РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Еланцы 12 августа 2019 года
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре Мардаевой Г.С.,
с участием помощника Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Чупровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-142/2019 по исковому заявлению Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Саргсяна В.Е. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к Саргсяну В.Е. с названным иском.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании постановления мэра Ольхонского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в аренду» дачному некоммерческому товариществу «Камыши» из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, местность Камыши, площадью 29999 кв. м. в аренду сроком на 3 года.
На основании указанного постановления между администрацией <адрес> муниципального образования и ДНТ «Камыши» заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, а также согласно дополнительному соглашению № к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключенным ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> муниципального образования, в лице мэра ФИО5 и ДНТ «Камыши», в лице председателя правления ФИО6 в аренду из земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства переданы образованные земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым № площадью 1201 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «Камыши», участок №.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым № поставлен на государственный кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, площадь участка 1201 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
Между администрацией Ольхонского РМО и ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи земельного участка № с кадастровым №, в дальнейшем на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к вышеуказанному договору дарения, принадлежит на праве собственности Саргсяну В.Е.
Считает, что земельный участок с кадастровым № расположен в границах Прибайкальского национального парка, Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также на территории объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Согласно информации, федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.158 спорный земельный участок расположен в границах Прибайкальского национального парка, а также на территории объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, охраняемого Российской Федерации, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, следовательно, ограничен в обороте.
Кроме того указывает, что фонд перераспределения земель в Ольхонском районном муниципальном образовании не создавался. Порядок формирования Фонда не утверждался, в связи с чем, оснований для предоставления земельного участка в аренду, не имелось, поскольку земельные участки для дачных некоммерческих товариществ могут быть предоставлены только из фонда перераспределения земель.
Просит истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым №, площадью 1201 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищества «Камыши», участок №, из чужого незаконного владения ответчика.
В судебном заседании помощник Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Чупрова А.А. требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Ответчик Саргсян В.Е. и его представитель Бартель С.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания, причины неявки суду не сообщили.
Третьи лица администрация Ольхонского районного муниципального образования, ДНТ «Камыши», ФИО9 в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, причины неявки суду не сообщили.
Третьи лица Минприроды России, Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае в судебном заседании не присутствовали, о дате рассмотрения извещены, в своих отзывах на иск просили требования удовлетворить в полном объеме.
Выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено и как следует из материалов дела, на основании постановления мэра Ольхонского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в аренду» дачному некоммерческому товариществу «Камыши» предоставлен земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, местность Камыши, площадью 29999 кв. м. в аренду сроком на 3 года.
На основании указанного постановления между администрацией Ольхонского районного муниципального образования и ДНТ «Камыши» заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно дополнительному соглашению № к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ольхонского районного муниципального образования, в лице мэра ФИО5 и ДНТ «Камыши», в лице председателя правления ФИО6 в аренду из земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства переданы образованные земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым № площадью 1201 кв. м расположенный по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «Камыши», участок №.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым № поставлен на государственный кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, площадь участка 1201 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
В дальнейшем между администрацией Ольхонского РМО и ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи земельного участка № с кадастровым №, после чего на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к вышеуказанному договору дарения, принадлежит на праве собственности Саргсяну В.Е.
В обоснование заявленных требований процессуальный истец указывает, что при предоставлении земельного участка нарушены требования Федерального законодательства.
Давая оценку заявленным требованиям в указанной части суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со статьей 14 Закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка (в настоящее время закон утратил силу), орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельные участки бесплатно предоставляются в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 80 Земельного кодекса РФ, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Из информации администрации Ольхонского районного муниципального образования от 19.06.2018 №01-08-1274, фонд перераспределения земель в Ольхонском районном муниципальном образования не создавался. Порядок формирования Фонда не утверждался.
Учитывая, что земельные участки для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан могли быть предоставлены только из фонда перераспределения земель, предоставление администрацией района ДНТ «Камыши» земельного участка, является незаконным.
Кроме того, судом установлено, что спорный земельный участок находится в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия, определены в Федеральном законе «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999.
В соответствии со ст.2 названного закона Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Статьей 5 ФЗ в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.
Согласно ч. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ, Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
Частью 3 ст. 6 ФЗ №94-ФЗ от 01.05.1999 «Об охране озера Байкал», Правительству РФ предоставлены полномочия по определению видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В рамках реализации указанных полномочий, Правительством РФ издано постановление № 643 от 30.08.2001 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 643 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в числе которых также предусмотрено:
- строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
- размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.
При этом указанная норма не содержит исключений для строительства индивидуальных жилых и дачных домов, объектов социально-бытового назначения, то есть строительство новых объектов соответствующего назначения в ЦЭЗ БПТ не допускается. Предоставление земельных участков для размещения перечисленных объектов является незаконным.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р.
Также судом изучен картографический материал Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Центральная экологическая зона Байкальской природной территории», масштаб 1:200000, 2012 год, из которого также следует, что спорный земельный участок находится в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Таким образом, суд считает доказанным нахождение земельного участка в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Поскольку постановлением администрации Ольхонского районного муниципального образования земельный участок был предоставлен для дачного строительства, функционирование которого не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а для строительства жилого дома, то суд приходит к выводу, что постановление администрации Ольхонского районного муниципального образования было вынесено в нарушение ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и Постановления Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643.
При данных обстоятельствах предоставление земельного участка с кадастровым №, расположенного в границах ЦЭЗ БПТ, для дачного строительства прямо запрещено законом.
Статьей 27 Земельного кодекса РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков.
Частью 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ определены земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В частности, согласно пункту 2 части 5 указанной статьи, земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, ограничены в обороте.
В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 году). СССР ратифицировал Конвенцию 9 марта 1988 года. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.
Озеро Байкал включено в Список объектов всемирного наследия в 1996 году на 20-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ, озеро Байкал является объектом всемирного наследия.
В 1996 году Решением XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию озеро Байкал включено в Список участков всемирного природного наследия. 5 декабря 1996 г. на XX сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в Мериде (Мексика) были утверждены границы Участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» (№ 754). Комитет по Всемирному наследию ЮНЕСКО «принял к сведению тот факт, что границы Участка мирового наследия изменены по сравнению с предложенными первоначально, и теперь включают «центральную зону» согласно определению, данному в Законе о Байкале; в участок не включены пять урбанизированных промышленно развитых территорий (Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск).
Таким образом, границы участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» совпадают с границами ЦЭЗ БПТ за исключением городов, не включенных в участок всемирного наследия.
Кроме того, статьей 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Анализ положений данного закона свидетельствует, что в территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только само озеро, но прилегающие к нему территории, в том числе центральная экологическая зона Байкальской природной территории.
На основании вышеприведенных норм, земли, на которых расположено озеро Байкал, включая центральную экологическую зону Байкальской природной территории, являются ограниченными в обороте и не предоставляются в частную собственность.
Из этого следует, что спорный земельный участок находится, в соответствии с п.4 ч.5 ст. 27 ЗК РФ, на территории, занятой объектом, включенным в Список всемирного наследия – озером Байкал.
Постановление администрации Ольхонского РМО, на основании которого был заключен договор аренды и последующие договоры о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, было вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Границы центральной экологической зоны определены согласно вышеуказанному Распоряжению, 27.11.2006. Следовательно, земельные участки, с момента определения границ центральной экологической зоны озера Байкал, входящие в эту зону, являются землями, ограниченными в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 части 2 статьи 27 ЗК РФ).
Случаев, разрешающих предоставление земельного участка, ограниченного в обороте, судом не установлено.
Орган местного самоуправления при реализации своих полномочий в области земельных отношений, включая принятие актов по вопросам управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, обязан руководствоваться законодательством, в том числе природоохранным, действующим на момент реализации таких полномочий, исключая нанесение ущерба окружающей среде и нарушение прав и законных интересов других лиц. Суд находит, что на момент предоставления земельного участка в аренду такая обязанность исполнена не была.
Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, постановление администрации Ольхонского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в аренду» вынесено, а земельный участок был предоставлен с нарушением закона.
В обоснование требований также указано, что земельный участок отнесен к федеральной собственности, поскольку находится в границах Прибайкальского национального парка.
Из информации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ №.15.8 следует, что спорный земельный участок расположен в границах Прибайкальского национального парка.
Представитель ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в судебном заседании пояснял, что земельный участок с кадастровым № расположен в границах Прибайкальского национального парка на основании карты Байкальской природной территории. Кроме того, нормативных актов, изменяющих границы, установленные Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71, уполномоченным органом власти не принималось, границы национального парка определены при его создании, установлены вышеуказанным нормативным актом и остаются неизменными с 1986 года.
Судом изучена карта Байкальской природной территории, составленная по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2012 году по материалам 2007-2011 годов. Данная карта Байкальской природной территории, первоначально составлялась в 2006 году, затем произошли изменения в период с 2007 по 2011 год, которые учтены при издании представленной карты в 2012 году.
Из аннотации к данной карте, следует, что граница центральной экологической зоны БПТ совпадает с границей участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал». Цифровая модель и макет печати карты центральной экологической зоны подготовлены в ГИС ESRI ArcGIS в геодезической системе координат Пулково 1942, в проекции Гаусса - Крюгера, эллипсоид Красовского. Приведено описание границ ЦЭЗ БПТ.
Карта Центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200000, подготовлена и издана в 2012 году Сибирским филиалом ФГУНПП «Росгеолфонд» по Государственному контракту от 19.08.2011 № СЛ-14-23/70 с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно карте природной территории масштаба 1:1000000, Прибайкальский национальный парк выделен желтым цветом, кроме того, помимо выделения Прибайкальского национального парка желтым цветом, его границы отмечены условным знаком – линией, которой, согласно условным обозначениям, отмечаются особо охраняемые природные территории.
Аналогичные условные обозначения содержатся в карте Байкальской природной территории 1:200000. Границы Прибайкальского национального парка отмечены условным знаком – линией.
Отсутствие формирования земель ФГБУ «Прибайкальский национальный парк» с целью создания земельного участка, как объекта гражданских отношений, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права на земли Прибайкальского национального парка, не меняет правовой статус и категорию этих земель, поскольку они включены в состав национального парка, и в соответствии со ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации, являются землями национальных парков.
Границы национального парка «Прибайкальский» с 1986 года, в который, в том числе, и входит истребуемый земельный участок, не менялись и остаются неизменными до настоящего времени, указанная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ.
Таким образом, усматривается нахождение земельного участка с кадастровым № в границах Прибайкальского национального парка.
На основании постановления Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» (с изм. от 09.10.1995) в целях сохранения уникального природного комплекса бассейна озера Байкал создан Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов этого Министерства и предоставлении в пользование национальному парку 170 тыс. гектаров земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тыс. гектаров земель государственного фонда.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов власти» постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования, особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р передано в ведение Минприроды России особо охраняемые природные территории федерального значения, находящиеся в ведении Росприроднадзора и Минсельхоза России.
Утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В данный перечень включен Прибайкальский национальный парк Иркутской области.
В соответствии с пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Следовательно, все земельные участки в границах национальных парков находятся в федеральной собственности или (в исключительных случаях) в собственности или пользовании у других лиц, права которых возникли до создания национального парка.
На основании ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В соответствии с п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Из ст. 168 ГК РФ следует, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если законом не установлено, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В судебном заседании установлено, что земельный участок передан не уполномоченным на то лицом, кроме того, при заключении сделок, был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, что свидетельствует об их ничтожности как посягающий на публичные интересы, стороной, которой является государство. Необходимость оспаривания основания возникновения прав пользования ответчиком имуществом при этом отсутствует, поскольку сделки является ничтожными и недействительны независимо от признания таковой судом, со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражений ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
В судебном заседании установлено, что Администрация Ольхонского районного муниципального образования распорядилась не принадлежащим ему имуществом помимо воли собственника.
Таким образом, спорный земельный участок подлежит истребованию из чужого незаконного владения в распоряжение Российской Федерации.
Из Заключения Управления Росреестра по Иркутской области от 27.11.2018 (л.д. 67) следует, что хозяйственная деятельность на участке не ведется, участок не огорожен, доступ третьих лиц не ограничен, здания, строения отсутствуют, в связи с чем, истцом не ставилось требование об освобождении земельных участков от зданий, строений, сооружений, следов выращивания плодовых, овощных, ягодных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур не обнаружено.
Истцом избран надлежащий способ защиты права, предусмотренный ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Обращение в суд с иском, в интересах публично-правовых интересов Российской Федерации определяется полномочиями прокурора, предоставленными ему положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Целью обращения прокурора с рассматриваемым иском в суд является пресечение нарушений требований закона нарушающие публичные интересы, под которыми в том числе понимается и охрана окружающей природной среды, земельного законодательства.
Ответчиком возражений относительно заявленных требований не представлено.
Таким образом, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований.
Прокурор при предъявлении иска на основании ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 300 руб., подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного законом от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Саргсяна В.Е. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, удовлетворить.
Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым №, площадью 1201 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищества «Камыши», участок №, из чужого незаконного владения Саргсяна В.Е..
Взыскать с Саргсяна В.Е. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.В. Афанасьева