Дело № 2а-1625/2020
25RS0001-01-2020-001038-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2020 года
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Ярошевой Н.А.
при секретаре Новосёловой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Попова Евгения Владимировича к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю, ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании решений незаконными и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Попов Е.В. обратился в суд с названным административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что он отбывает наказание по приговору Находкинского городского суда Приморского края от 24.11.2016. 28.06.2018 его этапировали из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, но перед этапированием в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю 26.06.2018 его привели на профилактическую комиссию и он был поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к приобретению и употреблению алкогольных напитков. По прибытию в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю он также был поставлен на учет. С решением о постановке его на профилактический учет он не согласен. Просит исключить нарушение, т.к. его незаконно поставили на учет, а также обязать снять его с учета.
Определением суда от 26.10.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Административный истец в судебное заседание не явился, поскольку в настоящее время содержится в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности Бадерик М.В., в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям и доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что Попов Е.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю с 26.11.2016 по 29.06.2018. Постановка Попова Е.В. на профилактический учет, как лицо склонное к употреблению и приобретению наркотических, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков не является дисциплинарным наказанием, а является профилактической мерой направленной на недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждении, посредством системы профилактических мероприятий. В соответствии с Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72, на заседании комиссии в присутствии Попова Е.В. были рассмотрены материалы по постановке его на профилактический учет. По результатам рассмотрения комиссией учреждения было принято решение о постановке на профилактический учет Попова Е.В.Э, как лицо склонное к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков. Для Попова Е.В. отсутствуют отрицательные последствия, связанные с постановкой его на профилактический учет. Попов Е.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения начальника от 26.06.2018 о постановке на профилактический учет только 05.02.2020, т.е. с нарушением срока, установленного ст. 219 КАС РФ, после истечения очень длительного времени. Просит в удовлетворении требований Попова Е.В. отказать в полном объеме.
Представитель ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания был уведомлен надлежащим образом, ходатайства об отложении либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступали, причины неявки суду не известны, направил возражения на административное исковое заявление, согласно которым просит в удовлетворении требований Попова Е.В. отказать.
Выслушав представителя ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю, исследовав и оценив все материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Попова Е.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из содержания искового заявления следует, что истец не согласен с решениями ответчиков от 26.06.2018 и от 28.11.2018 о постановке его на профилактический учет как лицо, склонное к употреблению и приобретению алкогольных напитков, а также просит обязать ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Приморскому краю снять его с учета.
Судом установлено, что Попов Е.В. с 26.11.2016 по 29.06.2018 содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю, с 24.10.2018 и по настоящее время содержится в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, что подтверждается материалами дела.
Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы регламентируется Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2013 года N 72, согласно п.4 которой деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика) (пункт 5 Инструкции).
Согласно пункту 8 Инструкции, основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.
На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в частности, склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков (пункт 24 Инструкции).
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (п. 26 Инструкции).
Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС. Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку. Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (п.п. 27, 28, 30 Инструкции).
По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии. Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись (пункты 33, 34 Инструкции).
Из материалов дела следует, что основанием для постановки Попова Е.В. на учет послужил рапорт оперуполномоченного О/О ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю от 20.06.2018, из которого следует, что в камере № 66 ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю содержится Попов Е.В., 20.03.1984 года рождения, осужденный по ст.158 УК РФ, который вынашивает намерения употребить и приобрести алкогольную продукцию. В связи с чем, на основании приказа МЮ РФ № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» от 20.05.2013 просит начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю поставить на профилактический учет осужденного Попова Е.В., как лицо, вынашивающее намерение приобрести и употребить алкогольную продукцию.
Согласно резолюции начальника ФКУ СИЗО-1 от 22.06.2018 на рапорте от 22.06.2018, сотруднику СИЗО-1 было поручено провести проверку достоверности сведений, изложенных в рапорте от 22.06.2018, по результатам которой принято решение о рассмотрении рапорта на заседании комиссии 26.06.2018.
В соответствии с п.32 Инструкции, на заседании профилактической комиссии 26.06.2018 были рассмотрены материалы о постановке на профилактический учет в отношении Попова Е.В., административный истец присутствовал на заседании комиссии, давал объяснения, что подтверждается протоколом заседания профилактической комиссии № 33 от 26.06.2018, по результатам которого принято решение о постановке Попова Е.В. на профилактический учет, как лицо, склонное к приобретению и употреблению алкогольных напитков.
В соответствии с п.34 Инструкции, Попов Е.В. был ознакомлен с принятым профилактической комиссией ФКУ СИЗО-1 ГУСИН России по Приморскому краю решением о постановке его на профилактический учет, что подтверждается его подписью в протоколе заседания профилактической комиссии № 33 от 26.06.2018 и не оспаривалось в исковом заявлении.
Согласно п. 39 Инструкции, при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках.
Из имеющейся в материалах дела выписки из протокола комиссии администрации ИК-5 по вопросам постановки осужденных на профилактический учет №24 от 28.11.2018 следует, что на основании рапорта и по результатам рассмотрения личного дела установлено, что у осужденного Попова Е.В. имеется выписка из протокола №33 от 26.06.2018, в связи с чем, решено поставить на профилактический учет Попова Е.В. по категории как склонный к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных средств, Попов Е.В. был ознакомлен с указанным протоколом, что подтверждается листом ознакомления, в котором имеется подпись Попова Е.В.
Таким образом, суд полагает, что у администраций учреждений имелись основания для постановки Попова Е.В. на профилактический учет, оспариваемые решения о постановке Попова Е.В. на профилактический учет как лицо, склонное к приобретению и употреблению алкогольных напитков, вынесено уполномоченным органом, с соблюдением установленного нормами действующего законодательства порядке, в связи с чем, оснований для признания решения от 26.06.2018, а также решения от 28.11.2018 о постановке Попова Е.В. на учет как лицо, склонное к приобретению и употреблению алкогольных напитков, не имеется.
Согласно сообщения ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в период отбывания наказания осужденный Попов Е.В. к сотрудникам отдела безопасности с письменным заявлением о рассмотрении вопроса по снятию с профилактического учета не обращался.
При этом требования о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившееся в непринятии решения о снятии с учета, истцом не заявлено.
В связи с чем, с учетом положений ст. 227 КАС РФ, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности снять Попова Е.В. с учета.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
На основании части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено в судебном заседании, об обжалуемом решении от 26.06.2018, а также от 28.11.2018 Попову Е.В. стало известно в день принятия решения, тогда как административное исковое заявление было направлено 11.02.2020 и поступило в Ленинский районный суд г.Владивостока 27.02.2020.
Довод административного истца о том, что он не мог обжаловать решение о постановке его на профилактический учет в установленный законом срок, в связи с отдаленностью нахождения (ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю) и невозможностью подключения своего адвоката, для защиты своих прав, суд признает несостоятельным, поскольку сведения о том, что Попов Е.В. был лишен возможности в установленный срок обратиться с данным иском, в том числе путем отправки почтовой корреспонденции, в материалах дела отсутствуют, в судебное заседание не предоставлены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд, установленный КАС РФ, указанные Поповым Е.В. причины не являются уважительными.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований Попова Е.В. к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю, ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании решений незаконными и возложении обязанности не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░-5 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.12.2020