Дело № 2-7938/11
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд
В составе председательствующей судьи Петровой Е.Е.
При секретаре Романовой Л.П.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
11 октября 2011 года дело по заявлению Лагута О.Н. к АМО ГО «Сыктывкар» и АМР «Удорский» о предоставлении жилого помещения, и
У с т а н о в и л :
Лагута О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к АМО ГО «Сыктывкар» и Администрации МР «Удорский» о предоставлении жилого помещения в городе Сыктывкаре не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании истица на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представители ответчика в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие по правилам главы 22 ГПК РФ с вынесением заочного решения по делу.
Выслушав объяснения истицы, исследовав письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Лагута О.Н. с 2006 г. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, т.к. отец Н.Л. умер ** ** ** г., мать М.В. решением Удорского районного суда от ** ** ** г. лишена родительских прав в отношении дочери.
На момент рассмотрения спора Лагута О.Н. зарегистрирована в кв.... дома № ... по ул.... пст.... Удорского района, который согласно Акту Межведомственной комиссии АМО МР «Удорский» признан непригодным для проживания. Фактически по указанному адресу истица не проживает, проживает с семьёй без регистрации в кв.... д.... по ул.... г.Сыктывкара, нанимателем которой является её свекровь В.Г.
Постоянным местом жительства Лагута О.Н. является город Сыктывкар.
На праве собственности Лагута О.Н. жилье не принадлежит. Сведений об обеспечении государством Лагута О.Н. жилым помещением в порядке реализации её льготы в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суду не представлено.
Согласно ст. 1 Закона РК №139-РЗ с 01.01.2011г. полномочиями по обеспечению граждан жильем в порядке ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделены органы местного самоуправления.
Постановлением Республики Коми №18 от 17.02.2011г. утвержден Порядок и условия внесения органами местного самоуправления в Республике Коми граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми до 01.01.2011г., а также граждан, состоящих на учете в органах местного самоуправления в Республике Коми, в списки граждан, нуждающихся в помещениях муниципального жилищного фронда, предоставляемых по договорам социального найма.
При отсутствии у Лагута О.Н. пригодного для проживания закрепленного жилого помещения, суд основывается на факте наличия у неё права на получение жилого помещения по заявленной льготе (сирота), которое в настоящее время подлежит реализации государством в порядке ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно положениям ст.8 Закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из содержания ст.13 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения», выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», право граждан на самостоятельный выбор своего места жительства не может быть ограничено иначе, чем на основаниях, предусмотренных законом.
Учитывая, что постоянным местом жительства Лагута О.Н. избран г. Сыктывкар, реализация её законных гарантий на получение жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, подлежит исполнению на территории г. Сыктывкара.
В настоящее время полномочия по предоставлению жилых помещений сиротам в порядке реализации имеющихся у них льгот на территории г. Сыктывкара возложена на Администрацию МО ГО «Сыктывкар», в связи с чем обязанность по предоставлению Лагута О.Н. жилого помещения следует возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар».
С учетом изложенного, а также того, что Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41., на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» подлежит возложению обязанность по предоставлению Лагута О.Н. благоустроенного жилого помещения в г. Сыктывкаре на условиях социального найма вне очереди на состав семьи ... человек общей площадью не менее ... кв.м.
Соответственно, в удовлетворении требований Лагута О.Н. к АМР «Удорский» о предоставлении жилья следует отказать, поскольку указанный ответчик не обладает полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма на территории г.Сыктывкара.
Руководствуясь ст.ст.194-199 и главой 22 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Обязать АМО ГО «Сыктывкар» предоставить Лагута О.Н. на состав семьи ... человек вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома общей площадью не менее ... кв.м. в черте г.Сыктывкара по договору социального найма.
В удовлетворении требований Лагута О.Н. к Администрации муниципального района «Удорский» о предоставлении жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней, а ответчиками – в Сыктывкарский суд в течение 7 дней со дня получения копии настоящего решения.
Председательствующий: Е.Е.Петрова