ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 3а-211/2019
№ 88а-2654/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 16 января 2020 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К.,
судей Капункина Ю.Б., Малаевой В.Г.
рассмотрел кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Краснодарского краевого суда от 31 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июля 2019 года по административному исковому заявлению ООО «Кубаньгрузсервис» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, определении кадастровой стоимости земельных участков.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., суд
установил:
ООО «Кубаньгрузсервис» обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, определении кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование своих требований заявитель указал, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2016 года в размере 102 207 797 рублей 44 копеек, 142 766 057 рублей 98 копеек, 42 622 801 рубля 82 копеек, 449 138 886 рублей 69 копеек соответственно. С указанной кадастровой стоимостью земельных участков административный истец не согласен, поскольку она значительно превышает рыночную и приводит к необоснованному увеличению имущественного налога.
Решением Краснодарского краевого суда от 31 мая 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка: с кадастровым номером <данные изъяты> – в размере 69 816 000 рублей, с кадастровым номером <данные изъяты> – 107 390 000 рублей, с кадастровым номером <данные изъяты> – 24 707 000 рублей, с кадастровым номером <данные изъяты> – 226 871 000 рублей. Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельных участков является 9 ноября 2018 года. Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков. В остальной части административный иск оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июля 2019 года решение Краснодарского краевого суда от 31 мая 2019 года оставлено без изменения. С ООО «Кубаньгрузсервис» в пользу ООО «Легал Сервис» взыскана плата за проведение повторной судебной экспертизы в размере 185 000 рублей.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования город Краснодар ставит вопрос об отмене решения Краснодарского краевого суда от 31 мая 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июля 2019 года. По мнению подателя жалобы, кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, значительное уменьшение кадастровой стоимости повлечет изменение налоговой базы и уменьшение налоговых исчислений в бюджет муниципального образования город Краснодар. Кроме того, указывает, что судом не приведено обоснование недостоверности рыночной стоимости земельных участков, установленной судебной экспертизой от 22 февраля 2019 года.
Определением судьи от 6 декабря 2019 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В статье 66 ЗК РФ закреплено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закона № 135-ФЗ ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 12 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть первая); итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть вторая).
Под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям данного Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков (статья 17.1 Закона № 135-ФЗ).
Статьей 24.18 Закона № 135-ФЗ предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть в частности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов.
По состоянию на 1 января 2016 года государственной кадастровой оценкой земель определена кадастровая стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в размере 102 207 797 рублей 44 копеек, 142 766 057 рублей 98 копеек, 42 622 801 рубля 82 копеек, 449 138 886 рублей 69 копеек соответственно.
Как указано в отчете ООО «Оценка.Право.Кадастр» от 6 ноября 2018 года № об определении рыночной стоимости недвижимого имущества рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2016 года составляет: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 36 803 489 рублей, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 58 437 119 рублей, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 12 503 441 рубль, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 133 566 047 рублей.
Данный отчет об определении рыночной стоимости недвижимого имущества представлен административным истцом в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю.
Решением комиссии от 29 ноября 2018 года № 28/3 установлено несоответствие указанного отчета об оценке требованиям статьи 11 Закона № 135-ФЗ, а также требованиям о содержании и описании в отчете информации, предусмотренным федеральными стандартами оценки, в связи с чем заявление ООО «Кубаньгрузсервис» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении кадастровой стоимости участков в размере их рыночной стоимости оставлено без удовлетворения.
Определением Краснодарского краевого суда от 16 января 2019 года по административному делу по административному иску ООО «Кубаньгрузсервис» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, определении кадастровой стоимости земельных участков назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, проведение которой поручено ООО «Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы».
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 22 февраля 2019 года № рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> на дату определения кадастровой стоимости составляет 131 453 000 рублей, 82 789 000 рублей, 35 152 000 рублей, 375 501 000 рублей соответственно.
По ходатайству ООО «Кубаньгрузсервис» по административному делу назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Легал Сервис».
Согласно заключению ООО «Легал Сервис» от 26 апреля 2019 года № рыночная стоимость земельных участков на дату определения кадастровой стоимости составляет 69 816 000 рублей, 107 390 000 рублей, 24 707 000 рублей, 226 871 000 рублей соответственно.
Удовлетворяя административное исковое заявление частично, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ принял во внимание заключение повторной судебной экспертизы и установил кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере рыночной.
Доводы кассационной жалобы о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, значительное уменьшение кадастровой стоимости повлечет изменение налоговой базы и уменьшение налоговых исчислений в бюджет муниципального образования город Краснодар, не могут служить основанием для отмены судебных актов. Административным истцом в соответствии с положениями статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ реализовано право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Утверждения кассационной жалобы о том, что судом не обоснована недостоверность рыночной стоимости земельных участков, установленной судебной экспертизой от 22 февраля 2019 года, являются несостоятельными.
Как видно из материалов дела, административный истец представил рецензию на экспертное заключение, в которой приведены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении требований федеральных стандартов оценки при производстве судебной экспертизы. При определении итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости экспертом исследована часть доступной информации, критерии отбора использованных объектов-аналогов экспертом в заключении не приведены, отсутствие необходимости осмотра объектов оценки необоснованно. Информация о ценообразующих параметрах объектов-аналогов не подтверждается материалами экспертизы, в объявлениях о продаже объектов-аналогов отсутствуют сведения о параметрах, на которые экспертом применялись корректировки, в связи с чем расчет стоимости в рамках сравнительного подхода, изложенный в экспертном заключении, противоречит методологии оценочной деятельности и не может являться основой для определения рыночной стоимости объектов оценки.
Принимая во внимание заключение ООО «Легал Сервис» от 26 апреля 2019 года № при вынесении решения, суд исходил того, что заключение повторной судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Закона № 135-ФЗ и Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кассационный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно принял во внимание заключение повторной судебной экспертизы.
Довод жалобы о том, что в результате пересмотра кадастровой стоимости земельного участка уменьшится земельный налог, не может быть принят, поскольку право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной, установлено Законом № 135-ФЗ.
По существу, доводы кассационной жалобы повторяют позицию заинтересованного лица при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка с учетом установленных фактических обстоятельств по делу.
Приведенные судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 31 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар – без удовлетворения.