Гр.дело № 2-615/2020
УИД 21RS0023-01-2019-007629-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2020 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ямуковой Н.Ю.,
с участием заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары Ивановой И.Г., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики, третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Анисимова К.В., действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Кабинету Министров Чувашской Республики о возложении обязанности внести изменения в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 г. № 92,
установил:
Прокурор Шемуршинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики с исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики о возложении обязанности внести изменения в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 г. № 92, путем включения в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках ее реализации, многоквартирные дома, расположенные по адресам: адрес
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Шемуршинского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения требований законодательства при переселении граждан из аварийного жилья. На территории Чувашской Республики в целом и на территории Шемуршинского района Чувашской Республики, в частности, реализуется утвержденная в соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 г. № 92 Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы. Согласно паспорту Программы уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, ответственным за реализацию Программы является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства в деятельности Кабинета Министров Чувашской Республики, выраженные в непринятии мер по включению многоквартирных домов, расположенных по адресам: адрес, признанных аварийными до 01 января 2017 г., в Республиканскую программу.
В судебном заседании заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Иванова И.Г. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, вновь привела их суду, просила удовлетворить иск.
Представитель ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики, третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Анисимов К.В. в судебном заседании иск не признал, суду пояснил следующее. Указанные в Разделе VIII Программы документы в Кабинет Министров Чувашской Республики от органа местного самоуправления представлены не были, в связи с чем просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица администрации Шемуршинского района Чувашской Республики, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
Согласно статье 21 Федерального закона, прокурор осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В целях осуществления создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и другим вопросам был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с указанным Федеральным законом Российской Федерацией создана государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который согласно пункту 11 части 1 ст.14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2012 года № 13 "О Кабинете Министров Чувашской Республики" Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики.
Из материалов дела следует, что признаны аварийными и подлежащими сносу согласно заключению межведомственной комиссии ----- от дата многоквартирный дом по адресу: адрес согласно заключению межведомственной комиссии ----- от дата многоквартирный дом по адресу: адрес; согласно заключению межведомственной комиссии ----- от дата многоквартирный дом по адресу: адрес
Постановлениями администрации Шемуршинского сельского поселения ----- от дата, ----- от дата многоквартирные дома, расположенные по адресам: адрес, признаны аварийными и подлежащими сносу. Постановлено расселение граждан, проживающих в указанных домах, а также снос домов осуществить согласно Республиканской адресной программе.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Бюджетным кодексом Российской Федерации постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 92 от 28 марта 2019 г. утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 - 2025 годы.
Перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, приведен в приложении № 1 к настоящей Программе.
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: адрес, в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, являющийся приложением № 1 к республиканской адресной программе, не включены.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, прокурор Шемуршинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился с настоящим иском в суд.
Указанная Программа разработана в целях обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, включенных в Программу, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.
Задачи Программы - формирование механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям; создание условий для развития территории, на которой сосредоточен аварийный жилищный фонд.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики является уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, ответственным за реализацию Программы, а также главным распорядителем бюджетных средств.
Мероприятия Программы включают в себя нормативно-правовое и методологическое обеспечение Программы.
Перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, сформирован в автоматизированной информационной системе Фонда «Реформа ЖКХ».
Согласно Разделу III Программы, исходя из сформированного перечня аварийных многоквартирных домов органам местного самоуправления необходимо проведение следующих мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда:
оценить состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства жилья либо о приобретении жилых помещений у застройщиков либо на вторичном рынке жилья;
провести инвентаризацию муниципального жилищного фонда на наличие свободного жилья, пригодного для проживания и отвечающего требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47;
провести разъяснительную работу с гражданами, проживающими в аварийных многоквартирных домах, об условиях переселения, сроках, порядке переселения, в случае если гражданин является собственником жилого помещения в аварийном многоквартирном доме, то о порядке изъятия жилых помещений и размере возмещения за изымаемые жилые помещения, с целью выявления пожеланий о способе переселения;
заключать предварительные договоры социального найма или мены жилых помещений;
предусмотреть в бюджете муниципального образования средства на снос аварийных многоквартирных домов, расселяемых в рамках Программы;
предоставить земельные участки для строительства жилья;
обеспечить строительство (приобретение) жилых помещений на рынке жилья;
обеспечить снос аварийного жилищного фонда.
В IV Разделе перечислены меры, принимаемые Чувашской Республикой и органами местного самоуправления для обеспечения полноты и достоверности сведений об аварийном жилищном фонде.
Перечень аварийных многоквартирных домов формируется на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представленных органами местного самоуправления в Чувашской Республике в соответствии с ч.6 ст.17 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Сведения об аварийном жилищном фонде органами местного самоуправления формируются (актуализируются) в Системе.
