По делу № 2 - 521 2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 октября 2014 года ст. Новопокровская.
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Баранова С. В.
при секретаре Елисеевой Т. А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Новоивановского сельского поселения, Самборского Виктора Михайловича и Самборского Владимира Михайловича к главе крестьянского (фермерского) хозяйства «Форпост» Деревянко Валентине Алексеевне, главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Дробилко Алексею Александровичу, главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Варавину Алексею Алексеевичу, главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Горох Александру Фёдоровичу, главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Кукса Михаилу Леонидовичу, главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Бельскому Анатолию Васильевичу, главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Горох Григорию Фёдоровичу, главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Липенину Владимиру Дмитриевичу и главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Миргородскому Александру Алексеевичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
У С Т А Н О В И Л :
В Новопокровский районный суд Краснодарского края с иском обратились администрация Новоивановского сельского поселения Новопокровского района, Самборский Виктор Михайлович и Самборский Владимир Михайлович к главе крестьянского (фермерского) хозяйства (далее КФХ) «Форпост» Деревянко В.А., главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю (далее КФХ ИП) Дробилко А.А., главе КФХ ИП Варавину А.А., главе КФХ ИП Горох А.Ф., главе КФХ ИП Кукса М.Л., главе КФХ ИП Бельскому А.В., главе КФХ ИП Горох Г.Ф., главе КФХ ИП Липенину В.Д. и главе КФХ ИП Миргородскому А.А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Свои исковые требования мотивируя тем, что Постановлениями главы администрации Новопокровского района № от 30 сентября 1991 года Самборскому Виктору Михайловичу и Самборскому Владимиру Михайловичу были предоставлены из земель запаса в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью по 82700 кв.м. каждому, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Новопокровский район, Новоивановское с/п, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря». Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Новопокровского района им были выданы свидетельства о праве собственности на землю № 313 и № 314 от 1 октября 1992 года. До настоящего момента Самборский Виктор Михайлович и Самборский Владимир Михайлович не могут провести работы по межеванию данных земельных участков, определить на местности их границы и уточнить их площади, так как отсутствуют сведения о свободных землях на территории Новоивановского с/п, ст. Плоская, на которых они могли бы провести вышеуказанные действия. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Новопокровского района, который занимался регистрацией права на землю, ведал выделом и осуществлял учет выделов земельных участков, хранил весь земельный архив, 13 июля 2005 года был ликвидирован. Организации, которая являлась бы правопреемником комитета в Новопокровском районе нет. В связи с вступлением в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года, функция выдачи документов, подтверждающих права на земельные участки у Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов РФ - были изъяты. В соответствии с Приказами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Краснодарскому краю от 24 ноября 2004 года № 187-П и от 31 декабря 2004 года № 210-П Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству районов края были ликвидированы. При этом, согласно ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечёт его прекращение, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемственности другим лицам. Таким образом, отделы Управления Росреестра по Краснодарскому краю полномочиями по изготовлению и выдачи дубликатов свидетельств, ранее выданных Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района, а также внесения в них изменений в связи с допущенными в них техническими ошибками - не наделены.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан: 1) произвести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона; 2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; 3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решение общего собрания проектом межевания земельных участков.
В соответствии со ст. 12.1 данного закона, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п. 1 настоящей статьи. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьёй порядке невостребованными.
В соответствии с п. 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными актами органов местного самоуправления. Данные положения закона призваны усилить контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за использованием и охраной земель на территории Российской Федерации; выявить и пресечь земельные правонарушения, допущенные землепользователями. Данный контроль также позволяет более эффективно использовать земельные ресурсы Российской Федерации, и сделать прозрачным учет и контроль землепользования. В своей деятельности муниципальные инспектора должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, законами субъекта Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами органа местного самоуправления, в том числе определяющими порядок проведения муниципального земельного контроля. Муниципальные инспектора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с Управлением, органами исполнительной власти, организациями и общественными объединениями, а также гражданами.
Постановлением Правительства РФ № 689 от 15 ноября 2006 года, установлено, что земельный контроль осуществляется с целью выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформления на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст.ст. 7.1 и 19.21 «Кодекса РФ об административных правонарушениях», - самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, - на территории РФ запрещены и образуют состав административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ и положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, реализует полномочия собственника. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путём: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
В соответствии со ст. 4 указанного закона, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132, 164 ГК РФ.
