Дело № 2а-3196/2019
УИД: 21RS0023-01-2019-000681-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Николаева Александра Геннадьевича к администрации города Чебоксары о признании решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения незаконным и о возложении обязанности согласовать проект переустройства и перепланировки жилого помещения,
установил:
Николаев А.Г. обратился с административным иском, в котором просит признать незаконным решение администрации города Чебоксары № ----- от дата об отказе в согласовании перепланировки квартиры № ----- дома № ----- по адрес, указав в нем, что он является собственником данного жилого помещения. дата он обратился в администрацию города Чебоксары с заявлением по установленной форме о согласовании перепланировки, приложив к нему предусмотренные нормами жилищного законодательства документы. Оспариваемым решением орган местного самоуправления отказал ему в удовлетворении данного заявления со ссылкой на то, что проект перепланировки не соответствует требованиям закона, поскольку предусматривает демонтаж ограждающих конструкций, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного жилого дома, что допускается с согласия собственников таких помещений. Данный отказ, полагает истец, является незаконным и нарушает его права. В обоснование своих доводов истец ссылается на положения ст. 15, 16 ЖК РФ, а также на позицию Верховного суда Российской Федерации, сформулированную в определении от 03.07.2018 по делу № 19КГ18-9.
В судебном заседании истец и его представитель не присутствовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истец направил в адрес суда заявление о разрешении данного спора без его участия.
Представитель ответчика в судебном заседании также не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пунктов 7, 9.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, а также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.
Право на обращение в суд с административным исковым заявлением закреплено в ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ, согласно которой каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Суды в порядке, предусмотренном указанным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, для признания недействительным оспариваемого акта органа местного самоуправления необходимо, чтобы он одновременно не соответствовал закону или иному нормативному правовому акту и нарушал права и законные интересы лица, обратившегося с соответствующим требованием, либо создавал ему иные препятствия для их осуществления.
Применительно к данному спору истцом оспаривается отказ администрации города Чебоксары в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, которые истец связывает с необходимостью повышения уровня благоустройства жилого помещения для удовлетворения планировочных и эстетических потребностей, увеличения освещенности жилых комнат и кухни.
Судом установлено, что истцу принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, дом № ----- квартира № -----. дата истцом в администрацию города Чебоксары подано заявление о согласовании проекта переустройства и перепланировки данного жилого помещения. Оспариваемым решением ему было отказано в удовлетворении данного заявления на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ - несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Права и обязанности собственника жилого помещения закреплены в ст. 30 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом; собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом; собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме определен ст. 36 ЖК РФ, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в частности, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (п.3 ч.1).
Действующее законодательство, в частности, «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» предусматривает, что жилое здание должно быть запроектировано, возведено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около дома, при входе и выходе из дома, а также при пользовании его элементами и инженерным оборудованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
При этом, проект считается оформленным в установленном порядке, если в отношении мероприятий, проведение которых предусмотрено проектом, получено заключение компетентных органов (организаций) о соответствии их установленным требованиям и о том, что в переустроенном (перепланированном) состоянии жилое помещение не создает угрозу жизни или здоровью граждан.
Таким образом, в результате перепланировки и переустройства жилое помещение должно соответствовать предъявляемым к нему требованиям и отвечать требованиям, предъявляемым к его эксплуатации.
Согласно ч. 1 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае непредставления определенных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых с учетом ч. 2.1 ст. 26 данного кодекса возложена на заявителя, а также несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Судом установлено, что жилой многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение истца, является зданием каркасной конструктивной схемы, на основе сборно-монолитного железобетонного каркаса с ограждающими конструкциями. Вертикальными несущими элементами здания являются монолитные железобетонные колоны и кирпичные стены.
Из материалов дела следует, что предложенная истцом перепланировка предусматривает увеличение проемов между лоджиями и помещениями путем частичного демонтажа кладки внутренних стен из газобетонных блоков и последующее возведение на их месте новых конструкций в виде панорамных сдвижных оконных блоков между лоджиями и помещениям.
Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8); эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10).
Согласно статье 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, деформации недопустимой величины строительных конструкций, повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (пункты 1, 3 и 4).
Часть 2 статьи 36 названного Федерального закона устанавливает, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Порядок технической эксплуатации жилищного фонда регламентируются постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170, утвердившим Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Целью данных Правил является обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере.
Раздел IV Правил регулирует вопросы технического обслуживания и ремонта таких строительных конструкций, как балконы, козырьки, лоджии и эркеры (пункт 4.2.4), и включает пункт 4.2.4.9, согласно абзацу шестому которого не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы. С учетом того, что повреждения и деформация в целом представляют собой отдельное несоответствие конструкций требованию, установленному проектом, данное правовое регулирование обеспечивает соответствие параметров и других характеристик указанных строительных конструкций требованиям проектной документации, а также их надлежащее техническое состояние, что отвечает нормам Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Выполнение работ по устройству проемов должно осуществляться в соответствии с требованиями части 2 статьи 5 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона.
При этом часть 3 статьи 16 Федерального закона, закрепляющая требования к обеспечению механической безопасности зданий или сооружений, устанавливает, что в расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также усилия, вызываемые деформацией строительных конструкций и основания. Для элементов строительных конструкций, характеристики которых, учтенные в расчетах прочности и устойчивости здания или сооружения, могут изменяться в процессе эксплуатации под воздействием климатических факторов или агрессивных факторов наружной и внутренней среды, в том числе под воздействием технологических процессов, которые могут вызывать усталостные явления в материале строительных конструкций, в проектной документации должны быть дополнительно указаны параметры, характеризующие сопротивление таким воздействиям, или мероприятия по защите от них.
Таким образом, конструкции для удовлетворения требованиям по безопасности должны иметь такие начальные характеристики, обоснованные расчетами, результатами исследований и иными способами, чтобы с надлежащей степенью надежности при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.
Согласно пункту 8.4.6 «СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» конструкции следует содержать таким образом, чтобы они выполняли свое назначение, предусмотренное в проекте, за весь установленный срок службы здания или сооружения. Необходимо соблюдать режим эксплуатации бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений, исключающий снижение их несущей способности, эксплуатационной пригодности и долговечности вследствие грубых нарушений нормируемых условий эксплуатации.
Учитывая, что нормой п. 4.2.4.9 Правил запрещено расширение проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданиях в широком смысле, предполагающее не только его увеличение в ширину, но и любое изменение его размера, способное повлечь за собой ослабление конструкции, правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным суд не усматривает. При этом наличие экспертного заключения, составленного по заявлению истца, суд не может рассматривать в качестве безусловного основания для признания доводов истца об отсутствии угрозы конструкции дома, поскольку эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы истца о том, что перепланировка предусмотрена проектом, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку при подготовке проекта перепланировки какого-либо инструментального обследования не проводилось, вывод о возможности перепланировки сделан на основании имеющейся строительной документации.
Кроме того, владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме (ином объекте) осуществляется на основании согласованного волеизъявления участников долевой собственности. При этом уменьшение размера общей собственности не допускается (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Это объясняется тем, что законодатель предусматривает специальную форму согласования волеизъявления собственников имущества многоквартирного дома через общее собрание всех собственников общего имущества.
Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе выделять в натуре свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 37 ЖК РФ).
Таким образом, правовой режим общего имущества в многоквартирном доме, помещения в котором принадлежат нескольким собственникам, имеет целый ряд отличий, что объясняется особенностью как субъектного состава правообладателей, так и самого объекта права. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме также имеет существенные особенности по сравнению с общими правилами владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в долевой собственности.
Из чего следует, что вопросы управления общим имуществом многоквартирного дома, находящегося в общей долевой собственности собственников квартир, могут решаться только по воле всех собственников жилых помещений в этом доме.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ данную деятельность собственники общего имущества осуществляют совместно через общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Данные правовые нормы в их взаимосвязи со ст.ст. 290, 304 ГК РФ направлены на соблюдение баланса интересов всех собственников помещений в многоквартирном доме, владеющих общим имуществом на праве общей долевой собственности, по вопросу о пользовании общим имуществом, что исключает возможность использования части общего имущества в личных целях без согласия всех собственников.
Применительно к данному спору в материалах дела доказательства, свидетельствующие о получении ответчиком согласия собственников помещений многоквартирного жилого дома на демонтаж ограждающей конструкции как части общего имущества, отсутствуют.
Суд также учитывает и то обстоятельство, что проведенное переустройство (перепланировка) жилого помещения при отсутствии решения органа местного самоуправления о его согласовании является самовольным в силу части 1 статьи 29 ЖК РФ. В данном случае переоборудование (перепланировка) спорной квартиры, как следует из приложенного к экспертному заключению фотоматериала, уже выполнена истцом, что свидетельствует о ее самовольном характере. В данном случае законом предусмотрен иной способ защиты нарушенного права (ч.4 ст. 29 ЖК РФ).
При таких обстоятельствах доводы истца о незаконности оспариваемого решения не могут быть признаны обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного иска Николаева Александра Геннадьевича о признании незаконным решения администрации города Чебоксары № ----- от дата об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения и о возложении обязанности согласовать проект переустройства и перепланировки квартиры № ----- дома № ----- по адрес, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 24 июня 2019 года.