Дело № 3а-7/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 24 января 2017 года
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Добрыдневой Т.С.,
с участием представителей административного истца Потребительского кооператива по эксплуатации коллективного овощехранилища и гаражей для индивидуального пользования № 8 – Аширова И.Ш., Смирнова М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потребительского кооператива по эксплуатации коллективного овощехранилища и гаражей для индивидуального пользования № 8 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости,
у с т а н о в и л:
В Пермский краевой суд поступило административное исковое заявление Потребительского кооператива по эксплуатации коллективного овощехранилища и гаражей для индивидуального пользования № 8 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что на праве постоянного (бессрочного) пользования административному истцу принадлежит земельный участок с кадастровым номером **, площадью 1906 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для коллективных овощехранилищ, расположенный по адресу: ****. Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п исходя из 9 (девятого) вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». Ранее по Постановлению Правительства Пермского края № 727-п земельный участок был отнесен к 15 виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования». С момента постановки земельного участка на кадастровый учет 30 июня 1994 года фактическое пользование, а также разрешенное использование «для овощехранилищ» не изменялось. Полагая, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, административным истцом указано на использование недостоверной информации о виде разрешенного использования при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Представители административного истца Аширов И.Ш., Смирнов М.И. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики Правительство Пермского края, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрация города Перми о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд представителя не направили, письменные объяснения представили в письменном виде.
Заинтересованное лицо Филиал ФГУП «Ростехинвентаризация» Федеральное БТИ» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в суд представителя не направили.
Заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Пунктами 1, 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, установившие, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов определен в разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39.
Согласно Правилам кадастровой оценки и Методическим указаниям государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и в разрезе классификационных групп, объединенных сходством вида разрешенного использования. Определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности обратившихся лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются кроме прочего: документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений.
В силу статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре, кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что владельцем земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования является Потребительский кооператив по эксплуатации коллективного овощехранилища и гаражей для индивидуального пользования № 8. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, категория земель: земли населенных пунктов. Кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края».
При этом, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка учтен исходя из 9 (девятой) группы видов разрешенного использования, установленной Методическими указаниями по ГКОЗ НП, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
На момент утверждения результатов определения кадастровой стоимости, земельный участок имел разрешенное использование – для коллективных овощехранилищ. Фактически земельный участок используется под имеющиеся подземные овощные ямы.
Административный истец, полагая, что установление неверного вида разрешенного использования земельных участков повлекло увеличение кадастровой стоимости, обратился в суд с настоящими требованиями.
Кадастровая стоимость земельного участка в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе видов разрешенного использования, установленных в пункте 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39.
Методическими указаниями и ранее действующим Типовым перечнем видов разрешенного использования (приложение № 2 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152), непосредственно вышеуказанный вид функционального (разрешенного) использования участка - «для коллективных овощехранилищ» не предусмотрен.
По мнению суда, отраженный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования участка «для коллективных овощехранилищ» не является определенным, поэтому отнесение земельного участка к одной из групп, предусмотренных в пункте 1.2 Методических указаний, должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов недвижимости, расположенных на этом участке.
Согласно подпункту 2.2.3 Методических указаний сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию. При этом сбор сведений может осуществляться из следующих источников: государственный земельный кадастр; государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства; фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках.
Обстоятельства отнесения спорного земельного участка к 9 (девятой) группе видов разрешенного использования, при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка нельзя признать обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.
Фактическое размещение на спорном земельном участке овощехранилища свидетельствует об его использовании в соответствии с разрешенным использованием.
С учетом разрешенного использования спорного земельного участка и функционального назначения, расположенного на нем объекта недвижимости, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок должен быть отнесен к пятнадцатому номеру группы видов разрешенного использования.
Так фактическое использование земельного участка под размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности не производилось ни по состоянию на 1 января 2013 года ни на момент обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением 19 декабря 2016 года.
Доказательства расположения на земельных участках объектов недвижимости, назначение которых соответствовало бы 9 (девятой) группе вида разрешенного использования, в материалах дела не содержатся.
Кроме того, в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции отнесено к виду разрешенного использования земельного участка – «Сельскохозяйственное использование».
Указанное, позволяет сделать вывод об ошибочности отнесения земельного участка при установлении кадастровой стоимости к девятой группе видов разрешенного использования, что повлекло применение несоответствующего удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и неверного определения размера кадастровой стоимости.
Отнесение спорного земельного участка к девятой группе видов разрешенного использования нарушает права и законные интересы административного истца, как владельца земельного участка.
Изначально установленное разрешенное использование земельного участка «для коллективных овощехранилищ», с учетом изложенных выше обстоятельств соответствует пятнадцатой группе видов разрешенного использования земель. При этом никаких изменений разрешенного или фактического использования спорного земельного участка не происходило, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности отнесения спорного земельного участка к 15 (пятнадцатой) группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования», как наиболее близко соответствующей правовому зонированию территории и фактическому использованию земельных участков.
Учитывая, что неверное определение кадастровой стоимости земельного участка обусловлено неправильным отнесением его к виду разрешенного использования, а в отношении определенных видов разрешенного использования Приложением № 52 к Постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п установлены средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Пермского городского округа удельные показатели кадастровой стоимости, то установление кадастровой стоимости должно определяться посредством умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который соответствует тому виду разрешенного использования, к которому в действительности относятся земельные участки.
Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов в г. Перми для 15 (пятнадцатого) вида разрешенного использования земельных участков, составляет 1,33 руб./кв.м.
Таким образом, принимая во внимание площадь земельного участка, а также удельный показатель кадастровой стоимости для 15 группы видов разрешенного использования, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 2534,98 рублей = 1906 кв.м.*1,33.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
Административное исковое заявление Потребительского кооператива по эксплуатации коллективного овощехранилища и гаражей для индивидуального пользования № 8 удовлетворить.
Признать недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1906 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для коллективных овощехранилищ, расположенный по адресу: ****, в части отнесения указанного объекта недвижимости к 9 (девятой) группе видов разрешенного использования земельных участков, согласно Постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1906 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для коллективных овощехранилищ, расположенный по адресу: ****, в размере 2534,98 рублей.
Датой подачи заявления считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю – 31 мая 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья -подпись-