№ 2а-344/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«3» октября 2019 года г. Приволжск
Приволжский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Философова Д.С.,
при секретаре Шеламовой И.Н.,
с участием представителя административного истца Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области Михайловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области к Администрации Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
установил:
Администрация Приволжского муниципального района Ивановской области обратилась в Приволжский районный суд Ивановской области с административным иском к Администрации Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области, в котором просила признать незаконным и подлежащим отмене Постановление Администрации Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области от 29.12.2016 года № «Об учете нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Административные исковые требования мотивированы тем, что Постановлением Администрации Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области от ДАТА № «Об учете нуждающихся в улучшении жилищных условий» Груздев В.Г. признан малоимущим и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. С 01.01.2017 года полномочия по признанию граждан малоимущими и их учета в качестве нуждающихся в представлении жилых помещений по договорам социального найма с личными делами граждан переданы Приволжскому муниципальному району Ивановской области в связи утратой силы по истечении срока действия Закона Ивановской области от 28.11.2014 года № 92-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Ивановской области». Административный истец считает, что Постановление Администрации Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области от 29.12.2016 года № «Об учете нуждающихся в улучшении жилищных условий» вынесено без соблюдения требований действующего на момент его вынесения законодательства, без предоставления заявителем полного перечня документов, без проведения расчетов, указанных в ст. 5, ст. 9-11 Закона Ивановской области от 17.05.2006 года № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области». Указанным Постановлением в настоящее время нарушаются права Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области в виде необоснованного наложения обязанности по предоставлению Груздеву В.Г. жилого помещения по договору социального найма. О нарушении прав административному истцу стало известно при обращении Груздева В.Г. в Приволжский районный суд Ивановской области с иском к Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области об предоставлении жилого помещении по договору социального найма в августе 2019 года.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области – Михайлова А.А., действующая на основании доверенности от 04.09.2019 года № (л.д. 6), поддержала требования административного иска в полном объеме.
Административный ответчик Администрация Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области явку своего представителя в суд не обеспечила. О дате, времени и месте судебного заседании извещена надлежащим образом. В материалах дела представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. Возражений против удовлетворения административного иска, против рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства не заявлено (л.д. 46).
Заинтересованное лицо Груздев В.Г. в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседании извещен надлежащим образом. В материалах дела представлен письменный отзыв на иск, в котором Груздев В.Г. считает требования административного иска необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Возражений против рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства не заявлялось.
Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. С учетом изложенного суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие административного ответчика, заинтересованного лица, их представителей.
Выслушав представителя административного истца Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области – Михайлову А.А., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов).
Согласно ч.ч. 8, 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что постановлением Администрации Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области от 29.12.2016 года № «Об учете нуждающихся в улучшении жилищных условий» Груздев В.Г. в составе семьи из 1 человека, зарегистрированный по адресу: <адрес>, на основании решения жилищной комиссии от 29.12.2016 года № Администрации Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области признан малоимущим и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 38).
Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищного кодекса Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (п.п. 3, 7 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, жилищное законодательство гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Закона Ивановской области от 17.05.2006 года № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
К заявлению о принятии на учет прилагаются: 1) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи); 2) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно: а) выписка из домовой книги; б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения); в) справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, представляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя; г) акт проверки жилищных условий (приложение N 1 к настоящему Закону); д) выписка из технического паспорта жилого помещения, занимаемого заявителем и членами его семьи; е) договор о стационарном социальном обслуживании гражданина в государственном стационарном учреждении социального обслуживания населения Ивановской области, утратившего право на жилые помещения государственного и (или) муниципального фонда (для граждан, проживающих в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения Ивановской области); 3) документы о признании гражданина малоимущим; 4) документы, подтверждающие право на предоставление жилых помещений вне очереди.
Из учетного дела следует, что Груздевым В.Г. представлены документы согласно указанному перечню в том числе о состоянии жилого дома, в котором расположена квартира, в которой был зарегистрирован Груздев В.Г., об уровне его дохода, которых было достаточно для принятия Администрацией Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области как органом местного самоуправления решения в пределах своих полномочий обжалуемого постановления (л.д. 16-40).
Довод административного истца о неправомерности обжалуемого постановления со ссылкой на то, что Администрацией Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области не было совершено дополнительных запросов, обращений в целях проверки предоставленных Груздевым В.Г. сведений и документов, отклоняется судом на том основании, что совершение указанных действий в силу ч. 4 ст. 5 Закона Ивановской области от 17.05.2006 года № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» является правом органа местного самоуправления.
Согласно п. 10, п. 11 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015 года, граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, если из представленных ими документов в целях постановки на учет усматривалось, что не имелось оснований для постановки их на указанный учет (п. 10). Выявление в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сведений, не соответствующих действительности, может служить основанием для снятия граждан с учета по п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, что именно эти сведения могли повлиять на принятие решения о постановке указанных граждан на учет (п. 11).
Поскольку оспариваемое постановление принято уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением требований законодательства, в том числе устанавливающего порядок принятия обжалуемого постановления, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, не установлено, доказательств наличия таких нарушений не представлено с учетом того, что в силу п. 6) ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесено к вопросам местного значения, полномочия по исполнению которых были переданы от сельского поселения Приволжскому муниципальному району Ивановской области.
Согласно п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2018 года, для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с утратой силы Закона Ивановской области от 28.11.2014 года № 92-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Ивановской области» с 01.01.2017 года полномочия по признанию граждан малоимущими и их учета в качестве нуждающихся в представлении жилых помещений по договорам социального найма с личными делами граждан переданы Приволжскому муниципальному району Ивановской области».
Согласно п. 53 акту приема-передачи от 28.12.2017 года Администрация Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области передала, а Администрация Приволжского муниципального района Ивановской области приняла в том числе учетные дела граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в том числе в отношении Груздева В.Г. (л.д. 11-15, 16-40).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1, ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Администрация Приволжского муниципального района Ивановской области как орган местного самоуправления знала о передаче ей полномочий в том числе в сфере обеспечения жильем граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, подтверждается фактом предложений Груздеву В.Г. на основании его обращения жилого помещения, для заключения в отношении него договора социального найма, от которого Груздев В.Г. отказался. В установленном порядке процедура снятия Груздева В.Г. с учета Администрацией приволжского муниципального района Ивановской области не инициировалась.
Доказательств уважительности причин пропуска установленного срока административным истцом не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области как органу местного самоуправления не позднее 28.12.2017 года было известно о принятии Администрацией Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области Постановления от 29.12.2016 года № «Об учете нуждающихся в улучшении жилищных условий».
На основании изложенного, исходя из положений ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный трехмесячный срок на обращение в суд с административным иском о признании незаконным и подлежащим отмене Постановление Администрации Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области от 29.12.2016 года № «Об учете нуждающихся в улучшении жилищных условий», в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении административного иска Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области к Администрации Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области о признании незаконным и подлежащим отмене Постановления Администрации Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области от 29 декабря 2016 года № «Об учете нуждающихся в улучшении жилищных условий» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Философов Д.С.
Решение суда в окончательной форме принято 10 октября 2019 года.