Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2019 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Албычевой Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-1184/2019 по исковому заявлению Мерзляковой Е.В. к Ямало-Ненецкой таможне о взыскании задолженности по выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска
У С Т А Н О В И Л :
Мерзлякова Е.В. обратилась в суд с иском к Ямало-Ненецкой таможне о взыскании задолженности по выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска.
В обоснование требований иска истец указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в Ямало-Ненецкой таможне в должности начальника отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга – главного бухгалтера. Приказом ответчика от 08.04.2019 года №-К она была уволена со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп.3, п.2 ст.48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов РФ регулируется приказом ФТС России от 07.04.2014 года №, который разработан на основании п.18 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с п.п. 62-67 данного приказа, сотруднику при увольнении выплачивается денежная компенсация в полном объеме за все отпуска, не использованные до 1 января года увольнения, независимо от оснований увольнения. В соответствии со ст.36,39 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ сотруднику таможенного органа очередной ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней и дополнительный отпуск при выслуге лет 15 лет – 10 календарных дней. Выслуга лет по состоянию на 09.04.2019 года составляет 15 лет 6 месяцев 29 дней. В соответствии со ст.14 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня.
В 2018 года ею были использованы отпуска: ежегодный отпуск – 24 календарных дня; дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера – 18 календарных дней; дополнительный отпуск за выслугу лет – 0 календарных дней; то есть неиспользованный отпуск составил 22 дня, из которых ежегодный отпуск – 6 календарных дней; дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера – 6 календарных дней; дополнительный отпуск за выслугу лет – 10 календарных дней.
За 2019 год отпуска ею не использовались, в предоставлении отпуска было отказано. На основании п.п. 64-65 приказа ФТС России от 07.04.2014 года № при увольнении ей положено: ежегодный отпуск – 30 календарных дней, дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня; дополнительный отпуск за выслугу лет – 2,5 календарных дня.
Приказом Ямало-Ненецкой таможни от 09.04.2019 года №-о «О выплатах Е.В. Мерзляковой» ей была выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска за выслугу лет за 2018 год 6 календарных дней (меньше на 4 дня), за 2019 год в количестве 1,5 календарных дней (меньше на 1 календарный день). Всего ей не выплачена компенсация в количестве 5 календарных дней, размер которой составляет 24 732,07 рублей, которую просит взыскать с ответчика. 17.05.2019 года от Уральского таможенного управления по ее вопросу получен отрицательный ответ со ссылкой на п.4 ст.39 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ об ограничении продолжительности отпуска 60 календарными днями, хотя суммарное число ежегодного отпуска составляет 64 календарных дня.
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Фахуртдинов Е.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований иска, указав, что ст.39 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 календарных дней. При увольнении истцу выплачена компенсация за все неиспользованные дни отпуска в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно приказа ФТС России от 20.07.2017 года №-к Мерзлякова Е.В. принята с 01.08.2017 года на службу в таможенные органы РФ и назначена на должность начальника отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга – главного бухгалтера Ямало-Ненецкой таможни.
Согласно приказа ФТС России от 08.04.2019 года №-к Мерзлякова Е.В. уволена 09.04.2019 года со службы в таможенных органах с указанной должности в соответствии с пп.3, п.2 ст.48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет в таможенных органах Мерзляковой Е.В. для назначения и выплаты пенсии 09.04.2019 года составляет: в календарном исчислении 16 лет 5 месяцев 23 дня, в льготном исчислении 15 лет 6 месяцев 29 дней, общая 32 года 22 дня.
Приказом Ямало-Ненецкой таможни от 09.04.2019 года №-п Мерзляковой Е.В. наряду с другими, произведены выплаты компенсации за неиспользованные отпуска: за 2017 года: 6 календарных дней дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера; 0,08 календарных дней дополнительного отпуска за выслугу лет; за 2018 год: 6 календарных дней основного отпуска; 6 календарных дней дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера; 6 календарных дней дополнительного отпуска за выслугу лет; за 2019 год: 30 календарных дней основного отпуска; 6 календарных дней дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера; 1,5 календарных дней дополнительного отпуска за выслугу лет; Всего 61,58 календарных дней.
Согласно положений ч.7 ст.11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Служба в таможенных органах, в том числе порядок осуществления выплат(компенсаций за неиспользованные дни отпуска при увольнении со службы в таможенных органах) регулируется положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом ФТС России от 07.04.2014 N 649 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации".
Согласно положений ст.35 ч.1 и ч.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ сотрудникам таможенных органов предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия:
1) очередной ежегодный;
2) по личным обстоятельствам;
3) по болезни;
4) дополнительный (за выслугу лет в таможенных органах, за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, по другим основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом);
5) другие отпуска (по беременности и родам, учебные и творческие), установленные законодательством Российской Федерации.
Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, за исключением случаев увольнения сотрудников таможенных органов, не использовавших свой очередной ежегодный отпуск и дополнительные отпуска.
Согласно положений ст.36 ч.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ сотруднику таможенного органа очередной ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно.
Согласно положений ст.39 ч.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ сотруднику таможенного органа предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью:
1) при выслуге 10 лет - 5 календарных дней;
2) при выслуге 15 лет - 10 календарных дней;
3) при выслуге 20 лет и более - 15 календарных дней.
Согласно положений ст.39 ч.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ сотрудникам таможенных органов, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями, предоставляется дополнительный ежегодный отпуск.
Согласно положений ст.39 ч.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ дополнительные отпуска, предусмотренные пунктами 1 - 3 настоящей статьи, суммируются с очередным ежегодным отпуском. При этом общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 календарных дней.
Согласно положений ч.18 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Данный порядок в отношении сотрудников таможенных органов определен Приказом ФТС России от 07.04.2014 N 649 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации", в соответствии п.п.63-67 которого сотрудникам, увольняемым со службы в таможенных органах, выплачивается денежная компенсация в полном объеме за все отпуска, не использованные до 1 января года увольнения, независимо от оснований увольнения.
Сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения очередной ежегодный отпуск полностью при увольнении со службы в таможенных органах по выслуге срока службы, дающего право на пенсию а не использованные в год увольнения дополнительные отпуска денежная компенсация выплачивается сотрудникам пропорционально периоду службы в год увольнения из расчета 1/12 часть дополнительного отпуска за каждый полный месяц службы.
Размер денежной компенсации за неиспользованные отпуска увольняемым сотрудникам исчисляется путем умножения размера дневного денежного довольствия, исчисленного на день увольнения, на количество дней неиспользованных отпусков.
Дневное денежное довольствие определяется путем деления суммы оклада денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (без учета ежеквартальной и единовременной поощрительных выплат) в составе денежного довольствия сотрудника за тот месяц, в котором производится выплата, на 30,4 (среднемесячное число календарных дней).
Денежная компенсация выплачивается на основании приказа таможенного органа, в котором указывается общее количество дней неиспользованных отпусков.
По мнению истца ей при увольнении со службы в таможенных органах должны быть выплачена денежная компенсация за неиспользованные дни отпуска сверх максимального размера отпуска 60 календарных дней, установленного законодательством, поскольку в отношении нее данный размер составляет 64 календарных дня, поскольку максимальный размер 60 календарных дней установлен при предоставлении ежегодного отпуска и не распространяется на выплату компенсации за неиспользованные дни отпуска. Суд считает данные выводы истца ошибочными и основанными на неверном толковании норм, регулирующими спорные правоотношения.
Так Конституционный Суд РФ в от 20.12.2018 N 3323-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сергеева Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 39 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" разъяснил указанный вопрос, а именно указав, что Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 37 (часть 5) право на отдых, не устанавливает условий предоставления и продолжительность отпусков, относя это к дискреции законодателя. Федеральный законодатель с учетом особенностей правовых отношений, в рамках которых возникает право на отпуск (трудовые или служебные), а также специфики прохождения отдельных видов государственной службы, предусматривает продолжительность основных и дополнительных отпусков, порядок их суммирования и предоставления. Так, пункт 4 статьи 39 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", предусматривающий ограничение общей продолжительности отпуска 60 календарными днями (что значительно больше, чем установленная статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска), направлен на достижение баланса публичных интересов и частных интересов в целях эффективного функционирования системы таможенных органов, в равной мере распространяется на всех сотрудников таможенных органов и не может расцениваться как нарушающий их права.
Суть обращения гражданина Сергеева А.М. аналогична рассматриваемому спору (Гражданин А.М. Сергеев оспаривает конституционность пункта 4 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", согласно которому дополнительные отпуска, предусмотренные пунктами 1 - 3 данной статьи, суммируются с очередным ежегодным отпуском; при этом общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 календарных дней. Как следует из представленных материалов, заявитель с 10 апреля 2002 года по 31 мая 2017 года проходил службу на различных должностях в таможенных органах Российской Федерации и был уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Полагая, что при увольнении он имел право на 47 календарных дней дополнительного отпуска за выслугу лет, заявитель обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с Мурманской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы компенсации за неиспользованный отпуск. Суды общей юрисдикции, отказывая А.М. Сергееву в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия правовых оснований для выплаты указанной компенсации с учетом ограничения общей продолжительности отпуска, установленной пунктом 4 статьи 39 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации". По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, примененное в его деле судами общей юрисдикции, противоречит статьям 37 (часть 5) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку ограничивает 60 календарными днями конституционное право на отдых сотрудников таможенных органов, у которых сумма дней очередного ежегодного отпуска и дополнительных отпусков превышает эту величину.)
Ответчик компенсации за неиспользованные дни отпуска выплатил истцу в соответствии с приведенными выше нормами, регулирующими спорные правоотношения, а потому требования иска не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований иска Мерзляковой Е.В. к Ямало-Ненецкой таможне о взыскании задолженности по выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий/подпись/
Копи верна судья К.В. Лисиенков