УИД 11RS0001-01-2020-005654-42 Дело № 2а-4135/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Новиковой И.В.,
при секретаре Крутикове П.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар 27 мая 2020 года дело по административному исковому заявлению Администрации МО ГО «Сыктывкар» к МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с административным исковым заявлением к МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, заявляя требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав на отсутствие вины в неисполнении требований исполнительного документа в установленный законом срок.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми № 2-9704/2019 от 28.11.2019 на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить ФИО1 вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Сыктывкара, общей площадью не менее 16,4 кв.м, взамен жилого помещения по адресу: ...
26.03.2020 постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство № №... в отношении должника администрации МО ГО «Сыктывкар». Должнику предложено исполнить решение суда в течении 5 дней со дня получения постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 14.04.2020 в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
16.04.2020 администрация МО ГО «Сыктывкар» обращалась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда от 28.11.2019 по делу № 2-9704/2019 сроком до 31.12.2021.
Поскольку заявителем не представлено объективных доказательств того, что по окончании срока заявленной отсрочки решение суда будет исполнено в разумный срок, 26.05.2020 судом отказано в удовлетворении заявления администрация МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1).
В силу ч. 7 названной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. При этом оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер, иное может привести к злоупотреблениям как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.
Статья 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" связывает взыскание исполнительского сбора с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок в силу ст. 30 названного закона исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней.
Из изложенного следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для возложения на него ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Также должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Поскольку администрация МО ГО «Сыктывкар» не приняла своевременных мер для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требований, оснований для освобождения его от уплаты исполнительского сбора не имеется.
Вместе с тем, учитывая статус истца как публичного образования, на который возложено исполнение различных обязанностей органа местного самоуправления, степень вины, а также принятие мер к исполнению требований исполнительного документа, суд полагает возможным снизить размер подлежащего взысканию с должника исполнительского сбора на 25% до 37 500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
В удовлетворении административного искового заявления администрации МО ГО «Сыктывкар» к МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № №..., отказать.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с администрации МО ГО «Сыктывкар» постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП России по Республике Коми от 14.04.2020, взысканного в рамках исполнительного производства № №... до 37 500 руб.
Обратить определение суда к немедленному исполнению.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение 15 дней через Сыктывкарский городской суд.
Председательствующий И.В. Новикова