Решение по делу № 8Г-1020/2020 [88-2154/2020] от 04.02.2020

88-2154/2020

2-604/2018

27RS0002-01-2018-000808-30

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 марта 2020 года                                 город Владивосток

    Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Соловьевой О.В.

судей Старовойт Р.К., Власенко И.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Хабаровского края» о признании права на назначение и получение пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, признании незаконным бездействия в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет,

по кассационной жалобе ФИО7,

на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 октября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., пояснения Соловьева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» - Капустиной Л.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Соловьев А.В. обратился в суд с названным иском, указав, что проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, впоследствии в Вооруженных Силах Российской Федерации. 9 апреля 2012 года был уволен с военной службы с зачислением в запас по подпункту «б» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу. Приказом врио начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России был исключен из списков личного состава регионального центра и снят со всех видов обеспечения, его выслуга лет на военной службе на дату увольнения составила 35 лет 3 месяца в календарном исчислении, 44 года 9 месяцев в льготном исчислении. На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 2012 года № 418 и приказа МЧС России от 9 апреля 2012 года № 49-НС был назначен на должность начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России. С 22 августа 2017 года уволен со службы в связи с сокращением занимаемой должности. 28 августа 2017 года обратился в военный комиссариат Хабаровского края с заявлением о назначении пенсии по линии Министерства обороны России. В ответе на обращение военным комиссаром Хабаровского края отказано в назначении указанной пенсии со ссылкой на то, что его пенсионное обеспечение подлежит установлению в соответствии с ведомственной принадлежностью последнего места службы. С решением ответчика не согласен, так как право на получение военной пенсии у него возникло с момента увольнения с военной службы и может быть реализовано в любой момент. Просил признать право на назначение и получение пенсионного обеспечения по линии Министерства обороны Российской Федерации, признать незаконным бездействие военного комиссариата Хабаровского края в назначении ему пенсии за выслугу лет, возложить обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» назначить и выплачивать ему пенсию за выслугу лет из расчета выслуги лет на дату увольнения с военной службы в МЧС России (9 апреля 2012 года), с даты прекращения ему выплаты пенсии по выслуге лет по линии Министерства внутренних дел России.

Представитель ответчика исковые требования не признал. Указал на отсутствие оснований для назначения истцу пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, так как после увольнения истца с военной службы в связи с переходом в Государственную противопожарную службу МЧС России, где он продолжил службу, за назначением пенсии по линии Минобороны РФ он не обращался. Пенсия за выслугу лет назначена Соловьеву А.В. пенсионным органом МВД России.

Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований Соловьева А.В. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 6 сентября 2018 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым за Соловьевым А.В. признано право на назначение и получение пенсионного обеспечения от Министерства обороны РФ. На ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» возложена обязанность назначить и выплачивать Соловьеву А.В. пенсию за выслугу лет из расчета выслуги лет на дату увольнения с военной службы в МЧС РФ с даты прекращения выплаты пенсии по выслуге лет в МВД РФ.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 6 сентября 2018 года отменено, дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Соловьев А.В. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

В возражениях на кассационную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Соловьева А.В. – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав мнения сторон, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не имеется.

Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» обеспечивает лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права - в соответствии с частью первой его статьи 6, статьями 53 и 57 всем этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении; при этом предоставление лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено в том числе на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере (за исключением надбавок к пенсии, предусмотренных для неработающих пенсионеров) в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим пенсионерам.

Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Не исключая учет в нормативном правовом регулировании специфики и особенностей различных видов государственной службы, федеральный законодатель ввиду объективно схожих условий, в которых находятся лица, выполняющие задачи обеспечения охраны правопорядка и обороны страны, установил единый порядок и общие правила (условия) пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих.

Судами установлено, что Соловьев А.В. проходил военную службу с 1976 года, последняя занимаемая им должность на военной службе – начальник Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 2012 года № 418 и приказа МЧС России от 9 апреля 2012 года № 33-ВК генерал-майор Соловьев А.В. уволен с военной службы с зачислением в запас по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу. На дату увольнения выслуга лет Соловьева А.В. на военной службе составила 35 лет 3 месяца в календарном исчислении, в льготном исчислении - 44 года 9 месяцев.

После увольнения с военной службы Соловьев А.В. с заявлением о назначении ему пенсии по выслуге лет в пенсионные органы Минобороны России не обращался, пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации ему не назначалась.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 2012 года № 418 и приказа МЧС России от 9 апреля 2012 года № 49-НС Соловьев А.В. был назначен на должность начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России с присвоением специального звания генерал-майор внутренней службы и зачислением в кадры федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Приказом МЧС России от 23 марта 2017 года № 117-НС с учетом изменений, внесенных приказом от 2 мая 2017 года № 159-НС, Соловьев А.В. уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России с 22 августа 2017 года по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником.

Соловьеву А.В. была назначена пенсия за выслугу лет по линии МВД России с учетом периода военной службы.

28 августа 2017 года Соловьев А.В. обратился в ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» с заявлением о назначении пенсии по линии Минобороны России.

12 сентября 2017 года военным комиссариатом Хабаровского края сообщено об отсутствии у истца права на выбор органа, в котором он может получать пенсионное обеспечение, так как пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», осуществляется в зависимости от последнего места их службы.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 7, 39 Конституции Российской Федерации, статей 2, 6, 11, 14, 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1), статей 2, 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», разъяснениями Конституционного Суда РФ, исходили из того, что пенсионное обеспечение истца определяется его последним местом службы, вне зависимости от того, срок службы по какому ведомству составил большую часть выслуги. Поскольку Соловьев А.В. обратился за назначением пенсии по выслуге лет после увольнения из органов МЧС России, которые являлись для него последним местом службы, то органом, ответственным за его пенсионное обеспечение является МВД России.

Судами отмечено, что поскольку после увольнения с военной службы Соловьев А.В. в военный комиссариат за назначением пенсии не обращался и продолжил службу в органах Государственной противопожарной службы, у него не возникло право на пенсионное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации.

Выводы судов являются законными и обоснованными, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.

Доводы кассационной жалобы о несогласии истца с выводами судебных инстанций об отсутствии у него права на пенсионное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации, отклоняются, так как они направлены на неверное толкование норм материального права.

В соответствии со статьей 11 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей осуществляется пенсионным органом, в зависимости от последнего места службы. Поскольку последним местом службы Соловьева А.В. являлась Государственная противопожарная служба МЧС России, то при обращении в пенсионный орган МВД России истцу на основании положений статьи 11 вышеуказанного Закона верно назначена пенсия по выслуге лет.

Возможность перехода с пенсионного обеспечения в одном органе на пенсионное обеспечение в другой орган Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 предусмотрена только в том случае, если гражданин ранее получал пенсию в органе, на пенсионное обеспечение в котором он собирается перейти, и ее выплата ему была приостановлена в связи с поступлением на военную (правоохранительную) службу.

После увольнения с военной службы в 2012 году, Соловьев А.В. в военный комиссариат с заявлением о назначении пенсии по линии Министерства обороны РФ не обращался, пенсия ему военным пенсионным органом не назначалась и, следовательно, не приостанавливалась. Поэтому у истца не возникло право на ее получение.

Также не принимается во внимание довод кассационной жалобы истца о наличии у него права выбора пенсии на основании части 1 статьи 7 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1. В соответствии со статьей 1 названного Закона лицам, указанным в настоящей статье, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). В настоящем случае, Соловьев А.В. имеет право на один вид пенсии – за выслугу лет, предусмотренный Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1, который ему назначен пенсионным органом МВД России. Выбор же пенсионного органа, выплачиваемого указанную пенсию, прямо противоречит статье 11 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Доводы жалобы о несогласии с выводами судов по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявленным в судах, которым дана соответствующая правовая оценка.

Переоценка доказательств по делу в полномочия кассационного суда не входит.

Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению указанного вопроса, кассационным судом не установлено. Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                    О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Соловьева Александра Витальевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-1020/2020 [88-2154/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Соловьев Александр Витальевич
Ответчики
Военный комиссариат Хабаровского края
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Соловьева Оксана Владимировна
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее