следовательно, государственный регистратор обоснованно приостановил осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости по заявлению Панфилова А.В. на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ в связи с тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требования о возложении обязанности на административного ответчика изменить вид объекта недвижимости является производным от первоначального искового требования о признании незаконным решения Управления от 17.12.2019г., оснований для удовлетворения которого с учетом вышеизложенного суд не находит.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконным необходимо наличие совокупности двух условий- несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не может быть признаны незаконным.
В ходе рассмотрения административного дела такой совокупности не установлено, в связи с чем, суд приходит к безусловному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Панфилова Андрея Валерьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконным решения, о возложении обязанности изменить вид объекта недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Чкаловский районный суд Нижегородской области.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 19 мая 2020г.
Судья Н.П.Удалова. Решение не вступило в законную силу.