Органы местного самоуправления представляют в Министерство формы, выгруженные из Системы и подписанные главой администрации муниципального района (городского округа), с приложением заверенных копий следующих документов:
заключение специализированной организации, проводящей оценку и обследование многоквартирного дома;
заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении, межведомственной комиссии, акт обследования помещения межведомственной комиссии (при наличии);
решение органа местного самоуправления о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если такое решение принято после 4 апреля 2015 г.;
технический паспорт (технический план) на аварийный многоквартирный дом, поэтажный план и экспликация к поэтажному плану многоквартирного дома;
выписки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике на жилые помещения и на собственников жилых помещений;
выписка Управления Росреестра по Чувашской Республике на земельный участок, расположенный под аварийным многоквартирным домом;
правоустанавливающий документ, на основании которого собственником передано гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;
сведения об отсутствии (о наличии) обязательств по расселению многоквартирного дома в рамках иных государственных программ (договоров о развитии застроенных территорий).
Министерство в рамках своих полномочий осуществляет проверку документов, представленных органами местного самоуправления, и на их основании формирует сведения об аварийном жилищном фонде Чувашской Республики с последующим представлением в Фонд для расчета лимита средств финансовой поддержки Фонда на переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Механизм реализации приведен в Разделе VIII Программы, согласно которому формирование и реализация Программы осуществляются Министерством на основании представленных органами местного самоуправления следующих документов:
реестр аварийного жилищного фонда и приложенные к нему подтверждающие документы;
муниципальная адресная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, включающая перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - муниципальная программа);
письменные обязательства органов местного самоуправления по финансированию Программы;
утвержденный список граждан, подлежащих переселению, с указанием адреса жилого помещения аварийного многоквартирного дома, адреса предоставляемого взамен аварийного жилья жилого помещения и способа переселения граждан;
утвержденный план реализации муниципальной программы, содержащий информацию о механизмах и промежуточных результатах ее реализации с разбивкой по способам переселения, планируемых способах достижения этих промежуточных результатов согласно приложению № 3 к методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г., утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 65/пр;
нормативный правовой акт (правила, порядок) органа местного самоуправления об изъятии жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, и о размере возмещения за изымаемые жилые помещения;
нормативный правовой акт (правила, порядок) органа местного самоуправления о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Министерство организует работу по реализации Программы в пределах своих полномочий, осуществляет общую координацию и мониторинг работ, организует при необходимости формирование нормативно-правовой базы, определяет объемы финансовых средств, предоставляемых органам местного самоуправления из Фонда и республиканского бюджета Чувашской Республики.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также внесение такого дома в автоматизированную информационную систему Фонда «Реформа ЖКХ», не является безусловным основанием для включения в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках реализации республиканской адресной программы.
Формированию сведений об аварийном жилищном фонде Чувашской Республики и реализации Программы предшествует ряд мероприятий, мер принимаемых, в том числе органами местного самоуправления.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В данном случае, администрацией Шемуршинского района Чувашской Республики мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренные Разделом III Программы, не выполнены, документы, как то предусмотрено Разделом VIII Программы, в том числе муниципальная адресная программа, в уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики, ответственный за реализацию Программы, не представлены.
Доказательств иного в материалах дела не имеется.
Представитель ответчика и третьего лица Анисимов К.В. отрицал представление в Министерство документов администрацией Шемуршинского района Чувашской Республики.
Кроме того, жилые дома в установленном порядке были признаны аварийными только после 01 января 2017 г. (техническое обследование домов с привлечением специализированной организации произведено только в дата г.).
В силу изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики суд не находит.
Кроме того, необходимо учесть, что согласно Республиканской адресной программе перечень аварийных многоквартирных домов формируется Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представленных органами местного самоуправления в Чувашской Республике в соответствии с ч.6 ст.17 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики как постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики входит утверждение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Изменения в региональные адресные программы вносятся в установленном законом порядке, при условии отсутствия нарушения требований, установленных частями 2 и 2.1. статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ.
Более того, Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не содержит положений о возможности в судебном порядке возлагать на орган местного самоуправления, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность включить жилой дом, признанный аварийным, в утвержденную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку программа утверждается в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут выйти за пределы предоставленных лимитов и включить в муниципальную и республиканскую адресные программы все дома, которые в установленном законом порядке признаны аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными самим Фондом.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Кабинету Министров Чувашской Республики о возложении обязанности внести изменения в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 г. № 92, путем включения в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках ее реализации, многоквартирные дома, расположенные по адресам: адрес, - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья |
Н.В. Архипова |
Мотивированное решение составлено 20 февраля 2020 г.