Решение по делу № 2-149/2017 от 19.09.2017

Дело №2-149/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2017 года Варнавинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи О.Ш.Муратовой, при секретаре О.А.Поляковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, Федеральной службы исполнения наказания России о понуждению к действиям,

у с т а н о в и л :

истец обратился в суд с заявлением к ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, Федеральной службы исполнения наказания России о понуждению к действиям, указав, что Сухобезводненской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка деятельности ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Нижегородской области по соблюдению требований действующего законодательства, регламентирующего обязанность привлечения осужденных к труду.

Проверкой установлено, что в ИК-7 привлечение трудоспособных осужденных к труду осуществляется в центре трудовой адаптации осужденных, а также в целях хозяйственного обслуживания учреждения.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ИК-7 отбывают наказание 682 осужденных, из которых 487 – трудоспособны, из них 231 – привлечены к труду, 256 – не привлечены. В учреждении в целях трудоустройства осужденных организовано 130 рабочих мест, из них только 35 в центре трудовой адаптации.

Из числа трудоспособных осужденных – 187 имеют задолженность по исполнительным документам на сумму 50129598 рублей 33 коп., требования по которым исполнены в размере 576373 рубля 24 коп., что составляет 1%. При этом из числа трудоспособных осужденных, имеющих обязательства по исполнительным листам, к труду не привлечено 83 осужденных, что не соответствует конституционному принципу об охране прав потерпевших от преступлений, закрепившему обязанность государства по обеспечению доступа к компенсации причиненного ущерба.

Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ИК-7 на содержание неработающих осужденных было затрачено на питание 274 649 руб. 06 коп., на вещевое обеспечение – 2 532 424 руб. 97 коп., на коммунально-бытовые услуги – 121 547 руб. 98 коп.

Между тем осужденные, получающие заработную плату, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены (ч. 4 ст. 99 УИК РФ). Возмещение расходов на содержание осужденных производится в соответствии со ст. 107 УИК РФ ежемесячно в пределах фактических произведенных затрат.

Таким образом, отсутствие в ИК-7 рабочих мест препятствует учреждению возмещать стоимость произведенных государством затрат на содержание осужденных, непривлеченных к труду по не зависящим от них причинам.

Обеспечение по привлечению осужденных к труду в силу п. 3 ст. 13 Закона является обязанностью учреждения, исполняющего наказания.

На основании изложенного, истец просит обязать ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по <адрес> организовать в Учреждении рабочие места с учетом возможности трудоустройства всех трудоспособных осужденных и привлечь их к труду; обязать ФСИН России и ГУФСИН России по <адрес> организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием в ИК-7 необходимого количества рабочих мест.

В судебном заседании Сухобезводненский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Котельников А.Л. представил суду отказ от требований предъявляемых к ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес>, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ истца от требований предъявляемых к ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес>, принят, производство по делу в указанной части прекращено.

В прядке ст.39 ГПК РФ истец уточнил требования предъявляемые к ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по <адрес>, просил суд обязать ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по <адрес> предпринять все возможные меры к созданию рабочих мест с целью трудоустройства трудоспособных осужденных.

В судебном заседании помощник Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в Исправительных учреждениях Саргсян А.Г. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по <адрес> начальник исправительного учреждения Колобков А.В. заявленное требование признал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Заслушав стороны по делу, исследовав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, суд считает требование истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Являясь гражданами РФ, лица, отбывающие уголовное наказание, обладают правами и свободами человека и гражданина.

В соответствии со ст. 10 УИК РФ государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Согласно требований абз.2 и 4 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания (ИУ), обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ и обеспечивать привлечение осужденных к труду.

В силу ст. 17 указанного закона, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду в центрах трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) и производственных (трудовых) мастерских ИУ; на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы; на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях ИУ и вне их; по хозяйственному обслуживанию ИУ и следственных изоляторов.

В соответствии с п.п. 1 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , задачей ФСИН России является привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.

Согласно п.12 Положения одной из задач ЦТАО является привитие осужденным необходимых трудовых навыков и уважительного отношения к труду, создание условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда.

В соответствии со ст.103 ч.1 УИК РФ администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ИК-7 отбывают наказание 682 осужденных, из которых 487 – трудоспособны, из них 231 – привлечены к труду, 256 – не привлечены. В учреждении в целях трудоустройства осужденных организовано 130 рабочих мест, из них 35 в центре трудовой адаптации, что ответчиком в судебном заседании не оспаривалось (л.д.11-19).

Как предусматривает ст.52 Конституции РФ, права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба

Данное конституционное положение согласуется с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.

Согласно практике применения Европейским Судом по правам человека п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ, исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть справедливого правосудия, - в противном случае, если в национальной правовой системе допускается, что окончательное, обязательное судебное решение может не исполняться или остаться недействующим к ущербу одной из сторон, "право на суд" становится иллюзорным.

Исходя из материалов дела, а именно представлений Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в Исправительных учреждениях об устранении нарушений законов в деятельности администрации ФКУ ИК – 7 ГУФСИН России по <адрес>, представленных истцом, усматривается, что из числа трудоспособных осужденных, отбывающих наказания в ИК -7 – 187 имеют задолженность по исполнительным документам на сумму 50129598 рублей 33 коп., требования по которым исполнены в размере 576373 рубля 24 коп.. При этом из числа трудоспособных осужденных, имеющих обязательства по исполнительным листам, к труду не привлечено 83 осужденных. У суда нет оснований не доверять представленным документам, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

В ч. 2 ст. 43 УК РФ законодатель закрепил в качестве одной из целей наказания – восстановление социальной справедливости, к которому относится возмещение ущерба как к отдельному потерпевшему, так и к обществу в целом.

Порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 98 которого предусмотрено обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника в случае отсутствия или недостаточности у него денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. Поэтому лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.

Несмотря на то, что ч. 2 ст. 37 Конституции РФ принудительный труд запрещен, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в том числе прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, а также они не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей.

Поскольку в силу ст. 103 УИК трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, является обязанностью каждого осужденного, гарантированное ст. 105 УИК РФ вознаграждение за труд в условиях изоляции становиться единственным источником доходов осужденных, являющихся должниками по исполнительным документам.

Кроме того, по смыслу ч. 3 ст. 99 УИК РФ материально-бытовое обеспечение осужденных, не получающих пенсию и заработную плату, осуществляется за счет государства.

Согласно справке выданной заместителем главного бухгалтера ФКУ ИК – 7 ГУФСИН РОССИИ по <адрес> Т.В. Смирновой, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ИК-7 на содержание неработающих осужденных было затрачено на питание 274 649 руб. 06 коп., на вещевое обеспечение – 2 532 424 руб. 97 коп., на коммунально-бытовые услуги – 121 547 руб. 98 коп. (л.д.10).

Между тем осужденные, получающие заработную плату, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены (ч. 4 ст. 99 УИК РФ). Возмещение расходов на содержание осужденных производится в соответствии со ст. 107 УИК РФ ежемесячно в пределах фактических произведенных затрат.

Таким образом, судом установлено, что отсутствие в ИК-7 рабочих мест препятствует учреждению возмещать стоимость произведенных государством затрат на содержание осужденных, непривлеченных к труду по не зависящим от них причинам.

Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания, по привлечению осужденных к труду определяется Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее – Закон) (ст. 15 Закона).

В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду ст. 7 Закона предусмотрено, что территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Обеспечение по привлечению осужденных к труду в силу п. 3 ст. 13 Закона является обязанностью учреждения, исполняющего наказания.

В соответствии со ст. 17 указанного закона, учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду:

1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания (ст. 18 Закона);

2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы;

3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;

4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Таким образом, деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства об обязательном привлечении осужденных к труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определена Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что уголовно-исполнительным законодательством в соответствии с нормами международного права и требований Конституции Российской Федерации для осужденных декларирована обязанность – трудиться, а для администраций исправительных учреждений – привлекать осужденных к труду.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковое заявление Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в Исправительных учреждениях действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по <адрес> о принятии все возможные меры к созданию рабочих мест с целью трудоустройства трудоспособных осужденных – удовлетворить.

Обязать ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по <адрес> предпринять все возможные меры к созданию рабочих мест с целью трудоустройства трудоспособных осужденных.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца через Варнавинский районный суд <адрес>.

Судья (подпись) О.Ш.Муратова

Копия верна. Судья

2-149/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Сухобезводнинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ГУФСИН России по НИжегородской области
ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Нижегородской области
Федеральная служба исполнения наказания
Суд
Варнавинский районный суд Нижегородской области
Дело на сайте суда
varnavinsky.nnov.sudrf.ru
19.09.2017Передача материалов судье
19.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2017Предварительное судебное заседание
21.09.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.11.2017Предварительное судебное заседание
17.11.2017Судебное заседание
13.12.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее