Дело №2а-1286/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 09 февраля 2016 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Шерстюкова И.В.,
секретаря Никитиной А.А.,
с участием административного ответчика Могильниковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми к Могильниковой Е. Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
установил:
Административный истец государственное учреждение « Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Перми» обратилось с административным иском к административному ответчику Могильниковой Е.Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный Фонд Российской Федерации за ... год в размере ... рублей ... копейки, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере ... рублей ... копеек, пени, начисленные на недоимку: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере ... рублей ... копеек, пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере ... рублей ... копеек. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212 - ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонды обязательного медицинского страхования», плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся и административный ответчик, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212 – ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд медицинского страхования», плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Федеральный Фонд медицинского страхования самостоятельно, в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в территориальный орган ПФ РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что Могильникова Е.Ю. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с Дата по Дата и в указанный период являлась плательщиком страховых взносов – страхователем по обязательному пенсионному страхованию, однако надлежащим образом за ... год свои обязанности по выплате страховых взносов не исполнила. Административному ответчику направлялось требование о погашении задолженности, которое не было удовлетворено в добровольном порядке. В связи с неисполнением в срок обязанности по уплате страховых взносов были начислены пени.
Административный истец в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Могильникова Е.Ю. в судебном заседании согласилась с заявленными требованиями, административный иск признала.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Признание административного иска административным ответчиком при установленных судом обстоятельствах, принимается судом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого гарантируется в Российской Федерации, в частности, путем создания системы обязательного пенсионного страхования. Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа. Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ № 211-О от 12 мая 2005 года, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие.
Положения Закона № 212 – ФЗ не содержат норм, освобождающих плательщиков от уплаты страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Соответственно, факт получения индивидуальным предпринимателем дохода либо его отсутствия по любым причинам не влияет на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов и не предусматривает освобождение какой – либо категории плательщиков от уплаты страховых взносов. В соответствии со ст.11 Закона № 167 – ФЗ снятие с регистрационного учета индивидуального предпринимателя осуществляется по месту регистрации в территориальном органе в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы ПФ РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений об исключении из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей(ЕГРИП), запись в реестр производится на основании поданного в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности по форме Р26001, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности, и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели, физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Могильникова Е.Ю. имеет регистрационный номер страхователя в Пенсионном Фонде Российской Федерации - № .... Приобретение и прекращения статуса индивидуального предпринимателя определены статьей 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации, главой 7 Федерального закона от 08.08.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - ОРГНИП ..., ИНН ... содержится следующая информация в отношении индивидуального предпринимателя Могильниковой Е.Ю. - дата постановки на учет – Дата, дата снятия с учета - Дата. Уплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, возможность получения права на пенсионное обеспечение, индивидуальные предприниматели, являясь участниками системы обязательного пенсионного страхования, имеют возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, при этом с учетом специфики предпринимательского дохода уплата ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, определённой её минимальным размером, обязательной для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 12.04.2005 г., само по себе прекращение физическим лицом занятия предпринимательской деятельностью не влечет к освобождению его от исполнения возложенных на него по уплате страховых взносов. Весь период по Дата подлежит включению в страховой стаж Могильниковой Е.Ю., который будет учтен при наступлении страхового события, назначения пенсии, соответственно за указанный период должны уплачиваться страховые взносы. Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа. Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. Утрата статуса индивидуального предпринимателя не влечет освобождения её от уплаты задолженности, образовавшейся за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, так же не имеет значение наличие или отсутствия прибыли и осуществлялась ли предпринимательская деятельность или нет.
Таким образом, современная система пенсионного обеспечения на основе обязательного страхования работников, осуществляемого в силу закона, т.е. независимо от воли участников соответствующих отношений, предусматривает всеобщность пенсионного страхования работников и необходимость уплаты в их пользу страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и одновременно - единство в правовом регулировании социально-страховых отношений по формированию страховой части трудовых пенсий и их дифференциацию применительно к формированию накопительной части трудовых пенсий с помощью различных нормативов распределения страховых взносов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1). Приведенные положения создают конституционные основы финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно. Одной из конституционных гарантий такой помощи является обязательное медицинское страхование.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, законодатель включил в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие), как в качестве застрахованных, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая, так и страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы (пункт 2 статьи 10, пункт 2 части 1 статьи 11, часть 1 статьи 16 и пункт 2 части 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также пункт 2 части 1 статьи 5 и часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Таким образом, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе индивидуальным предпринимателям, наравне с другими работающими гражданами гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов. Каждый гражданин Российской Федерации обладает равными правами и несет равные обязанности, применительно к медицинскому страхованию, что означает не только равные права на получение бесплатной медицинской помощи, но и равные обязанности в несении бремени по образованию фондов обязательного медицинского страхования. Поскольку индивидуальные предприниматели, как самозанятые граждане, осуществляют свободно избранную ими профессиональную деятельность на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности, на государстве не лежит обязанность уплачивать за них страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования. Кроме того, в отличие от страховых взносов, уплачиваемых в рамках обязательного пенсионного страхования, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, являясь обязательными, обладают (как это закреплено в пункте 6 статьи 3 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации") обезличенным характером и, хотя их целевым назначением является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения, суммы взносов перечисляются на страховое обеспечение неопределенного круга застрахованных лиц.
Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №167-ФЗ).
В силу ст. ст. 6, 14 ФЗ Федерального закона №167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели. Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд.
В силу положений ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода.
В силу ст. 12 Федерального закона №212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов: пенсионный фонд – 26%. При этом в силу ст. 22 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, в бюджет пенсионного фонда России: для физических лиц 1966 года рождения и старше – 26% полностью на страховую часть трудовой пенсии), для физических лиц 1967 года рождения и моложе – 20% на страховую часть трудовой пенсии, 6% на накопительную часть трудовой пенсии. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 %.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона №212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Согласно ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В силу ст. 25 Федерального закона №212-ФЗ в случае ненадлежащего исполнения плательщиком обязанности по уплате страховых взносов на имеющуюся недоимку начисляются пени за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.1996 №20-П, Определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.07.2002 №200-О, п. 19, 20 Постановлением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 пени начисляются по день фактической уплаты недоимки.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона №167-ФЗ, взыскание страховых взносов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в судебном порядке.
За время осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик не надлежащим образом исполняла обязанности, возложенные на него законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ и на обязательное медицинское страхование, в связи с чем, образовалась недоимка.
Административным истцом представлен расчет недоимки и пени, не доверять представленному расчету, не оспоренному административным ответчиком, у суда оснований не имеется, административным ответчиком иной расчет не представлен, расчет соответствует действующему законодательству.
С учетом изложенного, отсутствия доказательств исполнения обязательств административным ответчиком в части уплаты в добровольном порядке, требования о взыскании суммы задолженности по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по страховым взносам и пени за ... год в полном объеме в размере ... руб.
В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
При том, что административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии с требованиями ст. 114 КАС РФ, с учетом состоявшегося решения об удовлетворении требований истца в полном объеме, госпошлина в размере ... руб. должна быть взыскана с административного ответчика в доход бюджета. Госпошлина рассчитана в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Могильниковой Е. Ю., проживающей по адресу Адрес, в доход бюджета Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми недоимку и пени по страховым взносам за ... года в размере ... руб., в том числе,
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере ... руб. (КБК 392 1 02 02140 06 1000 160);
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ... руб. (КБК 392 1 02 02101 08 1011 160);
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере ... руб. (КБК 392 1 02 02140 06 2000 160);
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ... руб. (КБК 392 1 02 02101 08 2011 160).
Банковские реквизиты:
...
...
...
...
Взыскать с Могильниковой Е. Ю. в доход бюджета пошлину в размере ... руб.
Решение в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме (с 09 часов 00 мин. 09 февраля 2016 года) может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья И.В. Шерстюков