Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Пермский край г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мялицыной О.В.,
при секретаре судебного заседания Маст Н.В.,
с участием истца - помощника прокурора Богачевой Н.Ю.,
представителя ответчика - Администрации Осинского городского поселения Локтева В.В.,
представителя третьего лица - Правительства Пермского края Лахмаковой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Осинское городское поселение» о возложении обязанностей по очистке земельных участков от размещенных на них отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Осинское городское поселение» о возложении обязанностей по очистке земельных участков от размещенных на них отходов производства и потребления, ссылаясь на следующее. Прокуратурой на основании статьи, опубликованной в газете «Мир предложений» № от ДД.ММ.ГГГГ и по обращению главного редактора указанной газеты проведена проверка исполнения водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды при размещении отходов производства и потребления в водоохранной зоне Воткинского водохранилища на территории Осинского городского поселения, были выявлены участки несанкционированных свалок отходов производства и потребления:
ориентировочной площадью 80 квадратных метров с кадастровым номером № вблизи Осинского краеведческого музея по <адрес> на расстоянии около 50 метров от грунтовой дороги в сторону Воткинского водохранилища, где размещены отходы из жилищ несортированные, обтирочный материал загрязненный маслами, пластиковые бутылки, люминесцентные лампы;
ориентировочной площадью 40 квадратных метров с кадастровым номером 59:29:0010140:10 по <адрес> в части прибрежной защитной полосы Воткинского водохранилища, на землях рекреационного назначения, в зоне с особыми условиями территории, где размещены отходы такие как из жилищ несортированные, пластиковые и стеклянные бутылки, мебель бывшая в употреблении, отработанные покрышки, древесные и строительные отходы. Ссылаясь на положения статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит обязать Администрацию Осинского городского поселения очистить земельные участки от размещенных на них отходов производства и потребления в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Богачева Н.Ю., настаивая на доводах искового заявления, уточнила требования в части срока очистки земельных участков от отходов до двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Администрации Осинского городского поселения пояснил, что признают требования в части возложения обязанности по очистке территории земельного участка по <адрес>, просил установить срок для проведения всех необходимых мероприятий по заключению муниципального контракта, с учетом сезонного характера работы, схода снежного покрова, до ДД.ММ.ГГГГ. Не признают требования в части возложения обязанности по очистке от мусора территории вблизи краеведческого музея по <адрес>, так как данный земельный участок находится в собственности субъекта Российской Федерации - <адрес>.
Представитель третьего лица - <адрес> в судебном заседании поддержала исковое заявление в части возложения обязанностей по очистке территорий от мусора на Администрацию Осинского городского поселения.
Судом установлено, что в переделах Осинского городского поселения на территории земельных участков, расположенных в водоохранной зоне Воткинского водохранилища на земельном участке с кадастровым номером № вблизи <адрес>ведческого музея по <адрес> в <адрес> края на расстоянии около 50 метров от грунтовой дороги в сторону Воткинского водохранилища, а также на землях рекреационного назначения на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> края, имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в виде древесных, бытовых, строительных, пластмассы, полиэтилена, стекла, мебели бывшей в употреблении, отработанных покрышек, обтирочного материала, загрязненного маслами, люминесцентных ламп (л.д. 11 - 19). Из текста статьи в газете «Мир предложений» (л.д. 9), обращения главного редактора (л.д. 10) следует, что несанкционированные свалки из отходов производства и потребления являются давностными, образовались до 2016 года.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № вблизи <адрес>ведческого музея по <адрес> в <адрес> края, на котором непосредственно находится несанкционированная свалка отходов (мусора), относится к категории земель населенного пункта, вид разрешенного использования - земли музеев, является собственностью субъекта Российской Федерации Пермского края. Сведений о передаче данного земельного участка юридическим или физическим лицам не имеется, земельный участок находится в пределах городского поселения.
Земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> края является собственностью Осинского городского поселения.
Конституцией Российской Федерации предписано право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическими правонарушениями (статья 42), обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Часть 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ установила право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (части 1, 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).
Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади являются негативным воздействием на окружающую среду, что следует из положений статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ.
Как установлено пунктом 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах водоохранных зон запрещается среди прочего размещение объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В таких границах вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, информирование границ водоохранной зоны на местности производится путем размещения специальных информационных знаков (пункты 2, 6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Частью 2 ст. 21 и частью 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Правоотношения в области отходов производства и потребления регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ.
В силу пункта 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно статье 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 458-ФЗ) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (статья 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 4, 5, 6 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2016 г. изменена компетенция органов государственной власти субъектов и местного самоуправления, а также порядок организации деятельности в области отходов производства и потребления.
Полномочия субъектов Российской Федерации по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуются путем заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, определяемыми на основании конкурсного отбора. Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляются после проведения торгов. Деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
При таком положении доводы представителя ответчика об отсутствии у ответчика обязанности организовать мероприятия по ликвидации конкретной несанкционированной свалки по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов с земельного участка на территории Осинского городского поселения в связи с наличием собственника - субъекта Российской Федерации Пермского края, нельзя признать отвечающим выше приведенным нормам закона.
Выявленные в пределах территории Осинского городского поселения земельные участки с несанкционированными свалками твердых бытовых отходов свидетельствуют о невыполнении администрацией городского поселения возложенных на нее законом обязанностей по очистке территории городского поселения от отходов, влекущем нарушение приведенных выше положений законодательства об охране окружающей среды.
Уставом муниципального образования «Осинское городское поселение» к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (подпункт 17 пункт 1 статьи 6), к Полномочиям Администрации - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (подпункт 24 пункта 1 статьи 41).
В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, части 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений относится к вопросам местного значения городских поселений.
Приведенные положения закона и установленные обстоятельства указывают на то, что обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции городского поселения и в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно данный орган местного самоуправления.
Кроме того, нельзя не учитывать, что предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (пункт 3 статьи 7) и Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (пункт 3 статьи 8) полномочия органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами не освобождают органы местного самоуправления от выполнения регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории городского округа от бытовых и промышленных отходов. Невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления таких функций, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для возложения обязанности принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами. Такое толкование норм законодательства соответствует их конституционному смыслу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда Российской федерации от 13 октября 2015 г. №-П.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, а также нахождение конкретного участка в собственности субъекта Российской Федерации Пермского края не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Образование несанкционированных свалок твердых бытовых отходов значительной площади и объема на территории Осинского городского поселения свидетельствует о длительном и неоднократном сбросе таких отходов, которые при надлежащей организации земельного контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться представителями администрации Осинского городского поселения.
Доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер, принятия каких-либо мер по организации вывоза и утилизации твердых бытовых отходов из мест их несанкционированного размещения в водоохранной зоне представителем Администрации Осинского городского поселения не представил.
Учитывая ненадлежащее исполнение Администрацией Осинского городского поселения обязанностей по организации очистки территории городского поселения от мусора и отходов, в результате которого образовались свалки мусора, создающие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняющие ущерб окружающей среде, обязанность по ликвидации такой свалки должна быть возложена на ответчика Администрацию Осинского городского поселения, в связи с чем требования подлежат удовлетворению.
Истцом в судебном заседании уточнено требование о возложении обязанности по очистке земельных участков в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. С учетом времени, необходимого для проведения конкурсной процедуры, такой срок для очистки земельных участков от отходов производства и потребления является разумным и достаточным. Установление срока очистки земельных участков до ДД.ММ.ГГГГ является необоснованно длительным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Осинское городское поселение» очистить земельные участки от размещенных на них отходов производства и потребления путем их вывоза на установленные объекты размещения отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
ориентировочной площадью 80 квадратных метров, находящийся на землях населенных пунктов в водоохранной зоне Воткинского водохранилища на земельном участке с кадастровым номером № вблизи <адрес>ведческого музея по <адрес> в <адрес> края на расстоянии около 50 метров от грунтовой дороги в сторону Воткинского водохранилища;
ориентировочной площадью 40 квадратных метров, находящийся на землях населенных пунктов рекреационного назначения в водоохранной зоне Воткинского водохранилища на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Мялицына