Судья Монгуш В.Б. Дело № 2а-1028/2019 (33а-1726/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 16 января 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
судей Железняковой С.А., Ховалыга Ш.А.,
при секретаре Данзырын А.С.-М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Тыва к Н. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 15 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Кунгаа Т.В.,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Тыва (далее – МРИ ФНС № 2 по РТ) обратилась в суд с административным иском к Н. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, указав, что 27 марта 2017 года административный ответчик прекратила деятельность индивидуального предпринимателя. 15 февраля 2018 года ей направлено требование об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование со сроком исполнения до 12 марта 2018 года. Однако, данное требование в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено. Просил суд восстановить пропущенный срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей, взыскать с Н. задолженность по страховым взносам в размере 3948,91 рублей в соответствующие фонды.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 15 октября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением, представитель административного истца обратился в Верховный Суд Республики Тыва с апелляционной жалобой об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении административного иска, указав, что в соответствии со ст. 95 КАС РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом в связи с тем, что налогоплательщик уверил об оплате задолженности по страховым взносам, просит признать указанную причину уважительной. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12 мая 2005 года № 211-О, государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов. Учитывая, что Н. не представила доказательств, подтверждающих уплату задолженности по страховым взносам за 2017 год, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении административного иска по причине пропуска срока обращения в суд.
В судебное заседание представитель административного истца – МРИ ФНС № 2 по РТ не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Н.., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ установлено, что плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно п. 1 ст. 432 Налогового кодекса РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 2 ст. 432 Налогового кодекса РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием задолженности по страховым взносам административному ответчику Н. МРИ ФНС № 2 по Республике Тыва направлялось требование.
Требованием № по состоянию на 15 февраля 2018 года указывалось, что административному ответчику необходимо оплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ за 2017 год в размере 3196.54 рублей (недоимка) и 752,37 рублей (пени) в срок до 12 марта 2018 года.
Согласно списку № заказных писем от 22 февраля 2018 года, отправленных МРИ ФНС № 2, Н. требование было направлено по адресу проживания.
Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 08 августа 2019 года следует, что Н. 13 декабря 2010 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, прекратила статус индивидуального предпринимателя 27 марта 2017 года.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что административный иск подан в суд налоговым органом 16 сентября 2019 года, то есть по истечении шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, доказательств свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд налоговым органом не представлено, в установленный срок мер по взысканию задолженности в установленном законом порядке не принималось, оснований для восстановления административному истцу срока обращения в суд не имеется.
Поскольку сроки обращения в суд административным истцом не соблюдены, и не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не установлено, оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы содержат аналогичные требования, которые указывались в административном иске, иных оснований для восстановления срока не приведено, указание в качестве причины пропуска срока на то, что административный ответчик обязалась погасить задолженность, не может быть принято в качестве уважительной причины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 15 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи