РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Безенчук 27 сентября 2019 года
Безенчукский районный суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Штырлиной М.Ю.,
при секретаре Горбачевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-731/2019 по иску Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области к Климову ФИО9 о взыскании излишне полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности,
УСТАНОВИЛ :
Администрация м.р.Безенчукский Самарской области обратилась в Безенчукский районный суд Самарской области с иском к Климову С.А. о взыскании излишне полученной социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 367197,89 руб..
Иск мотивирован тем, что Климов С.А., являясь участником федеральной целевой программы «Устойчивое развитие села на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории – «молодая семья», на основании свидетельства № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности получил социальную выплату в размере 1 113 928,20 руб., в т.ч., за счет средств федерального бюджета в размере 39323,03 руб., средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере 1058676,00 руб., средств местного бюджета в размере 15929,17 руб., которые поступили в виде субсидии в бюджет муниципального района Безенчукский на основании Соглашения № заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и Администрацией м.р.Безенчукский Самарской области, для дальнейшего перечисления Климову С.А.. Данные суммы были зачислены на расчетный счет ответчика.
В соответствии с Типовым положением, утвержденным устанавливающим порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе, либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, гражданин, молодая семья, молодой специалист) (далее - Типовое положение), расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется, исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год, исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий, указанных в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением № к Государственной программе, за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года (п.13 Типового Положения).
Пунктом 15 Типового положения установлено, что, в случае, если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
В случае, если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической площади жилья.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждена стоимость 1 кв.м общей площади жилья в сельской местности на территории Самарской области в 2018 году для расчета размера социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в размере 29469 рублей.
Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ стоимость жилого дома общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1450 руб., фактическая стоимость 1 кв.м, приобретенного Климовым С.А. и членами его семьи жилого помещения составляет 19754,77 руб. ( 1450000 руб./73,4 кв.м). Таким образом размер субсидии, рассчитанный в соответствии с п.15 Типового положения, должен был составить 746730,31 руб. ( 19754,77 х 54 кв.м (норма предоставления общей площади жилья на семью из трех человек) х70%. Сумма излишне полученной ответчиком социальной выплаты составляет 367197,89 руб., которая подлежит возврату в бюджет, как неосновательное обогащение.
Климов С.А. был уведомлен о необходимости возврата излишне полученной социальной выплаты путем направления ему ДД.ММ.ГГГГ соответствующего уведомления, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Климов С.А. отказался вернуть денежные средства в добровольном порядке.
Представитель Администрации м.р.Безенчукский Самарской области Василенко Е.Г., действующая на основании доверенности № от 21.01.2019г., в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить.
Ответчик Климов С.А., его представитель Берестнев Д.П. просили в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.64-66).
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил иск удовлетворить в полном объеме, дело рассмотреть без участия представителя Министерства (л.д.42-47).
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» и Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов.
Приложением № к Правилам утверждено Типовое положение о предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
В соответствии с Типовым положением право на получение социальных выплат имеют граждане Российской Федерации, проживающие в сельской местности, в том числе молодые семьи и молодые специалисты, проживающие и работающие на селе, либо изъявившие желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства); работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, не являющимся ценной бумагой (далее - свидетельство). Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти) (п.12 Положения).
В соответствии с п.13 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется, исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год, исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий, указанных в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением № к Государственной программе, за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года (п.13 Типового Положения).
Пунктом 15 Типового положения установлено, что, в случае, если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
В случае, если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической площади жилья.
Согласно пунктам 17, 18 Типового положения определение размера социальной выплаты производится органом исполнительной власти в соответствии с пунктами 13 - 16 Типового положения. При этом получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 13 настоящего Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждена стоимость 1 кв.м общей площади жилья в сельской местности на территории Самарской области в 2018 году для расчета размера социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в размере 29469 рублей (л.д.24-25).
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2021 года» установлено, что субсидия расходуется органами местного самоуправления муниципальных образований на предоставление социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности, в размере, не превышающем 70 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определенной в соответствии с пунктом 13 Типового положения.
В соответствии с Соглашением о предоставлении в 2018 году субсидий за счет средств областного бюджета местному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования в Самарской области по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и Администрацией м.р.Безенчукский Самарской области, из бюджета Самарской области в 2018 году бюджету Безенчукского муниципального района предоставлены субсидии на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий, граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
30.12.2015 Климов С.А. обратился в Администрацию м.р.Безенчукский Самарской области о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие села на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории – граждане (л.д.19-20).
Из материалов дела следует, что Климову С.А., как участнику подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Программа Российской Федерации), государственной программы Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий <адрес> на 2014-2017 годы и плановый период до 2020 года», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – программа <адрес>), была предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на семью из 3-х человек в сумме 1 113 928,20 руб., в т.ч., за счет средств федерального бюджета в размере 39323,03 руб., средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере 1058676,00 руб., средств местного бюджета в размере 15929,17 руб., исходя из произведенного расчета: 54 кв.м * 29469* 70% =1 113 928,20 руб. (л.д.14).
Платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ со счета Управления финансами администрации м.<адрес> на счет ФИО2 были перечислены денежные средства в общей сумме 1 113 928,20 руб. (л.д.106-108).
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ответчиком и членами его семьи Климовой М.С., Климовой М.С. и продавцом ФИО6, Климов С.А., Климова М.С., Климова М.С. приобрели в общую долевую собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый №, с расположенным на нём жилым домом общей площадью <данные изъяты> назначение – жилое помещение, за 1 500 000 руб., в том числе земельный участок продан за 50 000 руб., жилой дом продан за 1450 000 руб.. (л.д.15-17).
По условиям договора стоимость приобретенного жилого помещения оплачена частично за счет собственных средств покупателя, частично за счет бюджетных средств (социальной выплаты в размере 1 113 928,20 руб.)
Фактическая стоимость приобретенного ответчиком 1 кв.м. жилья составила 19 754,77 руб. (1 450 000 руб. / 73,4 кв.м).
Таким образом, размер субсидии, рассчитанной в соответствии с пунктом 15 Типового положения, должен был составить 746730,31 руб. (1 450 000 руб. - стоимость приобретенного жилого помещения / 73,4 кв.м - фактическая площадь приобретения * 54 кв.м - норма предоставления общей площади на семью из трех человек)*70%.
В связи с тем, что фактическая стоимость 1 кв.м общей площади приобретенного ответчиком жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта РФ, в соответствии с пунктом 15 Типового положения, размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади приобретенного жилья.
Излишне полученная ответчиком социальная выплата составила 367197,89 руб. (1113 928,20 руб. – 746 730,31 руб.).
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу ст. 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: 1) о возврате исполненного по недействительной сделке; 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Согласно ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Действия ответчика не носят виновный характер, поскольку на получателя средств не возложена обязанность по осуществлению расчета размера социальной выплаты, однако это не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. Со стороны ответчика имело место неосновательное обогащение, учитывая, что Климов С.А. получил социальную выплату в размере 1 113 928,20 руб., превышающем размер такой социальной выплаты, установленный законодательством, соответственно, сумма переплаты является неосновательным обогащением и подлежит возврату.
Доводы ответчика и его представителя о том, что денежные средства, о взыскании которых истцом заявлены исковые требования, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения на основании п.3 ст. 1109 ГК РФ основаны на неверном толковании норм материального права.
Указанная социальная выплата не является денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, а переплата произошла вследствие счетной ошибки.
Нет оснований и для применения п. 4 ст. 1109 ГК РФ, поскольку денежные средства были переданы во исполнение существующего обязательства, доказательств того, что истец при выплате знал об ошибочности ее размера, не имеется.
Учитывая, что социальная выплата Климову С.А. произведена именно администрацией муниципального района Безенчукский Самарской области, оснований считать, что администрация является ненадлежащим истцом, не имеется.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности являются необоснованными. Поскольку перечисление социальной выплаты ответчику произведено истцом платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, срок исковой давности, определяемый в соответствии со ст.ст.196, 200 ГК РФ, не истек.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, от уплаты которых ситец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят, в т.ч., из государственной пошлины.
Принимая во внимание, что истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика в бюджет муниципального образования муниципальный район Безенчукский Самарской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 871, 98 коп. (5200 руб. + 1% суммы, превышающей 200 000 руб.).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1102 ГК РФ, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области к Климову Сергею Александровичу удовлетворить.
Взыскать с Климова ФИО10 излишне полученную социальную выплату в размере 367197,89 (триста шестьдесят семь тысяч сто девяносто семь) рублей, 89 коп., из них: 361946,96 руб. – средства федерального и областного бюджета; 5 250,93 руб. – средства местного бюджета, которые перечислить по реквизитам: УФК по Самарской области (Управление финансами Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области) р/с 40101810822020012001 Отделение Самара г.Самара БИК 043601001 ИНН 6362011639 КПП 636201001 ОКТМО 36604000, КБК 91221805030050000150 (для средств федерального и областного бюджета) КБК 91211302995050000130 (для средств районного бюджета).
Взыскать с Климова ФИО11 государственную пошлину в бюджет муниципального образования муниципальный район Безенчукский Самарской области в размере 6 871 (шесть тысяч восемьсот семьдесят один) руб. 98 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено 02 октября 2019 года.
СУДЬЯ М.Ю. Штырлина