Решение по делу № 2-1786/2016 от 11.10.2016

гражданское дело №2-1786/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2016 года город Енисейск

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Антоненко К.Г.,

с участием истца Власенко А.А.,

третьего лица Власенко М.В.,

представителя ответчика администрации города Енисейска – Евланова О.О.,

при секретаре Пилипенко Ю.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Власенко А.А. к администрации города Енисейска о восстановлении в очереди на получение субсидии для улучшения жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Власенко М.В. обратилась в суд с иском к администрации города Енисейска о восстановлении в очереди на получение субсидии для улучшения жилищных условий.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Власенко А.А. обратился в администрацию города Енисейска с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Власенко А.А. принят на учет с составом семьи три человека, с даты подачи заявления. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением администрации города Енисейска семья Власенко исключена из состава участников программы, поскольку представленные Власенко А.А. сведения не соответствуют действительности, а именно Власенко М.В. ДД.ММ.ГГГГ, отчуждая 1/5 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, имела намерение ухудшить свои жилищные условия. Вместе с тем, при сдаче документов для участия в указанной программе, претензий относительно их недостоверности предъявлено не было. С данным решением истец не согласен, полагает, что его семья приобрела право на участие в программе, поскольку была признана нуждающейся в жилом помещении, по указанным основаниям просит восстановить в очереди на получение субсидии для улучшения жилищных условий (л.д.4-5).

Определениями Енисейского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Власенко А.А. привлечен к участию в деле в качестве соистца, Власенко М.В. суд определил считать третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д.73-74).

В судебном заседании истец Власенко А.А., а также третье лицо Власенко М.В. на удовлетворении заявленных требований настаивали в полном объеме. Дополнительно истец Власенко А.А. пояснил, что своевременно представил все документы для постановки в очередь на улучшение жилищных условий, в том числе об отсутствии права собственности на объекты недвижимого имущества на дату постановки на учет, в то время как сведения о праве собственности за последние три года не требовались. Полагая свое право нарушенным, просил восстановить его и членов его семьи в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и восстановить в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Представитель ответчика администрации города Енисейска Красноярского края Евланов О.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, полагая их необоснованными. Дополнительно пояснил, что истцом не представлен документ о правах собственности на объекты недвижимого имущества за три года, предшествующие дате постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако претензий к представленным документам у специалиста не возникло, в связи с чем истец был включен в список участников жилищной субсидии.

Третье лицо – министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие такового, в представленном отзыве на исковое заявление указало на то, что семья Власенко снята с учета администрацией города Енисейска Красноярского края в рамках своей компетенции (л.д.60-61).

Суд, с учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) и мнения участвующих в деле лиц, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, третьего лица и показания свидетеля, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 (в редакции от 26 мая 2016 года) утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 – 2020 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», которая является продолжением программы на 2011 – 2015 годы.

Приложением №4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат (п.1).

В соответствии с пунктом 6 названных правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (п.7 Правил).

Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение №4 к Подпрограмме) участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая в том числе, условию признания нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Пункт 22 Правил содержит основания для отказа в признании молодой семьи участницы подпрограммы, к которым относятся: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Аналогичные условия были предусмотрены и долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 года №596-п, действовавшей до 01 января 2014 года.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года №514-п утверждена государственная программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», в рамках которой также предусмотрена подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 – 2018 годы, которая реализует мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и ее подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (в связи с окончанием срока действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», реализуемой ранее в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы).

В соответствии с частями 4-5 статьи 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Енисейского городского Совета депутатов Красноярского края от 13 июня 2005 года №4-13 установлена норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетная норма площади жилого помещения на территории города Енисейска, которая составляет – для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Енисейска, - в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания (в домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается).

Согласно п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

Как установлено в судебном заседании, семья Власенко (Власенко А.А., Власенко М.В., ФИО5, ФИО6) зарегистрирована и проживает в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 (приходящихся Власенко М.В. матерью, отцом, сестрой и братом, соответственно), что подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.6, 21).

ДД.ММ.ГГГГ Власенко А.А. обратился в администрацию города Енисейска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2012-2015 годы по тем основаниям, что у него отсутствует жилое помещение по договору социального найма и (или) на праве собственности, а также обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы. Указав при этом в качестве членов семьи супругу Власенко М.В. и сына ФИО5, а также предоставив необходимые документы (л.д.46-47).

На основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п.1, 2 п.1 ст.51 ЖК РФ Власенко А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по указанным в заявлении основаниям (л.д.48).

Распоряжением главы администрации города Енисейска -р от ДД.ММ.ГГГГ Власенко А.А. на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи три человека (л.д.8).

В соответствии с п.п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Власенко А.А. снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключен из числа участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 – 2017 годы государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года №514-п, что подтверждается распоряжением главы города Енисейска -р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9, 49).

Из пояснений представителя ответчика Евланова О.О., данных в судебном заседании, следует, что супруге истца незадолго до подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на праве собственности принадлежала <данные изъяты> доли жилого помещения, расположенного по адресу – <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, которую Власенко М.В. подарила своей матери ФИО7, тем самым ухудшив свои жилищные условия. Таким образом, на момент подачи Власенко А.А. заявления и необходимых документов, он предоставил сведения, не соответствующие действительности.

Согласно п.1 договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Власенко М.В. (даритель) и ФИО7 (одаряемая), следует, что даритель передал в безвозмездную собственность одаряемому долю в квартире (<данные изъяты> находящуюся по адресу: <адрес> (л.д.24-25).

Вместе с тем, указанное жилое помещение приобретено ФИО7 с учетом средств материнского капитала, что подтверждается справкой ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

Исходя из положений ч.4 и 5 ст.50, ч.2 ст.51 ЖК РФ, с учетом доли Власенко М.В. в праве собственности указанного жилого помещения, на каждого собственника приходилось по <данные изъяты> что составляло менее размера учетной нормы жилья на одного человека (12 кв.м), установленной на территории города Енисейска, в связи с чем на момент признания семьи Власенко участниками программы, супруги соответствовали критериям, установленным выше указанных Правил.

Вместе с тем, при принятии решения об исключении истца из состава участников жилищной программы, ответчик исходил из п.п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет.

Из пояснений свидетеля ФИО11, допрошенной в ходе судебного разбирательства и предупрежденной об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, основания не доверять которым у суда отсутствуют, следует, что она является ведущим специалистом администрации города Енисейска, в ее обязанности входит, в том числе принятие граждан, желающих встать на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также заявлений и необходимых документов для постановки на учет. При обращении Власенко А.А. в администрацию города Енисейска с указанным вопросом она (ФИО11) выдала Власенко А.А. список необходимых документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в котором также был указан документ, подтверждающий право собственности на объекты недвижимого имущества. Предоставив сведения об отсутствии прав на недвижимое имущество, а также весь пакет необходимых документов, Власенко А.А. в составе семьи из трех человек, на основании решения жилищной комиссии был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Вместе с тем, у нее (ФИО11) не возникло сомнений относительно достоверности представленных сведений. Об отчуждении Власенко М.В. доли в праве собственности на указанное выше жилое помещение Власенко А.А. не сообщил, а она (ФИО11) посчитала, что сведений об отсутствии недвижимого имущества у заявителя и членов его семьи, достаточно для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, о необходимости предоставления сведений о правах на объекты недвижимого имущества за последние пять лет Власенко А.А. не сообщалось, в связи с чем последним таковые сведения представлены не были. Также ФИО11 пояснила, что только в ДД.ММ.ГГГГ году, по своей инициативе, направила запросы в регистрирующий орган в отношении всех лиц (участников программы) о ранее зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, в том числе в отношении Власенко А.А. и его супруги Власенко М.В., в результате чего выяснилось, что Власенко М.В. произвела отчуждение доли жилого помещения, в связи с чем Власенко А.А. был снят с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключен из числа участников программы.

Из пояснений истца следует, что при обращении в администрацию города Енисейска с вопросом о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, специалистом ФИО11 был выдан список с указанием перечня необходимых документов. Данные документы были предоставлены, взамен выдана расписка о принятии таковых. Иных документов, на указанных в данной расписке с него не требовали. Умысла скрывать какие-либо сведения у него не имелось, в случае необходимости предоставления документов о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, такой документ Власенко А.А. был бы предоставлен.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела распиской о получении документов для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.22) и заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2012-2015 годы (л.д.46).

Принимая во внимание, что на дату постановки Власенко А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении претензий относительно представленных документов у ответчика не возникло, на момент принятия решения о включении Власенко А.А. в список участников подпрограммы, его семья отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи – претендента на получение социальной выплаты, а также то, что отчуждаемая Власенко М.В. доля жилого помещения по адресу: <адрес>, составляла <данные изъяты> кв.м, что ниже нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, составляющей 12 кв.м, суд приходит к выводу об отсутствии у семьи Власенко намерений ухудшить свои жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что у администрации города Енисейска отсутствовали правовые основания для снятия истца Власенко А.А. и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с чем исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы прекратила свое действие в связи с принятием федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и ее подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», а также в связи с принятием государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», в рамках которой реализуются мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в целях восстановления нарушенных прав истца, на ответчика следует возложить обязанность по восстановлению Власенко А.А. с составом семьи три человека в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Власенко А.А. удовлетворить.

Обязать администрацию г.Енисейска Красноярского края восстановить Власенко А.А. с составом семьи три человека в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, с учетом номера очередности на момент принятия решения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключения из числа участников подпрограммы.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.

Судья К.Г. Антоненко

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1786/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Власенко А.А.
Ответчики
Администрация г.Енисейска
Другие
Министерство строительстав и ЖКХ Красноярского края
Власенко М.В.
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
eniseysk.krk.sudrf.ru
11.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2016Передача материалов судье
11.10.2016Передача материалов судье
14.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2016Подготовка дела (собеседование)
31.10.2016Подготовка дела (собеседование)
31.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2016Судебное заседание
28.11.2016Судебное заседание
14.12.2016Судебное заседание
14.12.2016Судебное заседание
19.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2017Дело оформлено
20.01.2017Дело оформлено
20.01.2017Дело передано в архив
20.01.2017Дело передано в архив
14.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее