Дело №2а-2247/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 09 сентября 2019 года
Тракторозаводский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дудникова А.А.,
при секретаре Чернышовой Н.М.,
с участием административного ответчика Малых Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области к Малых Е.А. о восстановлении срока подачи административного иска в суд, взыскании обязательных платежей,
установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Малых Е.А. о взыскании обязательных платежей.
В обоснование заявленных требований указывает, что на налоговом учете в МИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ состоит Малых Е.А., ДАТА ИЗЪЯТА года рождения, уроженка АДРЕС ИЗЪЯТ. В соответствии с п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели: физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с сдачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию определенных видов страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации в Федеральную налоговую службу с 01 января 2017 года. За ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов предусмотрено обеспечение исполнения обязательства в виде пени. Исполнение указанной обязанности является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта. Неисполнение обязанности установленной ст.. 45 НК РФ явилось основанием для направления плательщику страховых взносов, в порядке ст. 69 НК РФ требования № 476550 от 06 декабря 2017 года об уплате задолженности: по пене по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст.227 НК РФ в размере 120922 рублей 50 копеек; по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 95 рублей 95 копеек; по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 4163 рублей 13 копеек; по пене по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 33343 рублей 18 копеек, которое осталось без исполнения. 13 июня 2018 года судом был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с Малых Е.А., однако, в соответствии со ст. 123.7 КАС РФ по поступившим возражениям от должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, 07 августа 2018 года он был отменен. При этом суд разъяснил взыскателю право на повторное обращение с соответствующим заявлением в суд в порядке искового производства. Малых Е.А. до настоящего времени задолженность не погасила, в связи с чем у налогового органа имеются основания для взыскания суммы задолженности в судебном порядке. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит восстановить срок на подачу административного искового заявления в отношении Малых Е.А., взыскать с Малых Е.А. в пользу Межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области задолженность по требованию №476550 от 06 декабря 2017 года в общей сумме 158524 рубля 76 копеек.
Административный истец МИФНС России №9 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Административный ответчик Малых Е.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав возражения административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 5 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 3 ч. 1 ст. 48 НК Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК Российской Федерации).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 ч. 2 ст. 48 НК Российской Федерации).
Судом установлено, что на налоговом учете в МИФНС России №9 по Волгоградской области состоит Малых Е.А., которая в период с 29 сентября 2014 года по 02 апреля 2015 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 21 июня 2019 года (л.д. 8-11).
В соответствии с п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели: физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате страховых взносов, МИФНС России №9 по Волгоградской области начислены пени и направлено требование №476550 от 06 декабря 2017 года об уплате задолженности: по пене по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст.227 НК РФ в размере 120922 рублей 50 копеек; по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 95 рублей 95 копеек; по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 4163 рублей 13 копеек; по пене по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 33343 рублей 18 копеек (л.д. 12-13).
13 июня 2018 года исполняющем обязанности мирового судьи судебного участка №11 Волгоградской области – мировым судьей судебного участка №110 Волгоградской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам с Малых Е.А., однако, в соответствии со ст. 123.7 КАС РФ по поступившим возражениям должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, 07 августа 2018 года он был отменен (л.д. 17).
Административное исковое заявление подано в Тракторозаводский районный суд г.Волгограда 30 июля 2019 года, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
В иске административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.
При этом возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О). Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Однако каких-либо причин пропуска срока налоговым органом в ходатайстве не приведено. Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС Российской Федерации, пропущен без уважительных на то причин.
При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, налоговому органу должны быть известны правила обращения в суд с административным иском о взыскании пеней и штрафа.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ходатайство административного истца о восстановлении срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, поскольку административным истцом пропущен срок подачи настоящего заявления в суд, требования Межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области к Малых Е.А. о взыскании обязательных платежей удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 286 КАС РФ, суд,
решил:
В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области к Малых Е.А. о восстановлении срока подачи административного иска в суд, взыскании по требованию №476550 от 06 декабря 2017 года задолженности: по пене по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст.227 НК РФ в размере 120922 рублей 50 копеек; по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 95 рублей 95 копеек; по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 4163 рублей 13 копеек; по пене по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 33343 рублей 18 копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Тракторозаводский районный суд города Волгограда.
Судья А.А. Дудников
Справка: решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2019 года.