Решение по делу № 2-1144/2017 от 02.02.2017

Дело № 2-1144/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 марта 2017 года    г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Фоминой Н.Э.,

при секретаре судебного заседания Васильевой Т.Г.,

с участием истца Андреева В.А.,

представителя ответчика ГУ МЧС России по ЧР Штаева М.Н., действующего на основании доверенности от -----. № -----,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева Владимира Александровича к Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике о признании незаконным решения единой жилищной комиссии, обязании поставить на учет для обеспечения жилым помещением,

установил:

Андреев В.А. (далее истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике – Чувашии о признании незаконным решения единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по ЧР от дата г. об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением; об обязании признать нуждающимся в жилом и принять его на учет для обеспечения жилым помещением с семьей в составе из ------ти человек: с даты подачи заявления - с ----- ноября ----- г.

В обоснование исковых требований указав, что проходит военную службу по контракту в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике на должности начальника организационно-мобилизационного отдела, имеет воинское звание «полковник».

дата. истец обратился в единую жилищную комиссию (далее Комиссия) Главного управления МЧС России по Чувашской Республике с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ и принятии на учет для обеспечения жилым помещением.

Решением указанной Комиссии от дата г., оформленным протоколом № ----- истцу было отказано в признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением, мотивируя тем, что он уже один раз в период военной службы реализовал свое право на получение за счет федерального бюджета жилого помещения бесплатно и впоследствии распорядился с ним по своему усмотрению.

Считает решение Комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от дата г. незаконным, т.к. Комиссия заключила, что поскольку истец, ранее, в период прохождения службы при увольнении с нее, уже реализовал право на жилищное обеспечение за счет средств федерального бюджета то уже не может после продолжения военной службы по контракту в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике повторно реализовать такое право за счет федерального бюджета, в том числе с учетом увеличения состава семьи и появления прав на дополнительную жилую площадь. В своем решении Комиссия из представленных им документов делает вывод, что он в период прохождения военной службы по контракту, а именно в танковом ------, получил по договору передачи от дата г. квартиру, общей площадью ----- кв.м., по адресу: адрес. Далее Комиссия полагает, что обстоятельства, при которых была получена указанная квартира, свидетельствуют о том, что на момент увольнения и исключения из списков личного состава ----- дата г. приказом командира в/ч ---------- от ----- г. он был обеспечен за счет Министерства обороны жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Как указывает истец, данный вывод Комиссии он считает неправильным, основанным на неправильном применении норм жилищного законодательства, в том числе в сфере жилищного обеспечения военнослужащих.

Действительно, в период прохождения военной службы в ------ ему была предоставлена квартира общей площадью ----- кв.м на семью из ----- человек (он и его супруга) на основании заключенного договора от дата г.

Однако, такое обеспечение жилым помещением было осуществлено на ином основании, нежели на том, которое указывает Комиссия в своем решении, т.е. на п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», что подтверждается следующими обстоятельствами.

Во-первых, он был уволен с военной службы по подп. «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - по истечении срока контракта, тогда как такое основание в п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ не оговаривается.

Во-вторых, формой жилищного обеспечения явилось не предоставление государственного жилищного сертификата, жилищной субсидии или иной социальной выплаты за счет федерального бюджета.

Таким образом, фактические обстоятельства указывают, что жилищное обеспечение его семьи осуществлено не на положении ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п.14 которой устанавливает запрет на повторное обеспечение жилым помещением в форме реализации полученного государственного жилищного сертификата и которая положена в обоснование отказа Комиссии в постановке на соответствующий учет. Кроме того, в материалах учетного дела не имелось письменный и иных сведений, указывающих, что предоставление ему жилья в дата г. осуществлялось на основании абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому «военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.».

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что выводы Комиссии о получении им жилья через Минобороны России за счет федерального бюджета были сделаны без достаточных доказательств и носят предположительно оценочный характер.

Истец полагает, что восстановившись на военной службе в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике, он имеет законные основания для улучшения своих жилищных условий в форме предоставления жилищной субсидии с учетом увеличившегося состава семьи и воинского звания «полковник», так как согласно абз.16 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящий момент общая продолжительность его военной службы составляет ----- лет и более, состав семьи - ----- человек (------ Считает, что имеются все основания для признания нуждающимся в жилом помещении.

С учетом имеющейся в его собственности и собственности членов семьи жилого помещения - квартиры, общей площадью ----- кв.м., уровень обеспеченности менее установленной учетной нормы в 14,5 кв.м. на одного человека и составляет (-----.м.).

Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Также, пункт 3 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 76 (ред. от 29.12.2016), определяет, что норматив общей площади жилого помещения составляет 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.

Согласно пункту 5 указанных Правил, норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил, увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Так как, находясь в воинском звание «полковник», он имеет право на дополнительную площадь жилого помещения, потребность в норме предоставления жилого помещения в целях улучшения его жилищных условий составляет: (-----)------ кв.м.

Истец Андреев В.А., участвуя в судебном заседании, исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по Чувашской Республике Штаев М.Н., участвуя в судебном заседании, просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснив, что Андреев В.А. ранее в период прохождения службы при увольнении с нее, уже реализовал право на жилищное обеспечение за счет средств федерального бюджета и не может после прохождения военной службы по контракту в ГУ МЧС России по ЧР повторно реализовать такое право за счет федерального бюджета, основываясь на положении ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в том числе с учетом увеличения состава семьи и установления прав на дополнительную жилую площадь.

Третье лицо Андреева Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО9 ФИО10, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Третье лицо Отдел охраны детства администрации Калининского района г. Чебоксары извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участие своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Суду представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.

В силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 45-46 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В развитие гарантированных Конституцией РФ положений о судебной защите прав и свобод гражданина ст.3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно положениям абз.1 п.1 ст.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по. избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 12 п. 1 ст.1 Федерального закона от 27.05.1998 М76-Ф3).

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абз. 13 п.1 ст.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).

Согласно п. 1,2,3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 512 признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абз.3 и 12 п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абз.3 и 12 п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.

Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абз.3 и 12 п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства -избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются определенные документы.

Приказом МЧС России от 11.04.2012 N 228 утверждена Инструкция по учету нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, и предоставлению им жилых помещений по договорам социального найма и в собственность бесплатно. Положения данной инструкции действовали как на момент обращения истца в жилищно-бытовую комиссию с вышеуказанным рапортом, так и на момент принятия жилищно-бытовой комиссией оспариваемого решения.

Согласно п.2 данной Инструкции признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п.1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 №512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» жилищными комиссиями, создаваемыми: в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации - для учета военнослужащих, проходящих военную службу в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных им учреждениях.

Пунктами 3,4 указанной Инструкции в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства. Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в соответствующую комиссию заявление по установленной форме с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются определенные документы.

Судом на основании материалов дела и объяснений сторон установлено, что Андреев В.А. с ----- года и по настоящее время проходит военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, из которых с дата года в занимаемой должности ------

Согласно Приказа по личному составу от -----. полковник Андреев В.А. имеет выслугу лет на военной службе ----- года ----- месяцев, в льготном исчислении ----- лет ----- месяцев (л.д.-----). В настоящее время продолжительность военной службы Андреева В.А. составляет 30 лет и более.

В настоящее время истец проживает в жилом помещении по адресу: адрес, данная квартира принадлежит ФИО8 на праве собственности по ----- доли, ее площадь - ----- кв.м. Иных жилых помещений в собственности истца не имеется.

В данной квартире также проживают его супруга ФИО1, брак с которой зарегистрирован истцом ----- г., а также их дети: ФИО2, -----.р., имеющая ----- часть в праве собственности на адрес, ФИО3, -----.р., ФИО4, -----.р., которые не имеют на праве собственности какого-либо недвижимого имущества.

В связи с тем, что истец и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной в г.Чебоксары, истец обратился с заявлением о признании его и членов его семьи (супруги и троих детей) нуждающимися в улучшении жилищных условий, принятии на учет для обеспечения жильем в г.Чебоксары.

Решением единой жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по Чувашской Республике от дата-----, в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий истцу было отказано.

Из решения следует, что основанием для отказа послужило то, что истцом ранее уже была получена квартира и обстоятельства, при которых была получена квартира, свидетельствуют о том, что на момент увольнения и исключения из списков личного состава дата г. приказом командира в/ч ---------- от ----- г. Андреев В.А. был обеспечен за счет Министерства обороны жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

I

Обращаясь в суд с иском, истец просит признать незаконным решение единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Чувашской Республике от дата года.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции на момент увольнения истца с военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации) военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Судом установлено, что истец получил по договору передачи от дата г. квартиру, общей площадью ----- кв.м., находящейся по адресу: адрес а дата. произвел ее отчуждение.

Таким образом, истец в связи с организационно-штатными мероприятиями реализовал свое право на жилище, предусмотренное п. 14 ст. 15, а не абз.12 п.1 ст.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», данное обстоятельство представитель ответчика признал в судебном заседании.

В настоящее время истец при обращении с заявлением дата поставил вопрос о признании его нуждающимся в жилых помещениях в связи с тем, что он и члены его семьи обеспечены жилой площадью менее учетной нормы.

Ранее жилое помещение истцу по основанию абз.12 п.1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не предоставлялось, что следует из объяснений сторон в судебном заседании.

Общая продолжительность военной службы истца составляет более 30 лет.

Согласно положениям п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 15.04.2005 № 129 (ред. от 17.11.2015) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления», с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.

Поскольку на момент обращения истца с заявлением единственным жилым помещением истца и его семьи согласно материалам дела (данное обстоятельство ответчик не оспаривал) является квартира по адресу: гадрес ----- (площадью ----- кв.м), в которой проживают истец, его супруга ФИО5 и дети ФИО6 следовательно, на одного члена семьи истца приходится 9,06 кв.м, то есть менее установленной учетной нормы площади жилого помещения в г.Чебоксары.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что у единой жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по Чувашской Республике имелись основания для принятия истца с семьей в составе из ----- человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, оспариваемое решение является незаконным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение единой жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от дата (протокол №----- от -----) об отказе полковнику Андрееву Владимиру Александровичу, ------ в признании нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации и принятии на учет для обеспечения жилым помещением.

Возложить обязанность на единую жилищную комиссию Главного управления МЧС России по Чувашской Республике признать полковника Андреева Владимира Александровича, ------ нуждающимся в жилом помещении и принять на учет для обеспечения жилым помещением в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике с семьей в составе из ----- человек: ФИО7, с даты подачи заявления – с дата года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                            Н.Э. Фомина

Мотивированное решение изготовлено: 20.03.2017г.

2-1144/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Андреев В.А.
Ответчики
Главное управление МЧС России по Чувашской Республики
Другие
Отдел охраны детства администрации Калининского района г. Чебоксары
Андреева Елена Анатольевна, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Андреевой Варвары Владимировны,
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
02.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2017Передача материалов судье
03.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2017Судебное заседание
20.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее