Дело №2а-3654/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2019 года г.Бийск
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ануфриева В.Н.,
при секретаре Скляр Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю к Долгих Наталье Николаевне о взыскании недоимки по обязательному медицинскому, пенсионному страхованию,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Долгих Н.Н. о взыскании недоимки по обязательному медицинскому, пенсионному страхованию.
В обоснование административных исковых требований указала, что 10 августа 2017 года осуществлена регистрация Долгих Н.Н. в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
15.11.2018 года Долгих Н.Н. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения. В настоящий момент она состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю в качестве физического лица.
В соответствии со ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно ст. 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Недоимка по обязательному пенсионному страхованию за период с 01.01.2018 по 15.11.2018 годы составила 23 226, 88 руб.(исходя из следующего расчета: (26545:12 х 10 мес.) + (2212,08:30х15 дней в неполном месяце).
Недоимка по обязательному медицинскому страхованию за период с 01.01.2018 по 15.11.2018 годы составила 5110 руб.(исходя из следующего расчета (5840:12 х 10 мес.) + (486,67:30х15 дней в неполном месяце).
Административному ответчику направлялось требование №27503 о необходимости оплатить задолженность по страховым взносам в срок до 25 декабря 2018 года, однако, оплата не была произведена.
Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю просит взыскать с Долгих Н.Н. по реквизитам, указанным в требовании, недоимку по страховым взносам за период с 01.01.2018 года по 15.11.2018 года, в размере 28 336 руб. 88 коп., из которых по обязательному пенсионному страхованию – 23 226 руб. 88 коп.; по обязательному медицинскому страхованию – 5 110 руб.
Административный истец-представитель Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным.
Административный ответчик Долгих Н.Н. в судебном заседании административный иск признала, пояснила, что не уплатила недоимку по страховым взносам, так как не имеет необходимых денежных средств.
Изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определен круг плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное пенсионное и медицинское страхование, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в вышеназванные фонды, а также контролем за исчислением и уплатой таковых, урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившим силу с 1 января 2017 года.
С 1 января 2017 года порядок уплаты страховых вносов регулируется главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу п. 3 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 425 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой (п. 1).
Согласно пункту 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В силу п. 5 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
В соответствии со ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п. 2).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п. 5).
Как следует из материалов дела, с 10 августа 2017 года Долгих Н.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 30.04.2019 года, административный ответчик Долгих Н.Н. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 15 ноября 2018 года.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п. 8).
Поскольку Долгих Н.Н. не исполнила обязанность по уплате страховых взносов за период с 01.01.2018 по 15.11.2018 года, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю, 06.12.2018 года заказным письмом направила налогоплательщику Долгих Н.Н. требование № 27503 об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 05.12.2018 года в размере 28 336 руб. 88 коп. по сроку уплаты до 25.12.2018 года.
В установленные сроки вышеуказанное требование исполнено не было.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что процедура направления требования в адрес Долгих Н.Н. была соблюдена.
На день разрешения судом административного спора суммы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23 226 руб. 88 коп. и обязательное медицинское страхование в размере 5110 руб., всего 28336 руб. 88 коп., административным ответчиком Долгих Н.Н. не уплачены.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю в суд.
Согласно расчету, произведенному Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю, недоимка по обязательному пенсионному страхованию за период с 01.01.2018 по 15.11.2018 годы составила 23 226, 88 руб.(исходя из следующего расчета: (26545:12 х 10 мес.) + (2212,08:30х15 дней в неполном месяце).
Недоимка по обязательному медицинскому страхованию за период с 01.01.2018 по 15.11.2018 годы составила 5110 руб.(исходя из следующего расчета (5840:12 х 10 мес.) + (486,67:30х15 дней в неполном месяце).
Всего недоимка по страховым взносам составляет 28 336 руб. 88 коп.(23226, 88 руб. + 5110 руб.).
Расчет недоимки по страховым взносам, произведенный административным истцом, является математически правильным, соответствует положениям главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не оспорен.
В силу абзацев 1, 3, 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
На основании абзаца 1 п. 2, абзацев 1 и 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
По делу установлено, что по требованию об уплате недоимки по страховым взносам №27503 от 05.12.2018 года в размере 28336 руб. 88 коп. по сроку уплаты до 25.12.2018 года, с учетом приведенных выше норм, Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю следовало обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа не позднее 25 июня 2019 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по указанным страховым взносам за указанный выше период Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье судебного участка №1 г.Бийска Алтайского края 19 марта 2019 года. Судебный приказ был вынесен мировым судьей 22 марта 2019 года. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявление Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю за уплатой недоимки по страховым взносам было подано в установленный законом шестимесячный срок.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка №1 г.Бийска Алтайского края был отменен 19 апреля 2019 года, о чем вынесено определение. После отмены судебного приказа Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась с административным иском в Бийский городской суд Алтайского края 12 августа 2019 года, также в установленный законом срок.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю порядка взыскания недоимки по страховым взносам.
Принимая во внимание изложенное, собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования являются законными, обоснованными и, соответственно, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Долгих Н.Н. надлежит взыскать государственную пошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 1050 руб. 11 коп.
Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю удовлетворить.
Взыскать с Долгих Натальи Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, недоимку по страховым взносам за период с 01.01.2018 года по 15.11.2018 года, в размере 28 336 руб. 88 коп. из них:
23 226 руб. 88 коп. на обязательное пенсионное страхование (КБК 18210202140061110160, ОКТМО(ОКАТО) 01705000);
5110 руб. на обязательное медицинское страхование (КБК 18210202103081013160, ОКТМО(ОКАТО) 01705000.
Взыскать с Долгих Натальи Николаевны государственную пошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 1050 руб. 11 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья ( подпись) В.Н.Ануфриев