В соответствии со ст. 12 этого же закона, права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. 19 этого же закона, государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесёнными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в подтверждении о постановке на учет объекта недвижимости, заявителю выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 14 этого же закона, кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Конституция Российской Федерации, закрепляя местное самоуправление как важнейший принцип основ конституционного строя, признает его в качестве самостоятельной формы осуществления населением принадлежащей ему власти в муниципальных образованиях. Ратифицированная Россией Европейская хартия местного самоуправления содержат положение о том, что предоставляемые органами местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными (ч. 4 ст. 4).
Таким образом, исходя из вышеперечисленных требований законодательства РФ, следуют следующие выводы: использовать земельные участки возможно только после оформления прав на них; документами, подтверждающими зарегистрированное право, являются свидетельство о государственной регистрации права и кадастровые паспорта на земельные участки; орган местного самоуправления, при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, реализует полномочия собственника; орган местного самоуправления распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; орган местного самоуправления имеет право обратиться в суд с исками об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения.
В срок до 1 июля 2013 года Новоивановская администрация провела работы по выявлению незаконно используемых земельных участков сельскохозяйственного назначения и выявила таковых общей площадью свыше 500 га на территории Новоивановского сельского поселения, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря». Из-за многочисленных просьб глав крестьянских (фермерских) хозяйств, использующих данные участки, дать им время для оформления прав на землю, администрация Новоивановского сельского поселения решила данный срок продлить до 1 июля 2014 года. За это время большинство глав КФХ оформили документы в соответствии с требованиями законов. Но ответчики по настоящему иску до сих пор используют земельные участки с неоформленными правами на них. Данное обстоятельство даёт право администрации Новоивановского сельского поселения обратиться в суд с настоящим иском об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения ответчиков.
В судебном заседании истец администрация Новоивановского сельского поселения Новопокровского района в лице его представителя Перелыгина С.Ф., действующего на основании доверенности без номера от 17 июня 2014 года, выданной главой администрации Новоивановского сельского поселения Абеленцевым В.А. уточнил исковые требования, отказался от исковых требований в отношении главы КФХ ИП Бельского А.В., так как тот в период подготовки дела к рассмотрению в суде смог надлежащим образом оформить свои земельные участки и у администрация Новоивановского сельского поселения Новопокровского района к данному ответчику претензий в настоящее время нет. Кроме того, просил изъять у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дробилко А.А., №, №, адрес регистрации и проживания: РФ, <адрес>, ст. Плоская, <адрес>-33, из незаконного владения земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 15,82 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и передать его в ведение администрации Новоивановского сельского поселения. А также просил изъять у главы КФХ ИП Миргородского А.А. №, №, адрес регистрации и проживания: РФ, <адрес>, ст. Плоская, <адрес>-108, из незаконного владения земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 15,00 га., расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Новопокровский район, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и передать его в ведение администрации Новоивановского сельского поселения. В остальной части исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. В обоснование исковых требований сослался на доводы изложенные в исковом заявлении.
Истцы, Самборский Виктор Михайлович и Самборский Владимир Михайлович в лице их представителя Перелыгина С.Ф., действующего на основании доверенностей без номера от 18 августа 2014 года, выданной Самборским Виктором Михайловичем и Самборским Владимиром Михайловичем и удостоверенной главой администрации Новоивановского сельского поселения Абеленцевым В.А. уточнили исковые требования, отказались от исковых требований в отношении главы КФХ ИП Бельского А.В., так как тот в период подготовки дела к рассмотрению в суде смог надлежащим образом оформить свои земельные участки и у них к данному ответчику претензий в настоящее время нет. Кроме того, просили изъять у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дробилко А.А., №, №, адрес регистрации и проживания: РФ, <адрес>, ст. Плоская, <адрес>-33, из незаконного владения земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 15,82 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и передать его в ведение администрации Новоивановского сельского поселения. А также просили изъять у главы КФХ ИП Миргородского А.А. №, №, адрес регистрации и проживания: РФ, <адрес>, ст. Плоская, <адрес>-108, из незаконного владения земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 15,00 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и передать его в ведение администрации Новоивановского сельского поселения. В остальной части исковые требования поддержали и просили их удовлетворить. В обоснование исковых требований их представитель Перелыгин С.Ф. сослался на доводы изложенные в исковом заявлении.
Ответчик, глава КФХ «Форпост» Деревянко В.А. в судебное заседании не явилась, хотя надлежащим образом была уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, об отложении дела не просила, возражений по поводу иска в адрес суда не представила.
Ответчик, глава КФХ ИП Дробилко А.А. в судебном заседании исковые требования администрации Новоивановского сельского поселения, Самборского Виктора Михайловича и Самборского Владимира Михайловича об истребовании имущества из чужого незаконного владения не признал в полном объёме, просил в иске отказать. В обоснование своих доводов пояснил, что при межевании его земельного участка кадастровым инженером была допущена ошибка. В настоящее время он обратился в суд с исковым заявлением об исправлении кадастровой ошибки.
Ответчик, глава КФХ ИП Миргородский А.А. в судебном заседании исковые требования администрации Новоивановского сельского поселения, Самборского Виктора Михайловича и Самборского Владимира Михайловича об истребовании имущества из чужого незаконного владения не признал в полном объёме, просил в иске отказать. В обоснование своих доводов пояснил, что земельный участок указанный в исковом заявлении ему не принадлежит.
Ответчик, глава КФХ ИП Горох А.Ф. в судебном заседании исковые требования администрации Новоивановского сельского поселения, Самборского Виктора Михайловича и Самборского Владимира Михайловича об истребовании имущества из чужого незаконного владения не признал в полном объёме, просил в иске отказать. В обоснование своих доводов пояснил, что земельный участок кадастровый квартал 23:22:0102000, общей площадью 2,35 га., расположенный между земельными участками с кадастровыми номерами 23:22:0102000:307, 23:22:0102000:306 и 23:22:0102000:309 ему не принадлежит.
Ответчик, глава КФХ ИП Горох Г.Ф. в судебном заседании исковые требования администрации Новоивановского сельского поселения, Самборского Виктора Михайловича и Самборского Владимира Михайловича об истребовании имущества из чужого незаконного владения не признал в полном объёме, просил в иске отказать. В обоснование своих доводов пояснил, что земельный участок указанный в исковом заявлении в настоящее время находится в стадии оформления.
Ответчик, глава КФХ ИП Варавин А.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, об отложении дела не просил, письменных возражений на исковое заявление администрации Новоивановского сельского поселения, Самборского Виктора Михайловича и Самборского Владимира Михайловича об истребовании имущества из чужого незаконного владения в адрес суда не представил.
Ответчик, глава КФХ ИП Кукса М.Л. в судебное заседание не явился, надлежащим образом был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, об отложении дела не просил, письменных возражений на исковое заявление администрации Новоивановского сельского поселения, Самборского Виктора Михайловича и Самборского Владимира Михайловича об истребовании имущества из чужого незаконного владения в адрес суда не представил.
Ответчик, глава КФХ ИП Липенин В.Д. в судебное заседание не явился, надлежащим образом был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, об отложении дела не просил, письменных возражений на исковое заявление администрации Новоивановского сельского поселения, Самборского Виктора Михайловича и Самборского Владимира Михайловича об истребовании имущества из чужого незаконного владения в адрес суда не представил.
Рассмотрев материалы гражданского дела, выслушав представителя истцов Перелыгина С.Ф., выслушав ответчиков, суд считает необходимым уточнённые исковые требования администрации Новоивановского сельского поселения, Самборского Виктора Михайловича и Самборского Владимира Михайловича об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворить в полном объёме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Постановлениями главы администрации Новопокровского района № от ДД.ММ.ГГГГ Самборскому Виктору Михайловичу и Самборскому Владимиру Михайловичу были предоставлены из земель запаса в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью по 82700 кв.м. каждому, расположенные по адресу: Россия, <адрес>, Новоивановское с/п, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря». Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> им были выданы свидетельства о праве собственности на землю № и № от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из материалов гражданского дела до настоящего момента Самборский Виктор Михайлович и Самборский Владимир Михайлович не могут провести работы по межеванию данных земельных участков, определить на местности их границы и уточнить их площади, так как отсутствуют сведения о свободных землях на территории Новоивановского с/п, ст. Плоская, на которых они могли бы провести вышеуказанные действия. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Новопокровского района, который занимался регистрацией права на землю, ведал выделом и осуществлял учет выделов земельных участков, а также хранил весь земельный архив, 13 июля 2005 года был ликвидирован. Организации, которая являлась бы правопреемником комитета в Новопокровском районе, нет. В связи с вступлением в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года, функция выдачи документов, подтверждающих права на земельные участки у Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов РФ - была изъята. В соответствии с Приказами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Краснодарскому краю от 24 ноября 2004 года № 187-П и от 31 декабря 2004 года № 210-П Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству районов края были ликвидированы.
Согласно ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечёт его прекращение, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемственности другим лицам. Таким образом, отделы Управления Росреестра по Краснодарскому краю полномочиями по изготовлению и выдаче дубликатов свидетельств, ранее выданных Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района, а также внесения в них изменений в связи с допущенными в них техническими ошибками - не наделены. Также Самборский В.М. и Самборский В.М. не могут оформить свои права на землю и по причине отсутствия каких-либо сведений о наличии свободных земель сельскохозяйственного назначения, из которых они могли бы произвести выдел земельных участков в счет своих долей.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан: 1) произвести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона; 2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; 3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решение общего собрания проектом межевания земельных участков.
В соответствии со ст. 12.1 данного закона, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п. 1 настоящей статьи. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьёй порядке невостребованными.
В соответствии с п. 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными актами органов местного самоуправления. Данные положения закона призваны усилить контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за использованием и охраной земель на территории Российской Федерации; выявить и пресечь земельные правонарушения, допущенные землепользователями. Данный контроль также позволяет более эффективно использовать земельные ресурсы Российской Федерации, и сделать прозрачным учет и контроль землепользования. В своей деятельности муниципальные инспектора должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, законами субъекта Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами органа местного самоуправления, в том числе определяющими порядок проведения муниципального земельного контроля. Муниципальные инспектора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с Управлением, органами исполнительной власти, организациями и общественными объединениями, а также гражданами.
Постановлением Правительства РФ № 689 от 15 ноября 2006 года, установлено, что земельный контроль осуществляется с целью выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформления на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. ст. 7.1 и 19.21 «Кодекса РФ об административных правонарушениях», - самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, - на территории РФ запрещены и образуют состав административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ и положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, реализует полномочия собственника. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путём: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
В соответствии со ст. 4 указанного закона, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132, 164 ГК РФ.
В соответствии со ст. 12 этого же закона, права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. 19 этого же закона, государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесёнными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в подтверждении о постановке на учет объекта недвижимости, заявителю выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 14 этого же закона, кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Конституция Российской Федерации, закрепляя местное самоуправление как важнейший принцип основ конституционного строя, признает его в качестве самостоятельной формы осуществления населением принадлежащей ему власти в муниципальных образованиях. Ратифицированная Россией Европейская хартия местного самоуправления содержит положение о том, что предоставляемые органами местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными (ч. 4 ст. 4).
Таким образом, исходя из вышеперечисленных требований законодательства РФ, следуют следующие выводы: использовать земельные участки возможно только после оформления прав на них; документами, подтверждающими зарегистрированное право, являются свидетельства о государственной регистрации права и кадастровые паспорта на земельные участки; орган местного самоуправления, при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, реализует полномочия собственника; орган местного самоуправления распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; орган местного самоуправления имеет право обратиться в суд с исками об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения.
Как установлено в судебном заседании в срок до 1 июля 2013 года Новоивановская администрация провела работы по выявлению незаконно используемых земельных участков сельскохозяйственного назначения и выявила таковых общей площадью свыше 500 га. на территории Новоивановского сельского поселения, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря». Из-за многочисленных просьб глав крестьянских (фермерских) хозяйств, использующих данные земельные участки, дать им время для оформления прав на землю, администрация Новоивановского сельского поселения решила данный срок продлить до 1 июля 2014 года. За это время большинство глав КФХ оформили документы в соответствии с требованиями законов. Но ответчики по настоящему иску до сих пор используют земельные участки с неоформленными правами на них.
В силу ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по предоставлению доказательств и участию в их исследовании.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств и т.д.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчики, глава КФХ «Форпост» Деревянко В.А., глава КФХ ИП Дробилко А.А., глава КФХ ИП Варавин А.А., глава КФХ ИП Горох А.Ф., глава КФХ ИП Кукса М.Л., глава КФХ ИП Горох Г.Ф., глава КФХ ИП Липенин В.Д. и глава КФХ ИП Миргородский А.А. не представили в суд документы доказывающие тот факт, что указанные в исковом заявлении и используемые ими спорные земельные участки поставлены на кадастровый учёт.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик глава КФХ «Форпост» Деревянко В.А. использует земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 7,72 га., расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Новопокровский район, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 9,3 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами №, № и № не стоящие на кадастровом учёте.
Ответчик глава КФХ ИП Дробилко А.А. использует земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 15,82 га., расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Новопокровский район, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № не стоящий на кадастровом учёте.
Ответчик глава КФХ ИП Горох А.Ф. использует земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 2,35 га., расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Новопокровский район, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами №, № и № не стоящий на кадастровом учёте.
Ответчик глава КФХ ИП Горох Г.Ф. использует земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 1,68 га., расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Новопокровский район, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № не стоящий на кадастровом учёте.
Ответчик глава КФХ ИП Липенин В.Д. использует земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 1,66 га., расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Новопокровский район, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № не стоящий на кадастровом учёте.
Ответчик глава КФХ ИП Миргородский А.А. использует земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 15,00 га., расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Новопокровский район, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № не стоящий на кадастровом учёте.
Ответчик глава КФХ ИП Варавин А.А. использует земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 1,74 га., расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Новопокровский район, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал № имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и №, земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 15,5 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами №, земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 1,68 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и №, земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 2,94 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 7,4 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № не стоящие на кадастром учёте.
Ответчик глава КФХ ИП Кукса М.Л. использует земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 7,3 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 7,5 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и №, земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 3,09 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами №, № и № и земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 3,0 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № не стоящие на кадастровом учёте.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах гражданского дела списком хозяйств использующих вышеуказанные земельные участки, кадастровыми планами кадастровых кварталов где находятся спорные земельные участки, копиями публичной кадастровой карты, сведениями ЕГРИП о КФХ главами которых являются ответчики и другими материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Уточнённые исковые требования администрации Новоивановского сельского поселения, Самборского Виктора Михайловича и Самборского Владимира Михайловича к главе крестьянского (фермерского) хозяйства «Форпост» Деревянко Валентине Алексеевне, главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Дробилко Алексею Александровичу, главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Варавину Алексею Алексеевичу, главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Горох Александру Фёдоровичу, главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Кукса Михаилу Леонидовичу, главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Горох Григорию Фёдоровичу, главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Липенину Владимиру Дмитриевичу и главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Миргородскому Александру Алексеевичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения - удовлетворить.
Изъять у главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Форпост» Деревянко Валентины Алексеевны, №, №, адрес регистрации и проживания: РФ, <адрес>, ст. Плоская, <адрес>-25 «а», из незаконного владения земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 7,72 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 9,3 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами №, № и № и передать их в ведение администрации Новоивановского сельского поселения.
Изъять у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дробилко Алексея Александровича, №, №, адрес регистрации и проживания: РФ, <адрес>, ст. Плоская, <адрес>-33, из незаконного владения земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 15,82 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и передать его в ведение администрации Новоивановского сельского поселения.
Изъять у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Горох Александра Фёдоровича, №, №, адрес регистрации и проживания: РФ, <адрес>, ст. Новопокровская, <адрес>-128, <адрес>, из незаконного владения земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 2,35 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами №, № и № и передать его в ведение администрации Новоивановского сельского поселения.
Изъять у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Горох Григория Фёдоровича, №, №, адрес регистрации и проживания: РФ, <адрес>, ст. Плоская, <адрес>-171, из незаконного владения земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 1,68 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и передать его в ведение администрации Новоивановского сельского поселения.
Изъять у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Липенина Владимира Дмитриевича, №, №, адрес регистрации и проживания: РФ, <адрес>, ст. Плоская, <адрес>-77, из незаконного владения земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 1,66 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и передать его в ведение администрации Новоивановского сельского поселения.
Изъять у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Миргородского Александра Алексеевича, №, №, адрес регистрации и проживания: РФ, <адрес>, ст. Плоская, <адрес>-108, из незаконного владения земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 15,00 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и передать его в ведение администрации Новоивановского сельского поселения.
Изъять у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Варавина Алексея Алексеевича, №, №, адрес регистрации и проживания: РФ, <адрес>, ст. Новопокровская, <адрес>-180, из незаконного владения земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 1,74 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и №, земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 15,5 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами №, № и №, земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 1,68 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и №, земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 2,94 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 7,4 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и № и передать их в ведение администрации Новоивановского сельского поселения.
Изъять у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кукса Михаила Леонидовича, №, №, адрес регистрации и проживания: РФ, <адрес>, ст. Плоская, <адрес>-104, из незаконного владения земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 7,3 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и №, земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 7,5 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и №, земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 3,09 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами №, № и № и земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 3,0 га., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, Новоивановское сельское поселение, ст. Плоская, в границах ПСК «Заря», кадастровый квартал №, имеющий общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами № и №, и передать их в ведение администрации Новоивановского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: