дело №2а-712/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 14 августа 2017 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Романовой О.А.,
с участием представителя административного истца администрации Костомукшского городского округа Тимофеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации Костомукшского городского округа к Территориальному отделу в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия о признании незаконным предписания в части,
установил:
Администрация Костомукшского городского округа обратилась в суд с названным иском, указав, что 28.04.2017 администрации Костомукшского городского округа главным специалистом - экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Баскаковой С.А. выдано предписание №33 об устранении нарушений санитарного законодательства. Считает пункты 1, 5 и 6 вышеуказанного предписания незаконными по следующим основаниям. Пунктом 1 оспариваемого предписания администрации надлежит привести качество горячей воды в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01, устанавливающими гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. По месту нахождения администрации города отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Горячее водоснабжение осуществляется за счёт трех бойлеров накопительного типа, установленных в санитарно-бытовых помещениях. Пунктом 5 предписания администрации города предписано обеспечить и осуществлять постоянно и регулярно в установленном порядке проведение дератизационных и дезинсекционных мероприятий в здании администрации. Здание, расположенное по адресу: РК, г. Костомукша, ул. Строителей, д. 5 является муниципальной собственностью. Согласно п. 3.5, 21 и 22 Регламента взаимодействия между МКУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью Костомукшского городского округа» (далее МКУ «КУМС») и администрацией Костомукшского городского округа, аппаратом Совета Костомукшского городского округа и финансовым органом Костомукшского городского округа, хозяйственное обслуживание, обеспечение технического и санитарно-гигиенического состояния здания администрации в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми к данным учреждениям относится к функциям МКУ «КУМС». Пунктом 6 предписано организовать и обеспечить проведение производственного контроля, в том числе лабораторно-инструментальных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для здоровья человека, однако в п. 4.1 СП 1.1.1058-01 орган местного самоуправления не указан. Административный истец считает, что пункты 1, 5 и 6 оспариваемого предписания нарушают права и законные интересы администрации Костомукшского городского округа, поскольку незаконно возложена обязанность совершения действий, противоречащих требованиям действующего законодательства.
Просит признать п.п. 1, 5 и 6 Предписания главного специалиста - эксперта территориального отдела в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия №33 от 28 апреля 2017 года, незаконными.
Определением суда от 26.07.2017 на основании ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Муниципальное образование «Костомукшский городской округ» в лице Совета Костомукшского городского округа, Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальной собственностью Костомукшского городского округа».
Представитель административного истца администрации Костомукшского городского округа Тимофеева А.А., действующая на основании доверенности, поддержала требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, и пояснила, что принятый Регламент взаимодействия между МКУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью Костомукшского городского округа» и администрацией Костомукшского городского округа, аппаратом Совета Костомукшского городского округа и финансовым органом Костомукшского городского округа определяет полномочия и функции по техническому содержанию и обеспечению в соответствии с санитарными требованиями здания, в котором расположена администрация города. Указанные документы были представлены должностному лицу, в том числе и при рассмотрении дела об административном правонарушении. Считает, что контролирующий орган незаконно возложил на администрацию обязанности по соблюдению санитарных норм и правил.
Представитель административного ответчика ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. В представленном письменном отзыве не согласен с доводами административного истца, просит отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель заинтересованного лица Муниципального образования «Костомукшский городской округ» в лице Совета Костомукшского городского округа, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.
Представитель заинтересованного лица МКУ «КУМС», извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, обсудив доводы и возражения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 24Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Статьей 25 указанного закона предусмотрено, что условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу пункта 70 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 N 764, в предписании об устранении выявленных нарушений должны быть указаны положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований и срок их исполнения.
Содержащиеся в предписании административного органа формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано.
Таким образом, предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, должно быть законным и обоснованным, понятным для исполнения.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 09 марта 2017 года №183137 о проведении плановой выездной проверки юридического лица в период с 01.04.2017 по 28.04.2017 ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах проведена проверка соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в сфере потребительского рынка, а также технических регламентов в администрации Костомукшского городского округа.
По результатам проведенной проверки главным специалистом - экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Б.С.А. в адрес администрации Костомукшского городского округа внесено предписание №33 от 28.04.2017.
В соответствии с п. 1 предписания администрации Костомукшского городского округа предписано в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ привести качество горячей воды (по органолептическим показателям) в соответствие с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Срок исполнения 01.11.2018.
Пунктом 5 предписания предписано в соответствии с требованиями СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», МУ 3.5.3.2949-11 «Борьба с грызунами в населенных пунктах, на железнодорожном, водном, воздушном транспорте», ст.ст. 24, 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ обеспечить осуществление постоянно и регулярно в установленном порядке проведение дератизационных и дезинсекционных мероприятий в здании администрации с предоставлением копии документов (копии договоров, копии актов выполненных работ и т.п.), подтверждающих организацию и проведение указанных мероприятий в территориальный отдел. Срок исполнения 01.11.2018.
Пунктом 6 предписания предписано в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.8 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 14.4 СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» СанПиН 2.2.2.1332-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике», ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ организовать и обеспечить проведение производственного контроля, в том числе проведение лабораторно-инструментальных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для здоровья человека выполняемых работ. Срок исполнения 01.11.2018.
Как следует из материалов дела, администрация Костомукшского городского округ, расположена по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Строителей, д. 5. Согласно выписке из Единого реестра муниципального имущества № Х от 13.06.2017 собственником трехэтажного здания с кадастровым номером № Х, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Строителей, д. 5 является Муниципальное образование «Костомукшский городской округ».
В соответствии с пп. 3.5, 21 и 22 Регламента взаимодействия между МКУ «КУМС» и администрацией Костомукшского городского округа, аппаратом Совета Костомукшского городского округа и Финансовым органом Костомукшского городского округа, хозяйственное обслуживание, обеспечение технического и санитарно-гигиенического состояния здания администрации в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми к данным учреждениям, а также заключения договоров с подрядными организациями возложены на МКУ «КУМС».
23.01.2017 между МКП «Горводоканал Костомукшского городского округа» и МКУ «КУМС» заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения №21/17, в соответствии с которым МКП «Горводоканал Костомукшского городского округа» осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение. Местом исполнения обязательств по договору является: г. Костомукша, ул. Строителей, д.5.
Таким образом, суд приходит к выводу, что пунктами 1 и 5 Предписания №33 от 28.04.2017 на администрацию Костомукшского городского округа незаконно возложены обязанности о приведении качества горячей воды (по органолептическим показателям) в соответствие с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а также об обеспечении осуществления постоянного и регулярного в установленном порядке проведения дератизационных и дезинсекционных мероприятий в здании администрации с предоставлением копии документов (копии договоров, копии актов выполненных работ и т.п.), подтверждающих организацию и проведение указанных мероприятий в территориальный отдел.
Доводы административного истца о незаконности возложения на администрацию Костомукшского городского округа обязанности по п. 6 Предписания №33 от 28.04.2017, суд считает необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий предусмотрены Санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" 1.1.1058-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 года (далее по тексту - СП 1.1.1058-01).
Пунктом 6 Предписания на администрацию Костомукшского городского округа возложена обязанность исполнения п. 1.8 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 14.4 СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», СанПиН 2.2.2.1332-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике», ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, а именно организовать и обеспечить проведение производственного контроля, в том числе проведение лабораторно-инструментальных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для здоровья человека выполняемых работ.
С учётом изложенного, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить пункты 1, 5 Предписания главного специалиста - эксперта территориального отдела в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия №33 от 28 апреля 2017 года, вынесенного в отношении администрации Костомукшского городского округа.
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене п. 6 Предписания главного специалиста - эксперта территориального отдела в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия №33 от 28 апреля 2017 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья И.А. СафарянМотивированное решение составлено 19 августа 2017 года.