Дело № 2а-5828/2019 копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2019 года г. Новосибирск
Ленинский районный суд г. Новосибирска в составе:
Судьи Бурнашовой В.А.,
при секретаре судебного заседания Калюжной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Щукиной Елены Юрьевны, действующей в интересах несовершеннолетней Щукиной Майи Михайловны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к мэрии г. Новосибирска, администрации Ленинского района г. Новосибирска о признании бездействия незаконным и дискриминационным, возложении обязанности предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении,
у с т а н о в и л:
Административный истец Щукина Е.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит обязать мэрию г. Новосибирска предоставить ребенку - Щукиной Майе Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в дошкольном образовательном учреждении.
В обоснование исковых требований указано, что дочь Щукиной Е.Ю. – Щукина Майя состоит на очереди на получение путевки-направления в детский сад Ленинского района г. Новосибирска с 13.02.2017. Льготы на первоочередное либо внеочередное предоставление места в детском саду отсутствуют. Общая очередь на получение путевки к настоящему времени не подошла. Административный истец обращалась устно и письменно к ответчику с целью скорейшего получения для ребенка места в детском саду, однако ответчик ссылается на возможность предоставления места в детском саду исключительно в порядке очередности. Полагает, что ответчик нарушает права ребенка на доступное и бесплатное дошкольное образование, независимо от недостаточности ресурсов ответчик обязан в силу закона обеспечить ребенка местом в детском саду.
В судебном заседании административный истец Щукина Е.Ю. исковые требования поддержала.
Представители административных ответчиков – мэрии г. Новосибирска, администрации Ленинского района г. Новосибирска (соответчик привлечен судом, определение - л.д. 2), а также заинтересованного лица – департамента образования мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель административного ответчика – администрации Ленинского района г. Новосибирска направил в суд письменный отзыв, в котором указано на невозможность предоставления места в детском саду из-за отсутствия таковых и наличия очередности.
Выслушав пояснения Щукиной Е.Ю., изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что административный истец Щукина Е.Ю. является матерью несовершеннолетней Щукиной Майи Михайловны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (копия свидетельства о рождении, л.д. 11), проживает и зарегистрирована по месту жительства совместно с ребенком в Ленинском районе г. Новосибирска, ребенок поставлен на учет для зачисления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение 13.02.2017.
Во внесудебном порядке Щукина Е.Ю. обращалась за получением путевки-направления в детский сад Ленинского района г. Новосибирска, но получила разъяснение об отсутствии свободных мест в детских садах для возрастной группы от 2-х до 3-х лет (л.д. 13-16, 17-18).
Как следует из ответов мэрии г.Новосибирска и администрации Ленинского района г. Новосибирска, ответчик не отказывал Щукиной Е.Ю. в выдаче путевки-направления в детский сад, а проинформировал о ходе предоставления муниципальной услуги, а именно о приостановлении ее предоставления.
В соответствии с пунктом 2.12 административного регламента предоставления муниципальной услуги по приёму заявлений, постановке на учёт и направлению для зачисления детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования от 17.04.2019 № 1414 при отсутствии свободного места в образовательных организациях для предоставления ребёнку заявителя с соблюдением требований пункта 1.3 порядка комплектования муниципальных образовательных организаций города Новосибирска, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 17.04.2019 № 1400 выдача путёвки-направления приостанавливается до дня его появления.
Согласно пункту 3.3.1. административного регламента:
- Основанием для начала административной процедуры по уведомлению заявителя о необходимости явки за получением путевки-направления, выдаче заявителю путевки-направления либо выдаче (направлению) заявителю уведомления об отказе в выдаче путевки-направления является наличие свободного места в образовательной организации.
Действующий административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и направлению для зачисления детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, не признан установленном порядке незаконным, перечисленные пункты регламента не отменены.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Частью 2 указанной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» N 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона РФ «Об образовании» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Совокупность правовых норм, предусматривающих право на дошкольное образование, образует объективное право. Преобразование этих потенциальных возможностей в субъективное право, т.е. в реальные конкретные возможности и притязания конкретного субъекта, происходит посредством юридических фактов.
В данном случае, по мнению суда, административные ответчики не допускали незаконного бездействия, поскольку превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению Санитарно-эпидемиологических требований (2.4.1.3049-13), которыми определено допустимое количество детей в группах.
Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Материалами дела подтверждено, что у Щукиной Е.Ю. имелись необходимые объективные предпосылки для получения места для дочери в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).
В свою очередь у административных ответчиков возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.
В данном случае Щукина Е.Ю. продолжает настаивать в исковых требованиях на предоставление дочери места в конкретных детских садах: №№ 242,331,332.
Возможность получения дошкольного образования в вариативной форме Щукина Е.Ю. не рассматривает.
Доказательств возможности создания места специально для Щукиной Майи в соответствии с нормами и правилами, установленными СанПиН, в детских садах №№ 242,331,332 не представлено. Но даже, если бы возможность создания дополнительного места в детском саду была бы, то образовавшееся свободное место подлежало бы распределению очередникам, иначе их права оказались бы нарушенными при предоставлении Щукиной Майе места вне очереди.
Согласно ответу мэрии г. Новосибирска от 26.09.2019, в настоящее время рассматривается вопрос о предоставлении Щукиной Майе места в ином детском саду в пределах муниципального образования - г. Новосибирска.
Действительно, право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 5 названного закона).
В данном случае со стороны ответчика не выявлено дискриминации в отношении административного истца и ее дочери по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Согласно отзыву административного ответчика, дети в возрасте от трех до семи лет на 100% обеспечиваются местами в детских садах.
Щукина Майя возраста трех лет не достигла.
На территории города Новосибирска действует муниципальная программа «Развитие инфраструктуры и материально-технической базы муниципальных образовательных организаций города Новосибирска».
В 2019 году планируется открытие двух детских садов: на жилмассиве «Чистая Слобода» на 220 мест (второй корпус детского сада № 81) и на ул. Междуреченской на 140 мест (второй корпус детского сада № 196).
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Как указано в Кассационном определеним Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.02.2019 N 33-КГ18-13:
- … орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).
… уполномоченный орган обязан был обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребенку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетнего на доступное и бесплатное дошкольное образование.
Суд учитывает, что принятие муниципальной программы по развитию инфраструктуры и материально-технической базы муниципальных образовательных организаций, а также строительство новых детских садов выходит за пределы компетенции конкретного административного ответчика – администрации Ленинского района г. Новосибирска.
Кроме того, само по себе предвидение потребности в местах в дошкольных образовательных учреждениях и принятие мер к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений не отменяет реальных социально-экономических условий, исходя из которых, установлен порядок осуществления многих гарантированных законом прав в зависимости от очередности.
С учетом всех обстоятельств дела суд полагает необходимым обязать администрацию Ленинского района г. Новосибирска предоставить несовершеннолетней Щукиной Майе Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту регистрации по месту жительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, в целях реального исполнения решения, суд считает необходимым установить срок исполнения решения: в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Обязать администрацию Ленинского района г. Новосибирска предоставить несовершеннолетней Щукиной Майе Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту регистрации по месту жительства в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административного иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательном виде изготовлено 15 октября 2019 года.
Судья (подпись) В.А. Бурнашова
Подлинник решения находится в административном деле № 2а-5828/2019 в Ленинском районном суде г. Новосибирска.
Секретарь с/заседания
Е.А. Калюжная