Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 апреля 2017 года. с. Кинель-Черкассы.
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Попова В.В.,
с участием представителя истца Преснякова А.В.,
представителей ответчиков Ермохиной Т.А., Шиловой Н.Н.,
при секретаре Харченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Отрадный в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖИЛКОМСЕРВИС», Администрации сельского поселения Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд, изначально предъявив требования к ответчику, в лице ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС», в обоснование предъявленного иска в исковом заявлении указал, что в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Самарской области – территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.
Согласно ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 «государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) в порядке, определяемом правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 утверждено Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Право на подачу иска в защиту прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Самарской области вытекает также из ст.ст. 17, 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1.
Согласно статье 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Целью обращения в суд с исковым заявлением является не удовлетворение каких-либо конкретных материальных требований, а признание незаконными действий, нарушающих права и законные интересы потребителей. Предметом иска является требование неимущественного характера о признании действий противоправными. Основанием иска в защиту прав неопределенного круга потребителей являются факты совершения противоправных действий, которые должны быть прекращены. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», который разъяснил порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел в защиту неопределенного круга потребителей, данная категория дел относится к компетенции судов общей юрисдикции.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства об обязательном исполнении предписаний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.
В соответствии с нормами абз. 2 ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О Защите прав потребителей» при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Согласно ст. 35 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации.
В соответствии со статьей 19 ФЗ РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию систем питьевого водоснабжения обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.
В соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона РФ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
В случае если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
В случае получения указанного уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению с. п. Подгорный, установлено, что средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранные в течение 2016 календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды по органолептическим показателям.
Таким образом, ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС» предоставляет потребителям услугу по поставке питьевой воды, не соответствующей гигиеническим нормативам по микробиологическим, органолептическим и обобщенным показателям, что является нарушением требований статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», статьи 19 ФЗ РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 23 Федерального закона РФ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истец просил признать бездействие ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС» незаконным.
Обязать ответчика привести качество питьевой воды, подаваемой населению сельского поселения Подгорный в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Кроме того, истец просил в случае удовлетворения иска, на основании ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязать ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС» довести через средства массовой информации до сведения потребителей вступившее в законную силу решение суда.
В порядке досудебной подготовки к участию по делу в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечена Администрация сельского поселения Подгорный муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, которая в судебном заседании 22.03.2017 года исключена из субъектного состава третьих лиц, привлечена соответчиком. (л. д. 26, 61).
В судебном заседании 11.04.2017 года, с учетом неоднократных уточнений исковых требований, изложения их в окончательном виде, представитель истца Пресняков А.В. (по доверенности от 28.12.2015 года) исковые требования уточнил, просил исключить из состава ответчиков ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС», предъявив требования к Администрации сельского поселения Подгорный муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, обязать Администрацию сельского поселения Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области привести качество питьевой воды, подаваемой населению сельского поселения Подгорный Кинель-Черкасского района Самарской области в соответствие с пунктом 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», по вступлении решения суда в законную силу довести его через средства массовой информации до сведения потребителей.
Представитель Администрации сельского поселения Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области Шилова Н.Н., осуществляющая полномочия на основании Распоряжения от 10.04.2017 года, исковые требования признала в полном объеме, с учетом уточнений представителем истца исковых требований, не оспаривала их.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в предъявленном объеме, при этом суд исходит из следующего:
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В статье 1 Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года дано следующее определение «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности».
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплены в статье 8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в том числе, обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч.1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с п.1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01, санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 3.1, 3.2, 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила).
В подпункте «д» пункта 3 Правил определено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении №1 к Правилам.
Согласно положениям подпункта «а» пункта 4 Правил, одним из видов коммунальных услуг является холодное водоснабжение, а именно, снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Согласно подпункту «а» пункта 31 Правил, исполнитель коммунальной услуги обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно ст. 3 настоящего Закона, требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В силу ст. 6 указанного выше Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов).
Вышеприведенные нормы Федеральных законов свидетельствуют о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению с. п. Подгорный, установлено, что средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранные в течение 2016 календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды по органолептическим показателям.
Таким образом, в суде доводы истца подтвердились, их не оспаривал и не опровергал представитель ответчика, следовательно, ответчик не выполняет вышеназванные требования законодательства, нарушая тем самым конституционные права неопределённого круга граждан на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду.
Иск обоснован, заявлен в целях соблюдения интересов неопределенного круга лиц, оснований для отказа в его удовлетворении у суда не имеется.
Предъявленный иск в предъявленном объеме, с учетом уточнения, представитель ответчика признает, не оспаривает, о чем прямо указал в данных суду объяснениях.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов иных лиц.
На основании ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд вправе обязать ответчика довести через средства массовой информации до сведения потребителей вступившее в законную силу решение суда.
При наличии указанных выше, установленных судом обстоятельств, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, оснований для отказа в их удовлетворении у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 193, 194 – 199, 320, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Администрацию сельского поселения Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области привести качество питьевой воды, подаваемой населению сельского поселения Подгорный Кинель-Черкасского района Самарской области в соответствие с пунктом 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Обязать Администрацию сельского поселения Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области по вступлении решения суда в законную силу довести его через средства массовой информации до сведения потребителей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение 1 месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.
Решение суда в мотивированном виде изготовлено 14.04.2017 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>