Решение по делу № 2а-48/2019 от 30.11.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2019 года                                 г. Советск

Советский городской суд Калининградской области

в составе председательствующего судьи Вардах Ю.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-48/2019 (2а-759/2018) по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калининградской области к Колосову Сергею Геннадьевичу о взыскании страховых взносов и пеней,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Калининградской области (далее – МИФНС России № 2 по Калининградской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Колосову С.Г. о взыскании страховых взносов и пеней. В обоснование своих требований административный истец указал, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 28.01.2004, на основании своего решения 12.09.2017 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. За время осуществления предпринимательской деятельности Колосов С.Г. ненадлежащим образом исполнял обязанности, возложенные на него действующим законодательством, регламентирующим уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. В результате у административного ответчика образовалась недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 19 356 рублей 48 копеек; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме 16 380 рублей 00 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) до 01.01.2017 в общей сумме 3 796 рублей 85 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС с 01.01.2017 в общей сумме 3 213 рублей 00 копеек. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов административному ответчику были начислены за период с 28.09.2017 по 18.10.2017 пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме 97 рублей 46 копеек; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 в сумме 19 рублей 12 копеек. Требования об уплате указанных платежей от 21.07.2017 , от 18.10.2017 , направленные Колосову С.Г., в добровольном порядке административным ответчиком не исполнены. Судебный приказ, вынесенный 15.05.2018 по заявлению административного истца, был отменен определением мирового судьи первого судебного участка Советского городского округа Калининградской области от 01.06.2018 в связи с поступившими возражениями должника. На основании изложенного административный истец просил взыскать с административного ответчика указанные недоимки и пени.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, МИФНС России № 2 по Калининградской области представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик Колосов С.Г., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения. Указала, что в связи с перенесенным <данные изъяты> с октября 2016 года фактически прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, прибыли и доходов не имел.

На основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 названного кодекса.

Исследовав письменные материалы дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон).

Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями ч. 1 ст. 5 Закона и пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются плательщиками страховых взносов.

В силу ч. 1 ст. 18 Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Закона размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В отсутствие у налогового органа сведений о доходах плательщика орган контроля за уплатой страховых взносов рассчитывает страховые взносы по максимальному тарифу в порядке ч. 11 ст. 14 Закона, а именно в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона, увеличенное в 2 раз, пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором была прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Статья 25 Закона закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

С 01.01.2017 Закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ч. 1 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ч. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абз. 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (ч. 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Поскольку административным истцом поставлены требования о взыскании недоимки по страховым взносам, образовавшейся как за период до 01.01.2017, так и после указанной даты, к спорным правоотношениям в зависимости от даты их возникновения подлежат применения положения Закона или Налогового кодекса Российской Федерации.

По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Колосов С.Г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 30.07.1996 по 12.09.2017.

Заказным письмом 02.08.2017 по месту жительства административного ответчика МИФНС России № 2 по Калининградской области направлено требование об уплате в срок до 10.08.2017 образовавшейся до 01.01.2017 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 3 796 рублей 85 копеек, пени на указанную сумму в размере 33 рублей 65 копеек, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 19 356 рублей 48 копеек, пени на указанную недоимку в размере 1 340 рублей 59 копеек.

Кроме того, 24.10.2017 по месту жительства Колосова С.Г. налоговым органом заказным письмом направлено требование об уплате в срок до 08.11.2017 образовавшейся с 01.01.2017 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 3 213 рублей 00 копеек, пени на указанную сумму в размере 19 рублей 12 копеек, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 16 380 рублей 00 копеек, пени на указанную недоимку в размере 97 рублей 46 копеек.

Направления требований подтверждается представленными списками внутренних почтовых отправлений, кассовыми чеками.

В связи с тем, что указанные требования Колосовым С.Г. не исполнены, МИФНС России № 2 по Калининградской области обратилось к мировому судье первого судебного участка Советского городского округа Калининградской области с заявлением о взыскании недоимок и пени.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы (п. 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2).

Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа.

Согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством налогов. При этом, согласно приведенным правовым нормам пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В свою очередь под уважительными причинами следует понимать наличие объективных (форс-мажорных) обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, либо совершение налогоплательщиком каких-либо действий, также препятствующих налоговому органу своевременно обратиться с иском в суд.

Требования и об уплате недоимок и пени подлежали исполнению Колосовым С.Г. до 10.08.2017 и 08.11.2017 соответственно. Поскольку требования административным ответчиком не исполнены, срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа истек 09.02.2018 и 07.05.2018.

Вместе с тем, из административного дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа по указанным требованиям налоговый орган обратился к мировому судье первого судебного участка Советского городского округа Калининградской области 15.05.2018, что свидетельствует с учетом положений ст. 123.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о пропуске административным истцом установленного шестимесячного срока.

Административный истец о восстановлении пропущенного процессуального срока не ходатайствовал, доказательств уважительности пропуска срока суду не представил.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований МИФНС России № 2 по Калининградской области к Колосову С.Г.

Руководствуясь ст. 175-180, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калининградской области к Колосову Сергею Геннадьевичу о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 19 356 рублей 48 копеек; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме 16 380 рублей 00 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) до 01.01.2017 в общей сумме 3 796 рублей 85 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС с 01.01.2017 в общей сумме 3 213 рублей 00 копеек; пени за период с 28.09.2017 по 18.10.2017 на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме 97 рублей 46 копеек и на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 в сумме 19 рублей 12 копеек.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Ю.В. Вардах

2а-48/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №2 по Калининградской области
Ответчики
Колосов Сергей Геннадьевич
Суд
Советский городской суд Калининградской области
Судья
Вардах Юлия Владимировна
Дело на странице суда
sovetsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация административного искового заявления
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее