Дело №12-121/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
29 марта 2019 года г. Чебоксары
Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 29 марта 2019 года.
Судья Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Николаев М.Н., с участием представителя врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии Афанасьева С.А. – Романовой С.Н., представителя ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России Сорокиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии Афанасьева С.А. на постановление главного государственного санитарного врача – начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России Журавлева В.Н. от 13 февраля 2019 года № о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Афанасьева Станислава Анатольевича,
установил:
Постановлением главного государственного санитарного врача – начальника Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №21» Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России) от 13 февраля 2019 года № должностное лицо – врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии Афанасьев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
На указанное постановление Афанасьевым С.А. подана жалоба, в которой последний, не оспаривая факт выявленных переполненных мусоросборников в учреждении, просил отменить постановление, поскольку срок составления протокола об административном правонарушении нарушен, в нем не отражены все предусмотренные законодательством сведения, не исследованы все существенные обстоятельства дела, кроме того, должностное лицо, составившее протокол, заинтересовано в исходе дела. Указал на необходимость прекращения производства по делу в силу ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Представитель врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии Афанасьева С.А. – Романова С.Н. в судебном заседании поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, дополнительно приведя их суду, пояснив, что в отсутствие надлежащего финансирования исполнить обязанность по своевременному вывозу отходов было невозможно.
Представитель ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России – Сорокина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, указывая, что оснований для прекращения производства по делу по ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ не имеется, у Афанасьева С.А. имелась возможность заблаговременно принять меры по обеспечению финансирования вывоза твердых бытовых отходов.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, - влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положениями данного Федерального закона установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
При этом юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).
Согласно п. 2.2.1 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территории населенных мест» ври временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Как следует из материалов дела, 21 января 2019 года в ходе проведения ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России ежемесячной проверки санитарного состояния учреждений УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии при осмотре территории ФКУ ИК-4 УФСИН по адресу: <адрес>, установлено несоблюдение учреждением санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства, а именно: вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) осуществляется несвоевременно, мусоросборники для временного хранения ТБО на территории учреждения переполнены, складирование ТБО осуществляется вне мусоросборника, непосредственно на земле, на мусоросборной площадке разбросан мусор.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии Афанасьева С.А., к административной ответственности, установленной статьей 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом вменяемого административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, оценка которых произведена должностным лицом административного органа по правилам ст.26.11 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом административного органа установлены все юридически значимые обстоятельства совершённого административного правонарушения.
Действия должностного лица ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии по ст.8.2 КоАП РФ квалифицированы верно.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Судом не принимается во внимание довод жалобы о том, что нарушен срок составления протокола об административном правонарушении в силу следующего.
Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Между тем из положений КоАП РФ следует, что само по себе нарушение срока составления протокола не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении не является существенным недостатком протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
При составлении протокола процессуальных нарушений не допущено. Протокол составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в присутствии Афанасьева С.А. должностным лицом в рамках его должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной его составления послужило выявление совершения административного правонарушения.
В протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, в том числе указана статья, которой предусмотрена ответственность за совершение данного административного правонарушения, подробно описано событие административного правонарушения.
Права, предусмотренные статьями 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Афанасьеву С.А. были разъяснены, копия протокола вручена, о чем в протоколе имеется личная подпись последнего.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 и ст. 28.5 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, а потому данный протокол признается в качестве допустимого доказательства по делу.
В жалобе Афанасьева С.А. указано на необходимость прекращения производства по основанию, предусмотренному ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
14 января 2019 года Афанасьевым С.А. как временно исполняющим обязанности начальника исправительного учреждения подана заявка на выделение лимитов бюджетных обязательств в размере 84 660 руб. для оплаты услуг по вывозу ТБО. 17 января 2019 года из ответа Врио заместителя начальника УФСИН России по Чувашской Республике следует, указанные лимиты бюджетных обязательств выделены колонии в размере 40 000 руб., которые поступили в ее распоряжение 04 февраля 2019 года.
С учетом того, что бюджетные ассигнования по заявке Афанасьева С.А. были выделены и поступили на счет исправительного учреждения оснований для прекращения производства по делу по ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ не имеется.
Кроме того, должностное лицо, исполняя обязанности с 26 ноября 2018 года, при наличии необходимости, имело возможность с этого времени ходатайствовать о выделении бюджетных средств, но им не были приняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Иные доводы жалобы не исключают вину Афанасьева С.А. во вмененном правонарушении, и не свидетельствуют об ошибочности вывода административного органа наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.2 КоАП РФ для должностных лиц, оснований для снижения размера назначенного наказания не усматриваю.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения постановления не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление главного государственного санитарного врача – начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России Журавлева В.Н. от 13 февраля 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии Афанасьева С.А. оставить без изменения, жалобу Афанасьева Станислава Анатольевича - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья М.Н.Николаев