<данные изъяты>
№2-115/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 25 января 2016 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего - судьи Завьяловой А.В.,
при секретаре – Толстых М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-115/2015 по иску Шумиловой <данные изъяты> к Администрации Ялуторовского района Тюменской области об обязании принять в муниципальную собственность квартиру, обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Шумилова С.Д. обратилась в суд с иском к Администрации Ялуторовского района Тюменской области о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и о понуждении произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанную квартиру.
Свои исковые требования мотивировала тем, что в 1986 году ей в связи с работой в Бердюгинском отделении Тюменской облсельхозтехники, для проживания была предоставлена <адрес> в <адрес> Ялуторовского <адрес>. В настоящее время в данной квартире проживают и зарегистрированы: сын Созонов А.Н., дочь Созонова Н.Н., внук ФИО1, внучка ФИО2 Отсутствие зарегистрированных прав на вышеуказанную квартиру, подтверждается следующими документами: уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 17.12.2015 г.; справкой Ялуторовского городского отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 14.12.2015 г. за № 830; информацией, предоставленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области; информацией Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26.10.2015 г. за № 13238; выпиской из реестра муниципальной собственности отдела земельных и имущественных отношений Администрации Ялуторовского района от 23.11.2015 г. за № 02-01/360.
Истица обращалась с просьбой о приватизации квартиры в администрацию Ялуторовского района Тюменской области, но ей было разъяснено, что администрация Ялуторовского района Тюменской области в процедуре приватизации указанной квартиры участвовать не может, так как квартира не является муниципальной собственностью Ялуторовского района (письмо № 226/3775 от 10.12.2015 года).
Вселившись в жилое помещение на законных основаниях, и проживая в указанном жилом помещении длительное время, она добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным, осуществляет все расходы, связанные с его содержанием.
В связи с тем, что права на квартиру ни за кем не зарегистрированы и квартира находится на территории Ялуторовского района, она подлежит передаче в муниципальную собственность Ялуторовского района.
Истица Шумилова С.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Ялуторовского района Тюменской области Новоселова Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Указала, в письменном ходатайстве, что последствия признания исковых требований ей разъяснены и понятны (л.д.64).
Представитель третьего лица Администрации Петелинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела судом уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Суд признает неявку представителя третьего лица Администрации Петелинского сельского поселения, не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Представитель третьего лица Ялуторовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела судом уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия, решение принять на усмотрение суда (л.д.49). Суд признает неявку представителя третьего лица Администрации Петелинского сельского поселения не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Третьи лица Созонов А.Н., Созонова Н.Н., действующая от своего имени и от имени и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в которых также указали, что с иском согласны (л.д. 61-62). Суд признает неявку третьих лиц Созонова А.Н., Созоновой Н.Н., не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Выслушав лиц, присутствовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, исследовав материалы дела № 2-1082/2015, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Шумиловой С.Д. к Администрации Ялуторовского района Тюменской области.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из трудовой книжки истицы Шумиловой С.Д., серии № (л.д.13-16) следует, что истица Шумилова С.Д. с 18 января 1976 года по 30 сентября 2002 года работала в Бердюгинском отделении «Сельхозтехника», которое 18 ноября 1981 года было преобразовано в Бердюгинское отделение Тюменской облсельхозтехники, 14 февраля 1987 года преобразовано в Производственное предприятие «Бердюгиноремтехпред», 14 апреля 1993 года преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Бердюгинское ремтехпредприятие», 15 октября 2001 года переименовано в Открытое акционерное общество «Бердюгинское ремтехпредприятие».
Судом установлено и не оспорено сторонами, что в 1986 году истцу Шумиловой С.Д. Бердюгинское отделение Тюменской облсельхозтехники представило для проживание квартиру по адресу: <адрес>.
Каких-либо договоров аренды, найма и купли-продажи между истцом и Бердюгинское отделение Тюменской облсельхозтехники заключено не было, но с 10 мая 1979 года по настоящее время истица зарегистрирована по месту жительства в спорной квартире, что подтверждается справкой Межрайонного отдела УФМС России по <адрес> от 01 декабря 2015 года (л.д.23).
Также указанной справкой подтверждается, что кроме истицы Шумиловой С.Д. в <адрес> по адресу: <адрес>, также по настоящее время зарегистрированы: Созонов А.Н. с 03 октября 2007 года, Созонова Н.Н. с 03 октября 2001 года, ФИО1 с 06 февраля 2008 года, ФИО2 с 08 февраля 2010 года (л.д. 23).
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17 декабря 2015 года (л.д.18), что не опровергнуто ответчиком, сведения о зарегистрированных правах на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Из справки о принадлежности от 25 декабря 2015 года, выданной Ялуторовским городским отделением Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», по состоянию на 11.01.1999 года следует, что право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, не зарегистрировано (л.д.19).
Отсутствие указанного объекта недвижимого имущества в реестрах федерального имущества РФ, государственного имущества Тюменской области, муниципальной собственности Ялуторовского района подтверждается сведениями, предоставленными: Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области от 26 октября 2015 года (л.д. 20); Департаментом имущественных отношений Тюменской области от 26 октября 2015 года (л.д. 21); Администрацией Ялуторовского района Тюменской области 23 ноября 2015 года (л.д. 22).
Кроме того судом установлено, что 06 апреля 1994 года между Главой Администрации Петелинского Сельского Совета и советом директоров и правления АООТ «Бердюгинское ремтехпредприятие» был утвержден План приватизации жилья АООТ «Бердюгинское ремтехпредприятие» (л.д. 71).
Приказом № 201/05 от 02 декабря 1999 года Комитета по управлению Государственным имуществом (л.д. 66) утверждены изменения и дополнения к плану приватизации «Бердюгинское ремтехпредприятие», утвержденного 21.01.1993 года № 52, а именно на основании Постановления Президента РФ от 07 марта 1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения субъектов РФ в муниципальную собственность», внесли изменения в Первый раздел, второй подраздел, пункт 9 дополнили: «…жилой фонд, не вошедший в уставный капитал АООТ «Бердюгинское ремтехпредприятие» передается в муниципальную собственность Ялуторовского района, согласно приложения 1» (л.д. 67-68), где под № 15 указан вышеуказанный деревянный жилой дом, в котором находиться спорная квартира.
Как следует из информации Администрации Ялуторовского района Тюменской области от 25 мая 2015 года (л.д. 69), по плану приватизации АООТ «Бердюгинское ремтехпредприятие» были переданы не все объекты недвижимости в муниципальную собственность Ялуторовского района. Перечень жилых помещений был утвержден решением Думы Ялуторовского района № 13 от 10 декабря 2002 года «Об утверждении перечня жилых помещений, передаваемых из частной собственности АООТ «Бердюгинское ремтехпредприятие» в муниципальную собственность объединенного МО Ялуторовский район». В муниципальную собственность Ялуторовского района были приняты те объекты недвижимости, на которые имелась техническая документация (технические паспорта).
Указанные обстоятельства подтверждены представителем ответчика в ходе судебного разбирательства, доказательств уважительности причин столь длительного срока не принятия занимаемого истицей Шумиловой С.Д. жилого помещения в муниципальную собственность, ответчиком, в силу ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 212 Гражданского кодекса РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
До принятия постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей и муниципальную собственность» все объекты, независимо от того, на чьем балансе они находились, являлись государственной собственностью.
Согласно п. 2 указанного постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежали передаче в муниципальную собственность.
Приложением 3 Постановления определялся перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности, которые состояли из объектов социальной направленности, служащих удовлетворению потребностей населения соответствующих муниципалитетов, это: жилищный и нежилой фонд, обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной структуры городов, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, находящиеся на территории муниципалитетов предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, учреждения и объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта).
Статья 9 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» предусматривала, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Из анализа указанных норм материального права судом установлено, что при приватизации государственных предприятий либо при их ликвидации жилищный фонд, находившийся в их ведении, подлежал передаче в муниципальную собственность.
Следовательно, квартира по адресу: <адрес>, по поводу которой возник спор, подлежала передаче в муниципальную собственность в силу закона, что и было сделано существовавшим на тот момент АООТ «Бердюгинское ремтехпредприятие».
Однако, как установлено судом из материалов дела и пояснений ответчика в ходе судебного разбирательства, указанная квартира не была принята в муниципальную собственность сразу после утверждения плана приватизации АООТ «Бердюгинское ремтехпредприятие», поскольку на неё не имелось технической документации (технического паспорта). Квартира № в вышеуказанном жилом доме была приватизирована ранее, что не оспорено представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.
Суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», деятельность органов муниципального образования должна осуществляться, в том числе и исходя из интересов населения.
Принимая во внимание все изложенное, суд полагает, что в рассматриваемом случае неисполнение администрацией Ялуторовского района Тюменской области обязанности, возложенной на нее законом, в частности по принятию квартиры, по поводу которой возник спор, в муниципальную собственность, нарушают права гражданина.
Судом установлено, что в период с 02 декабря 1999 года по настоящее время ответчиком по каким-то причинам не предпринимались меры по оформлению принятия жилого помещения по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность, при этом, в данной квартире продолжают быть зарегистрированы и проживать по настоящее время истица Шумилова С.Д. и третьи лица – семья Созоновых. Доказательств иного ответчиком суду не представлено.
Кроме того истица Шумилова С.Д. обращалась к ответчику Администрации Ялуторовского района с заявлением о заключении с ней договора социального найма указанного жилого помещения и оформлении договора на передачу жилого помещения в собственность. Однако Администрацией Ялуторовского района ей было отказано, по причине того, что квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью Ялуторовского района (л.д.17).
Представителем ответчика Администрации Ялуторовского района Тюменской области заявлено о признании иска Шумиловой С.Д. о принятии квартиры в муниципальную собственность (л.д. 64).
Положениями ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что ответчик вправе признать иск.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд полагает, что признание ответчиком исковых требований истца подлежит принятию судом, так как это не нарушает прав и законных интересов сторон, и иных лиц.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования о возложении обязанности на Администрацию Ялуторовского района Тюменской области принять в муниципальную собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.
Согласно абз. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 17 указанного Закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты.
Как было разъяснено Президиумом ВАС РФ в п. 6 Информационного письма от 21.07.2009 N 132 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения соответствующей записи.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования об обязании Администрации Ялуторовского района Тюменской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на вышеуказанную квартиру, являются обоснованными и также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2016 ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░