УИД 21RS0024-01-2020-000670-42
№ 12-111 /2020
РЕШЕНИЕ
09 апреля 2020 года г. Чебоксары
Судья Калининского районного суда г. Чебоксары Альгешкина Г.Н., рассмотрев жалобу генерального директора АО « Чувашвтормет» Трофимова Е.А., на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 10.02.2020, вынесенное в отношении АО « Чувашвтормет», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил :
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 10.02.2020 АО «Чувашвтормет» (далее общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде <данные изъяты>
В жалобе, поданной в Калининский районный суд г. Чебоксары, заявитель просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав защитника Климову Н.Ю., прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
Основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что в нарушение п. 41 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 № 73 общество не сообщило о несчастном случаи, происшедшем 30.12.2019 <данные изъяты> ФИО7 в течение суток в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
В нарушение статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации АО «Чувашвтормет» комиссия по расследованию несчастного случая, происшедшего 30.12.2019 с <данные изъяты> ФИО7, образована 17.01.2020.
В нарушение статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации в комиссию по расследованию несчастного случая, происшедшего 30.12.2019 с <данные изъяты> ФИО7., созданную 17.01.2020 приказом генерального директора АО «Чувашвтормет» № не включены государственный инспектор труда, представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
В нарушение требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации Общество предоставляло ФИО7 работу, не обусловленную трудовым договором, при этом работник не был обучен по профессии, с ним не проводились инструктажи по охране труда, обучение по профессии газорезчик, он не проходил медицинский осмотр для определения соответствия состояния здоровья поручаемой работе.
В нарушение статьи 228 Трудового кодекса Российской Федерации о несчастном случае, происшедшем 30.12.2019 с <данные изъяты> ФИО7., в течение суток не направлено извещение по установленной форме в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица.
Между тем, выводы административного органа о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения являются преждевременными в связи со следующим.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений ( ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Частью первой статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что расследованию и учету в соответствии с главой 36 названного Кодекса подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Согласно части третьей указанной статьи расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат, в частности, события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя.
В силу части 1 статьи 228 Трудового кодекса Российской Федерации при несчастных случаях работодатель (его представитель) обязан немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в Трудовом кодексе Российской Федерации, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с главой 36 названного Кодекса.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 №2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», силу положений статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении обязанностей по трудовому договору или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или совершаемых в его интересах как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем (или на личном транспортном средстве в случае его использования в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора), и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
При этом следует учитывать, что событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком, также может быть отнесено к несчастным случаям на производстве.
Для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать, указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев ( часть 3 статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствие с положениями части 3 статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 № 73, расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), если указанные события произошли на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения либо аренды (далее - территория организации), либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), в том числе во время следования на рабочее место (с рабочего места), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом и после окончания работы, либо при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Таким образом, анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что для учета несчастного случая, как произошедшего на производстве, необходимо, чтобы травма была получена работником на территории организации в рабочее время, либо во время следования по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком.
В рассматриваемом случае административным органом приведенные нормативные положения не учтены, вопрос о том, имел ли место несчастный случай с ФИО7 при исполнении им трудовых обязанностей, оставлен без исследования и оценки.
Между тем обществом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении приводились доводы, в частности, о том, что травма ФИО7 не относится к несчастным случаям на производстве, поскольку ФИО7 в период с 25.12.2019 по 31.01.2020 находился в отпуске, из отпуска не отзывался, какие – либо поручения о выполнении работы никто из работников АО «Чувашвтормет» ему не давал, несчастный случай с ФИО7 произошло вне места нахождения Урмарского АР « Чувашвтормет».
Изложенным доводам общества должностным лицом оценка не дана, указанные обстоятельства надлежащего исследования не получили.
Выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела. Требования статьей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 10.02.2020, вынесенное в отношении АО « Чувашвтормет», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике.
В связи с отменой постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в административный орган, разрешение иных доводов жалобы в настоящее время в районном суде преждевременно.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 10.02.2020, вынесенное в отношении АО « Чувашвтормет», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ отменить, дело направить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Г.Н. Альгешкина