Дело № 2-42/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2019г. пос. Вохма
Вохомский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Белеховой Г.А.,
при секретаре Крепышевой Е. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Вохомского муниципального района Костромской области к Галкиной Е.М. о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности,
установил:
Администрация Вохомского муниципального района Костромской области обратилась в суд с иском к Галкиной Е. М. о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности. указав, что ДД.ММ.ГГГГ. Галкиной Е. М. в целях реализации программы по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территории на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" на строительство (приобретение) жилья были предоставлены денежные средства в размере 924588 рублей. До настоящего времени ответчица не выполнила свои обязательства по регистрации права общей собственности на построенное жилое помещение на себя и членов своей семьи.
В судебном заседании представитель истца – представитель администрации Вохомского муниципального района Костромской области по доверенности Зайцев А. Н. исковые требования поддержал, пояснил, что в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территории на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" ДД.ММ.ГГГГг. между Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области и администрацией Вохомского муниципального района Костромской области заключено соглашение №д на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Во исполнение вышеуказанной программы Галкиной Е. М. была предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 924588 руб., из которых средства федерального бюджета - 403600 руб., средства областного бюджета - 38890 руб., средства местного бюджета – 132088 руб. Право Галкиной Е. М на получение социальной выплаты подтверждено свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГг.
Одним из условий предоставления социальной выплаты являлось оформление построенного жилого дома в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, не позднее чем через 18 месяцев с даты выдачи свидетельства, что предусмотрено п. 30 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, на территории Костромской области, в том числе молодым семьям м молодым специалистам на селе, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №-а.
До настоящего времени данное условие Галкина Е. М. не выполнила, срок истек ДД.ММ.ГГГГг., в связи с чем истец в лице администрации Вохомского муниципального района Костромской области просит взыскать с Галкиной Е. М. полученную ею социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 924588 руб.
Галкина Е. М. в суде исковые требования не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГг. она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет. В октябре 2015г. обратилась в администрацию Вохомского муниципального района Костромской области с заявлением о включении ее в состав участников федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территории на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". ДД.ММ.ГГГГг. она, как участник программы, получила свидетельство на социальную выплату в размере 924588 руб. Деньги пришли сразу из федерального и областного бюджетов. Деньги из местного бюджета поступили только через 9 месяцев. Строительство жилого дома в <адрес> вместе с мужем они начали в конце лета 2017г. ДД.ММ.ГГГГг. она заключила договор с ООО «СеверСтройДом» на поставку домокомплекта стоимостью 786400 руб. Дом в 2017г. из-за погодных условий не могли достроить. ДД.ММ.ГГГГг. она заключила договор с ИП ККК на поставку строительных материалов. В летнее время 2018г. строительство дома продолжили, провели электричество, водопровод и канализацию. В 2018г. невозможно было провести отделочные работы, поставить окна, сделать печь, так как дом при погодных условиях <адрес> требовал усадки. Данные работы по этой же причине невозможно было сделать и осенью 2018г., а также зимой 2019г. Кроме того, в соответствии с ГОСТом 6782.1-75 усадка сруба из оцилиндрованного бревна естественной влажности занимает по времени один-полтора года. В текущем году в летнее время они дом достроят. Условия она выполнит, после приемки дома оформит его в общую собственность членов ее семьи.
Третье лицо представитель Департамента агропромышленного комплекса Костромской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил отзыв на исковое заявление, в котором считает требования администрации Вохомского муниципального района обоснованными, просит их удовлетворить.
Третье лицо Галкин А. Е. с иском не согласен, подтвердил объяснения свой жены Галкиной А. Е.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пунктов «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствие со статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
Реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения ряда целей, в том числе создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов. Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем: предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности; софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа; использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала; увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствие с Типовым положением, предусмотренным приложением N 4 к названной федеральной целевой программе.
В соответствие с пунктом 12 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением N 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации федеральной целевой программы"Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" постановлением администрации Костромской области от 12 ноября 2013 года N 477-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Устойчивое развитие сельских территорий Костромской области на 2014-2020 годы" утверждена государственная программа Костромской области "Устойчивое развитие сельских территорий Костромской области на 2014-2020 годы". На основании указанной программы постановлением администрации Костромской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-а утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Костромской области, в том числе в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
В соответствии с п. 30 вышеуказанного Положения - жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в сроки: не позднее чем через 18 месяцев с даты выдачи свидетельства в случае строительства жилого помещения или участия в долевом строительстве.
Департамент вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.
Оценка доказательств, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, Галкина Е. М. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598.
Предметом Соглашения, заключенного Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области и администрацией Вохомского муниципального района Костромской области №д от 20.03. 2017г. (л.д.4-10) является предоставление в 2017г. субсидий из федерального и областного бюджетов на софинансирование расходных обязательств Вохомского муниципального района по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Приложениями № 1 и 2 к Соглашению указаны сведения об объемах субсидий, предоставленных Вохомскому муниципальному району в 2017г. (л.д.11-12).
Дополнительным соглашением № 1 от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13) внесены изменения в приложение № 1, объем субсидий увеличен.
В соответствии с протоколом № 2 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 17) Галкина (Шадрина) Е. М. признана нуждающейся в улучшении жилищный условий. Постановлением администрации Вохомского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. данный протокол утвержден. (л.д. 15)
В соответствии с условиями указанной Программы, Галкиной Е. М. предоставлена социальная выплата в размере 924588 рублей на строительство индивидуального жилого дома на территории Вохомского муниципального района, о чем Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области ей выдано свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 18-19).
Согласно свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, строительство индивидуального жилого дома должно осуществляться за счет средств федерального бюджета в размере 403600 рубля, средств бюджета Костромской области в размере 388900 рублей и средств местного бюджета в размере 132088 рублей. (л.д.20)
ДД.ММ.ГГГГ. между Галкиной Е. М. (заказчик) и ООО «СеверСтройДом» (подрядчик), был заключен договор № на покупку сруба из оцилиндрованного бревна для строительства коттеджа на сумму 786400 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ. между Галкиной Е. М. (покупатель) и ИП ККК (продавец), был заключен договор № на покупку строительных материалов на сумму 138188 рублей.
Представленные ответчиком фотографии недостроенного жилого дома свидетельствуют о строительстве Галкиной Е. М. жилого дома.
Свидетель Свидетель №1 пояснила, что она работает в должности главного специалиста отдела архитектуры, строительства и градостроительства администрации Вохомского муниципального района. Ей известно, что Галкина Е. М. получила социальную выплату на строительство жилого дома. В ДД.ММ.ГГГГ. она совместно с представителем Департамента агропромышленного комплекса Костромской области выезжала на место строительства дома, на месте был возведен фундамент. В связи с погодными условиями больше никаких работ не делалось. Больше на объект она не выезжала. Она знает, что Галкина Е. М. заключила договоры на поставку сруба, строительных материалов. Все денежные средства выплаты потратила на строительство дома, но по объективным причиним, из-за погодных условий, а также, возможно, задержка поставки строительных материалов в Вохомский дальний район, не могла в предусмотренный срок 18 месяцев закончить строительство дома. Этот срок для строительства жилых домой для отдаленного Вохомского района мал, да и у Галкиных большой объем строительства.- дом двухэтажный.
Истец не опровергает факта строительства жилого дома ответчиком. Но считает, что п. 30 Положения не предусматривает продление срока оформления жилого дома в общую собственность всех членов семьи.
По мнению суда, само по себе нарушение указанного в п. 30 Положения о порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Костромской области, срока регистрации права общей долевой собственности на жилой дом Галкиной Е. М., в данном случае, не является достаточным основанием для взыскания с ответчика социальной выплаты, поскольку нарушение срока вызвано объективными причинами, препятствующими ответчику своевременно завершить строительство жилого дома и зарегистрировать право собственности на него. Как следует из материалов дела, в период действия свидетельства о предоставлении социальной выплаты, выданного Галкиной Е. М. ДД.ММ.ГГГГг., денежные средства из федерального и областного бюджета поступили ДД.ММ.ГГГГг, а из местного бюджета ДД.ММ.ГГГГг., то есть полностью выплата была получена Галкиной Е. М. в зимнее время, когда строительство жилого дома невозможно из-за погодных условий. Кроме того, Галкина Е. М. ДД.ММ.ГГГГ. заключила договор с ООО «СеверСтройДом» на покупку сруба дома, срок выполнения работ по договору составляет 14-30 дней (п.3.1). Таким образом, поставка сруба фактически проведена в осеннее время, что также не позволяет в связи с погодными условиями дальше проводить какие-либо строительные работы. Кроме того, суд считает объективной причиной свидетельствующей, что Галкина Е. М. не могла завершить строительство жилого дома, отдаленность Вохомского района от предприятий, занимающихся продажей строительных материалов, что требовало дополнительного времени для их закупки и доставки.
Каких-либо виновных действий самой Галкиной Е. М., повлекших увеличение сроков строительства жилого дома, в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Таким образом, суд считает, что цель реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", во исполнение которой Галкина Е. М. и была включена в указанную программу - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, достигнута.
В связи с вышеизложенным, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований администрации Вохомского муниципального района Костромской области к Галкиной Е.М. о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Вохомский районный суд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения
Судья Г. А. Белехова
Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2019г.